Это открытие – не совсем то, о чем уже и так известно прекрасной половине человечества: на существо мужского пола слезы влияют не как (или не только как) укор, а как определенный химический сигнал. А стало известным это благодаря исследованиям на грызунах, которые устроены все-таки несколько менее сложно, чем представители человеческой расы мужского пола.
Укрощенная жажда мести
Ученые из научно-исследовательского института Вейцмана под руководством Шани Агрона решили выяснить, посылают ли женские слезы биохимический сигнал мужчине или у людей все работает лишь на эмоциональном уровне.
Для начала они провели опыт в пробирке. На помещенные туда обонятельные рецепторы исследователи покапали слезами, и 4 из 62 рецепторов отреагировали на них.
Тогда исследователи набрали группу самых обыкновенных мужчин и попробовали вызвать у них агрессию. Мужчин по одному усаживали за стол и предлагали сыграть в ту или иную игру с подсадной уткой, то есть со специально обученным человеком, который должен был всем своим поведением демонстрировать сопернику, что пытается смухлевать. И так с каждым по очереди.
После проигрыша, каждому из испытуемых давали шанс отыграться и отомстить обидчику, который должен был в результате собственного проигрыша потерять деньги.
Вот на этом-то этапе участникам эксперимента и предлагалось понюхать что-то, а что – им не говорили.
Мужчины вообще не чувствовали никакого запаха, но у части из них агрессивное поведение в отношении противника снизилось на целых 40 процентов!
Это были те счастливчики, кому дали понюхать женские слезы. Те же, кто нюхал физиологический раствор, проявляли неизменное стремление к мести.
Ученые пошли дальше. Они повторили эксперимент, одновременно снимая функциональную МРТ, на которой обнаружилось, что два вовлеченных в реакцию агрессии отдела мозга, а именно фронтальная кора и передний островок, становились гораздо более активными во время игровой провокации, но у тех мужчин, которые понюхали слезы, эта активность снижалась.
Наблюдая эту связь между женскими слезами, активностью мужского мозга и поведением соответствующего мужчины, ученые приходят к выводу: усиление/снижение проявлений агрессии зависит в том числе и от химических сигналов, поступающих в мозг.
«Мы обнаружили, что у людей, совсем как у мышей, слезы содержат какой-то компонент, на химическом уровне блокирующий агрессию», – пишут авторы исследования.
Культура усложняет получение сигнала
Все наземные млекопитающие при помощи органов секреции выделяют молекулы определенных веществ, которые переносятся воздухом на значительные расстояния и таким образом передают важную информацию заинтересованным в ней представителям биологического вида. Это информация о возрасте, поле, репродукционном статусе и прочих физических и поведенческих параметрах.
До недавнего времени этот аспект не особенно исследовался применительно к человеку, однако теперь Европейский Союз финансирует проект SocioSmell (социальный запах), в рамках которого изучается этот феномен.
«Мы, люди, не подходим к незнакомцам с целью их обнюхать – такое поведение у нас не принято», – говорит координатор проекта SocioSmell Ноэм Собель. Цель проекта – выяснить, насколько серьезную роль играют в человеческом поведении социохимические сигналы, что за вещества действуют на человеческий мозг в процессе их вдыхания и какие механизмы в мозге человека вовлечены в обработку информации, поступающей с запахами.
Исследование о влиянии женских слез на агрессию мужчин тоже было проведено в рамках проекта. В другом исследовании авторы установили, что после рукопожатия с незнакомым человеком люди имеют тенденцию неявным образом нюхать свои ладони. Они подносят руки к лицу как бы с целью почесать нос или как-то еще маскируют истинный мотив данного действия, однако в реальности на подсознательном уровне человек стремится получить какую-то информацию о незнакомце.
А вот в этой, значительно более ранней, но по-прежнему интересной работе Ноэм Собель установил, что группа участников эксперимента при просмотре видео зеркальным образом реагировала на ситуацию, когда герой фильма начинал к чему-то принюхиваться – зритель тоже начинал принюхиваться, хотя, казалось бы, нужды в этом не было.
Удивительно, что этот эффект был наиболее ярко выражен, когда зрители не видели того объекта, к которому принюхивался герой, а лишь слышали звук втягиваемого воздуха.
Авторы эксперимента делают вывод, что значение обонятельного сигнала в нашей социальной ориентации до недавнего времени было сильно недооцененным, хотя, как оказывается, это один из важнейших ее компонентов.
Чем пахнет младенец?
Еще одна работа подтверждает справедливость этого вывода.
Ученые установили, что положительная оценка запаха другого человека значительно влияет на то, насколько хорошо могут сложиться с ним дальнейшие отношения. Неслучайно все чаще мы употребляем слово «химия» в значении некой неуловимой субстанции, присутствующей либо отсутствующей при общении.
Вот типичный пример: «Ходил устраиваться на работу. Собеседование прошло хорошо, но между мной и интервьюерами не было химии». А химия в таких делах нередко оказывается более сильным фактором, чем рациональная оценка.
Собель и его коллеги подсчитали количество волатильных соединений на коже человека – их оказалось более 5000. Одно из них – гексадеканол обнаруживается в значительных количествах на коже головы младенца, именно он дает специфический запах, столь сладостный для родителей.
Между тем, используя МРТ, ученые обнаружили парадоксальную, на первый взгляд, вещь: гексадеканол снижает агрессию у мужчин и повышает ее у женщин. Собель и его коллеги по анонимизированным МРТ-снимкам могли определить пол соответствующего человека с точностью 80%.
Как же объяснить такой феномен?
Как говорят ученые, материнская агрессия повышает безопасность ребенка, ведь она в типичном случае имеет защитный характер и направлена на потенциального обидчика малыша.
Другое дело – отец. Его агрессия снижает безопасность, так как она может быть направлена и на самого ребенка. Таким образом, гексадеканол, действуя противоположным образом на мужчин и женщин, оптимизирует баланс безопасности для нового члена популяции, который еще слишком мал, чтобы постоять за себя самому.
Запах без нюха
Работая над проектом, ученые столкнулись с рядом поразительных феноменов. Вот, например, такое открытие.
Существует группа женщин, у которых отсутствуют обонятельные луковицы, и тем не менее их способность чувствовать запахи остается нормальной! Ученые установили это, выполняя МРТ для других исследований и анализируя весь массив накопленных данных.
Что такое обонятельная луковица
Это часть обонятельного мозга, парное образование, которым заканчиваются волокна обонятельного нерва, образуя синаптические контакты (клубочки). Располагается во внутричерепной полости между лобной долей сверху и решетчатой костью снизу. Через ее отверстие поступают нервные волокна обонятельной области носа, а сзади продолжается обонятельный тракт, проводящий сигнал в соответствующие структуры мозга.
Интересно, что все женщины без органа обоняния и при этом чувствующие запахи оказались левшами. Хотя не все левши при этом не имели обонятельных луковиц.
«Это невозможно объяснить. Три процента женщин-левшей имеют прекрасный нюх, не имея при этом обонятельных луковиц. Это настоящий вызов для нас», – говорит Собель. Ученым предстоит понять, каким образом запахи кодируются мозгом, – по-видимому, сигнал может проходить какими-то альтернативными путями.
А еще функциональная МРТ показывает, что за обработку обонятельного сигнала в социальной ситуации вовлечены в гораздо большей степени те зоны мозга, которые отвечают за социальность, нежели обонятельные зоны коры.
В общем, человеческое обоняние является очень сложным и загадочным феноменом, и на пути его исследования ученых ждет еще много интересных и удивительных открытий.
Источники:
Social Chemosignaling as a Factor in Human Behavior in both Health and Disease
Women’s Tears Chemical Diminish Male Aggression
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА