Православный портал о благотворительности

Социальный лифт или подачка?

НКО часто не имеет достаточной компетенции в разработке социальных лифтов, просто жалко кого-то, вот и создаются специальные условия. Это опасная тенденция

Когда говорят о создании условий для встраивания в общество той или иной социально неадаптированной группы, чаще всего имеют в виду включение опекаемых в социальную роль. Однако, создавая проект помощи определенной социальной группе, мало кто задумывается о том, что безграмотное и эмоциональное действие может привести к обратному результату. Подопечные не встроятся в общество, а появится социального гетто, в котором нуждающиеся будут чувствовать себя комфортно и даже будут стараться жить там как можно дольше. Закон жанра – когда тебя кормят из рук, не хочется от этого отказываться. Часто бывает и так, что некоторые модели поддержки создают условия для нескончаемого потока новых поддерживающих, но часто ненужных программ.

Например, открытие столовой для бездомных со временем может перерасти в создание условий для интеграции бездомных в общество. Столовая становится только ключом к решению более важных задач. От простого к сложному. Структура, занимающаяся кормлением бездомных, может создавать новые лифты для «входа» бездомных в новые социальные роли. Однако часто, внедрив проект, никто не хочет идти дальше. Не только потому, что не может, а просто такой цели не ставит. И вот уже пятнадцатый год продолжается движение по кругу около этой социальной группы. Вектор сохраняется на прежний.

Не только государство грешит созданием специальных условий для нуждающихся, открывая социальные приюты и гостиницы там, где нужна профилактика, но куда чаще это делают НКО, считая, что создание приютов и специальных убежищ поможет решить проблемы. Но со временем получают новый вид тех, кому должны помогать. Например, открыв приют для молодых мам из регионов, получают наплыв этих мам, потому что созданы условия для такого потока. Разобраться с тем, чтобы мамы с детьми не ехали в мегаполис, НКО никак не хочет, потому что это гораздо сложнее, нежели открыть приют и модно и красиво его попиарить, показав нужду женщин с детьми на руках. Уже само НКО становится заложником нового процесса, и мамы, не имеющие ни жилья, ни работы, ни поддержки извне, также становятся заложницами ситуации. Нужны ли такие социальные лифты? У большей части общества подобные технологии вызывают умиление, у специалистов, ряд вопросов.

НКО часто не имеет достаточной компетенции в разработке социальных лифтов, просто жалко кого-то вот и создаются специальные условия. Это опасная тенденция, так как в погоне за внешним эффектом мы получаем совершенно новый необоснованный взгляд на каую-то социальную проблему, которую часто можно решить за счет координации и фасилитации. Для многих НКО важнее включить в это добровольцев, нежели решить задачу совсем иным путем.

Чаще всего объектом гиперопеки становятся дети-сироты, о которых заботятся все и вся, и в сухом остатке никто. Для них создаются такие условия существования, что дальнейшее продвижение по жизни, успешность оказывается невозможной. Когда за ребенка, выпускника детского дома, решаются любые возникающие вопросы, появляются специальные гостиные, вводятся талоны и прочие опекающие формы, он не только остается с сознанием сироты на долгое время, но и мутирует в новый вид – взрослого сироты, за которым продолжают бегать и опекать, так как получили его уже в новой социальной роли. Основным инструментом в создании социального лифта для выпускника детского дома является создание условий, когда у него появляется ответственность за свои действия, которые приведут к тому или иному результату. Запекание сироты в добровольческих тисках также опасно, как и предложения пожить в социальной гостинице, после которой он будет вспоминать ее как рай, поскольку в это же время его жилищный вопрос никем не решался, ни им и никем другим. Застыв, как муха в янтаре, во временном комфорте, сирота остается в этом состоянии даже тогда, когда вопрос проживания встает острее острого. У него нет опыта самостоятельного без ЦПУ проживания, он, как галчонок, ищет руководящий клюв. Ему двадцать три года, но жилья он не получил, потому что ничего для этого не сделал, жизненная ситуация не заставила его предпринять шаги для решения данной проблемы. Зажатый в добровольческом прокрустовом ложе, он в нем так и остался. Если же социальная гостиница находится при детском доме, где его кормят, греют воспоминаниями о «детдомовской семье», ребенок возможно уже никогда не интегрируется в общество, поскольку периоды становления взрослой личности он безнадежно пропустит. Дети становятся заложниками опеки, и встраивание в жизненное пространство заканчивается часто тюремными нарами, так как инфантильный индивид наивно пытается решить проблему, но уже криминальным путем. Другого пути они не знают.

В России всегда существовала проблема интеграции людей из разных социальных групп в общество, и особенно она обострилась, когда общество значительно сократило «вход» за счет глобального деления на бедных и богатых. Что ставит перед государством задачи по созданию новых технологий для социального интегратива людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: менять подходы и технологии в социальной работе, семейной политике. Для этого необходимо, чтобы те же НКО вставали на профессиональные рельсы, потому что не учитывая новые социальные вызовы, они порождают новые социальные трудности, взращивая иждивение, нежелание проявлять волю, менять отношение к возникшей трудности. Не идти по пути наименьшего сопротивления, а работать с причиной, замечая следствие, но созидать новую причину, которая приводит к дискредитации социальной работы и добровольчества.

Социальный лифт это технологии, а подачки – разовый бесперспективный процесс. Что важнее?

Социальный работник,
Александр ГЕЗАЛОВ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version