Православный портал о благотворительности

Социальное сопровождение бездомных на приходах

Социально исключенный человек испытывает не одну проблему. Проблемы у людей бывают одновременно медицинские, юридические, социальные, психологические, духовные .Пусть тот же соцработник, или его помощник, вместо того чтобы «посылать», проводит подопечного по нужному адресу и передаст его «с рук на руки». Это могут делать добровольцы. А эффективность работы возрастает нелинейно

Иоганн Кеплер сказал: «Всякое созвездие ни больше, ни меньше, как случайная компания звезд, ничего общего не имеющих ни по строению, ни по значению, ни по размерам, ни по досягаемости». Говоря о проблеме бездомности, ставишь себе вопрос, какая сущностная черта объединяет представителей этой категории людей, и приходишь к выводу, что такой черты просто нет. Более того, и категории-то такой нет.

Есть проблемы, но они – «общечеловеческие», а не специфически «бомжовые» – проблема зависимостей, антисоциального поведения, психиатрические проблемы. Этих людей объединяет только отсутствие крыши над головой с вытекающими отсюда последствиями – неопрятный внешний вид и неприятный запах, возможно (но не обязательно), злоупотребление спиртным, возможно (тоже не обязательно), непредсказуемость поведения. Но нет такой черты, которая позволяла бы говорить о характерных, именно для бездомных, психологии, глубоких личностных чертах, жизненном пути. К бездомности люди приходят совершенно разными путями, как говорят, от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Соответственно и единого пути выхода из данной критической ситуации для каждого подопечного быть не может.

Индивидуальный подход
Состояние социальной исключенности, как правило, является следствием достаточно серьезных ошибок и грехов, без осознания и исправления которых, возвращение к полноценной жизни невозможно, даже при создании благоприятных внешних обстоятельств, например, предоставлении жилья, работы и т.д. Помочь понять и исправить эти ошибки и грехи – задача скорее пастырского душепопечения, однако пастырь берется за эту задачу лишь при активности самого пасомого: тот должен хотя бы прийти и обозначить саму проблему – жизнь летит под откос; что мне нужно исправить в себе? – и поддерживать дальнейший диалог. Но такие слова от бездомных священники слышат крайне редко. Гораздо чаще: «батюшка, дай покушать» или «не могу добраться домой, нет денег» или «болею, помоги на лекарства». Просят также помощи в трудоустройстве (зачастую в надежде на то, что просто так денег дадут, не найдя других способов помочь). Серьезно разобраться в сложившейся ситуации у большинства священников времени не хватает, а у многих еще имеется некоторый опыт (большей частью – негативный) общения с бездомными. Если же священник все-таки пожертвует пятью минутами времени (оторвав их от обеда, или отказавшись от кратковременного отдыха между требами и службами), и попросит просителя рассказать немножко о своей ситуации, в ответ он услышит стандартную «сказку про белого бычка», раздражающую своей топорностью, но абсолютно не подлежащую верификации. И, в результате, бедолаге выносится или гречневая каша в полиэтиленовом пакете (без ложки, зато иногда с метлой – храмовую территорию прибрать), или даются рублей десять, или проситель просто отсылается восвояси.

Выходом было бы наличие на каждом приходе социального работника, который бы целенаправленно занимался оказанием помощи людям, оказавшимся в критической ситуации. Такой сотрудник не торопясь, и выслушает, и расспросит, и проверит всю информацию, и, если найдет возможность помочь, поможет. Ведь говорил Святейший Патриарх Кирилл в своем Пасхальном послании к обездоленным и малоимущим чадам Русской Православной Церкви «Может быть, кто-то стесняется прийти в Церковь, обратиться в храм за помощью в духовных и житейских невзгодах? Это совсем не правильно! <…> в православных храмах всех вас ждут, дорогие братья и сестры! И Церковь готова утешать Вас как духовно, так и телесно».

Впрочем, социальный работник может устроить только внешние обстоятельства жизни человека, да и то не все. Бывают ситуации, когда опытнейшие соцработники пасуют: нечем помочь – хоть к себе домой бери человека. Дело в том, что социальные работники, как бы опытны они не были, не во всех проблемах подопечных могут разобраться. Например, в психологии и психиатрии (вообще в медицинских проблемах). А психологические и психиатрические проблемы не всегда лежат на поверхности, до них надо еще докопаться. Поэтому у соцработника обязательно должен быть консультант – медик (желательно из врачей «первого контакта») и психолог. Хороших православных психологов мало, но почти на каждом приходе (по крайней мере в Москве) имеются люди, учащиеся в духовных учебных заведениях, или закончившие таковые, и ориентированные на приходскую работу с людьми. Им-то и можно поручить индивидуальные беседы с социально проблемными «захожанами». Во время беседы необходимо переключить человека с сиюминутных проблем на стратегические. Примерно так: «Мы постараемся помочь, но лучше и полнее помочь мы могли бы, владея более полной информацией по твоей проблеме» При самой, по-видимому, безвыходной ситуации, серьезная и глубокая беседа, отвлеченная от всякой злободневности, может дать абсолютно неожиданное решение. Какие проблемы у подопечных необходимо искать в первую очередь:

– Психические заболевания: малые и большие. (Сотрудник должен обязательно ориентироваться в психиатрии. Для этого не обязательно иметь медицинское образование. Например, предмет «Пастырская психиатрия» преподается в ПСТГУ на Богословском факультете). При выявлении симптомов психического заболевания надо знать: никакая социальная работа без лечения не может быть эффективной. Душепопечение без лечения также невозможно, пока больной руководствуется своим искаженным, и не подлежащим никакой логической коррекции видением мира вокруг себя. В таких случаях основную часть проблем может решить назначение специального лечения врачом-психиатром. Пациент начинает принимать таблетки, и психика становится «на место».

– Зависимости. С человеком, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью, особенно в острой фазе, социальная работа малоэффективна: деньги он истратит на предмет своей страсти, и все прочие виды помощи (билет на поезд, медикаменты, вещи, продукты питания) конвертирует в деньги с тем же результатом.
Иногда курс лечения в наркологической больнице дает возвращение социальной дееспособности. Другие случаи (и их – большинство) требуют более-менее продолжительной реабилитации, после которой человек возвращается к полноценной жизни. Сложностей добавляют так называемые «двойные диагнозы», когда зависимости сопутствует другое психическое заболевание. Однако эти случаи не так часты, и наркологи их обычно распознают без труда.

– Тяжелые проблемы духовного характера, которые необходимо дифференцировать от двух вышеуказанных видов проблем, так как они требуют особого разрешения. Эти проблемы разрешаются посредством пастырского душепопечения, они требуют Таинства исповеди.

– Менее тяжелые духовные проблемы, связанные с искаженным видением реальности, не являющимся результатом психического заболевания, и поддающиеся непосредственной коррекции.

Комплексный подход – контакты со специалистами
Социально исключенный человек испытывает не одну проблему. Проблемы у людей бывают одновременно медицинские, юридические, социальные, психологические, духовные. Одни влекут за собой другие, и бывает трудно определить, что первично, что вторично. Гадать в таком случае не надо, надо решать одновременно с разных сторон. Как правило, это – запутанный клубок проблем, и чтобы распутать этот узел, нужен не один специалист. Но специалист подобен флюсу – его полнота одностороння, как сказал Козьма Прутков, и, кроме того, он не возьмет на себя всю заботу о человеке как таковом. Как, например, любят говорить врачи-специалисты: «это не наш пациент», или «нашего тут ничего нет». Должен быть координатор (тот же социальный работник), который занимался бы самим подопечным: правильно диагностировал бы проблемы (сам или с помощью консультантов) и разрабатывал бы контакты с нужными специалистами. Разрабатывать контакты – это нелегкая, но выполнимая, и абсолютно необходимая задача. Наше подразделение – Автобус «Милосердие» – в течение этого лета наработал несколько весьма важных контактов, как только мы стали вплотную заниматься проблемой ресоциализации бездомных. Появились «выходы» и на нужных врачей, и на священников, и реабилитационные центры, и т.д. Кроме специалистов нужны контакты с родственными организациями, обмен опытом. Очень важно знать, что ты в своей работе не одинок, и держать связь с людьми, организациями, движениями, занимающимися той же проблемой, что и ты.


Очень важно знать, что ты в своей работе не одинок, и держать связь с людьми, организациями, движениями, занимающимися той же проблемой, что и ты

Комплексный подход дает хорошие результаты, хотя занимает достаточно много времени, о результате такой работы можно говорить через несколько лет. Но должен ли ставиться вопрос о времени, когда речь идет о человеческой судьбе? Так несколько лет мы занимаемся с Ниной М., бездомной женщиной пенсионного возраста – столько разных вариантов испробовали! Подход был комплексный — Нина была пролечена в ЦКБ свт. Алексия, где у нее найден инсулинозависимый сахарный диабет, назначено лечение, как впоследствии выяснилось, — неправильно, затем скорректировано. Рассмотрено несколько вариантов ее устройства на постоянное место жительства — нигде ей не пришлось по душе. Удалось ее пристроить только во Владимирский реабилитационный центр, где она и прижилась. Восстановлены документы, и она готовится к переводу в пансионат в г. Ковров.

Андрей С. – был пролечен в 1-й ПБ от алкоголизма, восстановлены документы, ходил на амбулаторную реабилитационную общину (амбулаторное ведение было возможно, т.к. у Андрея была возможность проживания в Доме ночного пребывания), но эта программа оказалась не вполне эффективной для него: едва не произошел рецидив — вовремя предотвратили, направив на исповедь, подобрав священника. Тот посоветовал стационарную программу, и Андрей сейчас – в обители «ТИЛь» .

Другому же подопечному — Илье Т., по логике вещей, нужен был стационар, т.к. он — иногородний и не может жить в ДНП, однако он сам преодолел влияние патологической социальной среды (что не получилось в свое время у Андрея), и живет сейчас в общежитии, снимая койко-место, и посещая амбулаторную программу. С нашей помощью он восстановил паспорт и восстанавливает сейчас документы об образовании, для осуществления возможности работы по специальности. Есть и другие примеры осуществляемого нами комплексного подхода, но я о них пока умолчу, ибо результаты пока неочевидны. Но надеемся, с Божией помощью будут обязательно.

Сопровождение
Кто из нас не испытывал тяжесть такого вида легкой атлетики, как «бег по инстанциям»? Любое мало-мальски серьезное событие жизни сопровождается столкновением с бюрократией, с необходимостью собирания множества справок, выписок, доверенностей и прочих документов. И в процессе этого сбора нам приходится преодолевать по городу значительные расстояния, искать адреса нужных учреждений, выяснять расписания их работы. Часто нужный нам чиновник принимает один раз в неделю, и сегодня мы уже опоздали, а через неделю – он заболел. Но мы живем в этом городе, ориентируемся в нем, у нас есть телефон, Интернет, необходимые справочники, деньги на дорогу. Есть терпение. Мы не голодны, не раздражены, хотя досадуем, что не все получается в нужные сроки.

Теперь поставим себя на место бездомного. Мы пришли за помощью. В одном месте нам отказали. Во втором дали покушать и немного денег (рублей двадцать, если повезет). В третьем сказали, что помочь нам могут в Комиссии по церковной социальной деятельности. Адрес сообщили приблизительно. В метро не пускают – денег нет, и одежда не первой свежести. Ничего! Язык доведет до Киева, а волка – ноги кормят. К концу дня – нашли, но сотрудники Комиссии уже ушли домой. Переночевав, незнамо где, приходим с утра: оказывается – не туда пришли. Надо на Курский вокзал, к Автобусу «Милосердие», там помогут. Пришли к Автобусу – опять опоздали! Необходимо пройти санобработку, а для «клиентов» Автобуса она – в час дня. Теперь – только завтра, а то и на следующей неделе (если сегодня, например, пятница, и уже два часа дня). А на следующей неделе все повторяется с разностью в нюансах. И хоть бы глоток воды, а то так кушать хочется, что даже переночевать негде! И человек с организмом, ослабленным (не от хорошей жизни) алкоголем, никотином и т.п., теряет терпение, и начинает выказывать недовольство, за что часто попадает в «черный список» в благотворительных организациях. Почему? Да потому что каждый раз, когда мы даем очередной адрес, у него укрепляется убеждение, что мы его «посылаем», и он при этом не далек от правды. Впрочем, бездомные не всегда столь безропотно идут, куда их «посылают», как я это описал. Те, кто почестнее – начинают плакать, что им не добраться, что на метро денег нет, и вообще их туда не пустят (что правда). А многие говорят – «мы там уже были, там не оказывают никакой помощи», «мы там были, там – одни жулики» или: «чтобы попасть туда, с нас требуют мзду». «Да я разговаривал с дьяконом Олегом, – утверждает мне в лицо человек, которого я вижу в первый раз, (разумеется, не зная, что диакон Олег – это я) – никакого толка!». Есть люди, которые благодарят за информацию, и идут, но не туда. Из всех (а их было несколько десятков), кто когда-то обращался ко мне в храме, на улице и при других обстоятельствах, и которых я адресовал к Автобусу, дошли туда единицы. А двоих я лично чуть не за руку довел – они в последний момент сбежали, использовав удобный предлог. Из этого можно, конечно, заключить, что большинству просителей нужны деньги, и не всегда на то, на что просят. Но ведь это не повод отказывать в помощи абсолютно всем! Как можно исключить подобную ловлю рыбы в мутной воде, и сделать нашу помощь адресной? Организовать сопровождение подопечного. Пусть тот же соцработник, или его помощник, вместо того чтобы «посылать», проводит подопечного по нужному адресу и передаст его «с рук на руки». Это не требует особых затрат, не требует опыта работы. Это могут делать добровольцы. А эффективность работы возрастает нелинейно. Пример: в прошлые года к нам обращались люди с просьбой помочь бросить пить. Мы их направляли в здравпункт для бездомных, дальше их путь лежал в Департамент здравоохранения г. Москвы для получения направления («розовый бланк») в наркологическую больницу, и далее — уже в саму больницу. Все эти инстанции друг от друга отстоят достаточно далеко, везде могут возникнуть препятствия в связи с человеческим фактором (например, не прошел фейс-контроль у охраны на том или ином этапе). В результате – едва ли двое из нескольких десятков подопечных в течение четырех лет достигли места назначения. В этом году мы организовали сопровождение наркологических больных, и сорок четыре человека из наших подопечных с мая по октябрь получили необходимую помощь. Эта наша программа недавно подверглась критике со стороны добрейшего и гуманнейшего человека — Марины Елисеевны Бобровой — социального работника здравпункта для бездомных на Курском вокзале, которая считала, что алкоголиков не надо водить «за ручку» по инстанциям, и что они должны сами преодолевать трудности, это им полезнее. Но на следующей неделе та же самая Марина Елисеевна попросила нас сопроводить в 17 наркологическую больницу одновременно шесть (!) пациентов.

Таким образом, путь к решению проблемы ресоциализации людей, оказавшихся по разным причинам на улице, лежит, на наш взгляд, через кропотливую работу, основанную на индивидуальном подходе, комплексном решении их проблем, и социальном сопровождении.

Диакон Олег ВЫШИНСКИЙ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version