Православный портал о благотворительности

Социальная психология: почему крупные спонсоры становятся крупными спонсорами

Мы продолжаем рассказывать о результатах исследований, которые проводят представители психологии благотворительности. Сегодня – внимание крупным дарителям

Мы продолжаем рассказывать о результатах исследований, которые проводят представители психологии благотворительности. Сегодня – внимание крупным дарителям.

Крупный крупному рознь

Крупный даритель (спонсор) – понятие относительное. Согласно самому распространенному определению, это человек, который делает личное пожертвование, намного превышающее те денежные суммы, которые фонд получает обычно. Для кого-то это 10 тысяч, для кого-то 10 миллионов – все зависит от НКО.

Что движет этими людьми? Социальные психологи в течение последних десятилетий очень активно изучают мотивацию крупных спонсоров.

Такие же, как все

Директор Центра изучения благосостояния и филантропии в Бостонском колледже Пол Щервиш считает, что этими людьми движет абсолютно то же самое, что и представителями любого другого класса общества, желающими внести свою лепту в благое дело. «Назовите любой мотив – от искренней эмпатии до стремления повысить собственную самооценку, от религиозных убеждений до интересов бизнеса, от страсти до стремления поддерживать престиж, от политических интересов до налоговых льгот – и будьте уверены, найдутся миллионеры, для которых любой из них является основополагающим», – говорит он.

Игрок, а не зритель

Люди, обладающие действительно крупными состояниями и отдающими львиную долю дохода на благие цели, имеют одну общую черту: они хотят не просто поддерживать какое-о дело, а формировать его. Таковы правила игры в мире, где они живут, и ограничиваться вспомогательной ролью такие дарители просто не могут. Кто-то из них становится активным организатором благотворительных проектов, им интереснее продюсировать новые начинания, чем поддерживать уже существующие программы. Но даже если не так, помощь такого богача всегда не только помощь (социальные психологи говорят о «гиперпомощи»). Тут количество переходит в качество. Когда НКО получает по-настоящему большое (очень большое) пожертвование, оно может изменить всю программу его деятельности, и даритель, таким образом, все равно становится активным участником процесса.

Просите, но аккуратно

В начале 2000-х годов интересное исследование мотивации богачей-филантропов, провел Bank of Americа. Социологов интересовали семьи с доходом выше 200 тысяч долларов в год и состоянием не меньше одного миллиона, проживающие в разных регионах страны. Две трети (!) респондентов признались, что вносили крупные денежные суммы в различные фонды только потому, что их попросили об этом. Другие говорили об общности людей, необходимости делиться с другими, стремлении изменить мир к лучшему, решив какие-то насущные проблемы. Но, возможно, все эти прекрасные порывы так и остались бы порывами, когда бы представители некоммерческих организаций не проявляли инициативы.

Впрочем, излишняя настойчивость может лишь повредить делу. В 2008 году банк продолжил исследования. На этот раз его интересовали крупные дарители, которые по каким-то причинам перестали заниматься благотворительностью. По каким? «Перестал ощущать личную причастность к этому делу», «решил поддерживать другой фонд» и «устал от слишком частых просьб о финансовой помощи» – вот так звучали самые распространенные ответы.

Семь лиц филантропа

В зависимости от мотивации, психологи Расс Алан Принс и Карен Мару Файл разделили всех крупных дарителей на семь типов – в зависимости от мотивации. Эта весьма широко известная в узких филантропических кругах классификация носит название «Семь лиц филантропа». Среди них:

  1. Общественники (26%). Они дают деньги на конкретные дела, имеющие отношение к местным проблемам, либо активно поддерживают местные же НКО, призванные эти проблемы решать. Эти люди не желают спасать весь мир, их цель «привести планету в порядок» только вокруг себя. Их не интересует всеобщее процветание, но исключительно – качество жизни того населенного пункта, в котором они имеют честь обитать.
  2. Благочестивые (21%). Это верующие люди, принадлежащие к разным конфессиям. Они занимаются благотворительностью, потому что… верят. В основном, жертвуют они на религиозные организации.
  3. Инвесторы (15%). Тут все просто. Благотворительность дает возможность получать налоговые льготы. Часто предпочитают жертвовать на так называемые «зонтичные» НКО (когда под одной маркой собираются деньги на разные проекты и программы).
  4. Светские львы (11%). Эти люди ведут активную светскую жизнь и рассматривают благотворительные акции как один из аспектов оной. Жертвуя крупные суммы, руководствуются стремлением сделать мир лучше – и получить удовольствие от самого процесса. Чаще всего направляют деньги на искусство, образование, в религиозные организации.
  5. Альтруисты (9%). Название этой группы дарителей говорит само за себя. Их мотивация одна – помочь тем, кто нуждается в этом. Они совершенно бескорыстны и часто желают оставаться анонимными. Объекты их щедрости – экстренные программы помощи и социальные проекты. В отличие от прочих групп, альтруистам не свойственно желание играть ключевые роли в фондах и организациях, куда они направляют деньги.
  6. Должники (10%). Они чувствуют себя чем-то обязанным организации, которую поддерживают (это может быть больница, ассоциация исследования какого-либо заболевания, их alma mater и т.д.), и, таким образом, благодарят ее.
  7. Члены династий (7 %). Меценатство для них – семейная традиция. Из рода в род их почтенные кланы отдают крупные суммы денег на благотворительность, и они чувствуют, что обязаны поступать так же.

По материалам сайта www.studyfundraising.info

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version