1. «Перезапуск» президентских грантов
Самое важное событие 2017 года для НКО – изменение системы президентских грантов, она стала проще и доступнее для НКО. Появился единый грантооператор, Фонд президентских грантов. Теперь эксперты не ограничены необходимостью выбирать «квоту» для направлений и могут ориентироваться исключительно на качество проектов.
Упростилась процедура подачи заявок. Прием документов происходит в электронной форме, через личный кабинет на интернет-портале. К заявке достаточно приложить Устав организации и выписку из ЕГРЮЛ. Другие документы требуются лишь на этапе заключения договора с победителями. Отчетность также принимается в электронном виде.
По новым правилам прошло два конкурса: с 17 апреля по 31 мая и с 16 августа по 29 сентября. По результатам первого гранты получили 970 НКО из 79 регионов. Среди победителей неожиданно оказались 3 организации со статусом иностранных агентов: «Левада-центр» (признан в РФ иноагентом), БФ «Самарская губерния» и Центр развития некоммерческих организаций из Санкт-Петербурга. Самый крупный грант получил фестиваль «Золотая маска» – 50 млн руб.
Второй конкурс стал рекордным по числу участников. На него было подано 9543 заявки. Значительную часть грантов выиграли региональные НКО, впервые ставшие победителями. Самый крупный грант (около 27 млн рублей) был выделен на проведение вторых Всемирных Парадельфийских игр.
«В этом году первый шаг был сделан именно на поддержку общественно-значимых проектов НКО – не ура-патриотических, а дополняющих деятельность власти в сферах, куда у нее не доходят руки. Не удивительно, что самые популярные направления – охрана здоровья, наука и образование и соцзащита — все, что составляет понятие «человеческого капитала», то, в чем и должны быть сильны НКО», – прокомментировал итоги конкурса президент Благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов.
2. Проблема ПНИ получила широкую огласку и начала решаться
Учреждения для людей с психиатрическими нарушениями перестают быть закрытой темой. В течение года появились многочисленные публикации в СМИ о нарушениях прав пациентов ПНИ. Например, в июле была опубликована статья Веры Шенгелия о злоупотреблениях с квартирами подопечных в московском ПНИ № 30. В Забайкалье, Кузбассе, Туве и других регионах возбуждались уголовные дела о хищениях денег со счетов людей, живущих в ПНИ. В Брянской области следственные органы заинтересовались опубликованным в сети видео из интерната, где пациентов приковывали к кроватям цепями.
На этом фоне сдвинулась с мертвой точки реформа психоневрологических интернатов. Ключевые вопросы: переход к сопровождаемому проживанию, создание службы защиты прав недееспособных, распределенная опека (несколько опекунов у одного подопечного) и контроль над опекунами – юрлицами.
Минтруд уже готовит концепцию реформы ПНИ и планирует завершить работу в первом полугодии 2018 года. По словам министра Максима Топилина, цель реформы – «разукрупнение» интернатов и «приближение к условиям обычной жизни». В декабре ведомство утвердило методические рекомендации по организации сопровождаемого проживания инвалидов в домах и квартирах вместо стационаров. «Вопрос в том, насколько готовы к их выполнению регионы, которым придется нести основные расходы», – отметила Елена Клочко, член Совета при правительстве РФ по попечительству в социальной сфере.
Готовится законопроект о независимой Службе защиты прав подопечных ПНИ. В ноябре был подготовлен проект постановления правительства, обязывающего органы опеки контролировать соблюдение прав взрослых пациентов ПНИ. В нем предлагается проводить регулярные проверки условий жизни подопечных и сохранности их имущества. Правда, остается опасность, что сотрудники опеки будут относиться к таким проверкам формально.
«В московские ПНИ начали пускать волонтеров и общественников, – отметил руководитель Добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский. – До этого пускали только отдельных людей, прямо как в тюрьму. Сейчас НКО, заключив договор, может спокойно посещать такие учреждения. Хотелось бы, чтобы эта практика распространилась и на регионы. Закон доступ в ПНИ не запрещает, но все отдано на откуп директорам, которые в подавляющем большинстве против лишних глаз и никого не пускают».
3. БФ «Старость в радость» убедил государство создать систему долговременного ухода
В июле на встрече представителей НКО с президентом Владимиром Путиным директор БФ «Старость в радость» Елизавета Олескина заявила о необходимости создания системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами.
Президент поручил правительству и Агентству стратегических инициатив разработать комплекс мер для создания сбалансированной системы соцобслуживания и медицинской помощи таким людям на дому, в полустационарной форме и в стационарах.
В настоящее время концепция системы долговременного ухода уже разработана, дорожная карта тоже готова. В федеральный бюджет на 2018 год заложено около 100 млн рублей на этот проект. Пилотными регионами станут Новгородская, Костромская, Тверская, Псковская, Волгоградская и Рязанская области. За три года должна быть создана нормативная база, подготовлены методические документы, после чего на основе опыта 6 регионов проблема будет решаться уже на федеральном уровне.
«Собственно, речь идет не об особенных новшествах, а о создании сбалансированной жизнеспособной системы долговременного ухода, – объяснила Елизавета Олескина. – Все части существующей социальной и медицинской системы будут собраны воедино, достроены недостающие элементы. Например, доработаны отсутствующие у нас в стране стандарты ухода. Принципиально важно, что эта система будет выстраиваться вокруг реальных потребностей пожилого человека. На всех этапах он должен получать именно ту поддержку и помощь, которая ему нужна – не меньше, и не больше».
4. Фондам предложили Стандарт открытости
В ноябре Форум доноров пригласил некоммерческий сектор к обсуждению проекта Стандарта информационной открытости НКО. Документ разработали эксперты этой организации совместно с АНО «Информационная культура» и Фондом Кудрина. Стандарт предлагает установить три уровня открытости НКО: базовый, расширенный и полный.
В следующем году Стандарт начнут постепенно внедрять и одновременно проводить кампанию по популяризации его требований. По словам Дмитрия Поликанова, это будет шаг навстречу чиновникам, который одновременно упростит работу с НКО для бизнеса и поможет жертвователям отличать «агнцев» от мошенников.
Есть и другие мнения. Президент фонда «Предание» Владимир Берхин считает, что государство и так хорошо осведомлено о деятельности НКО; бизнесу интересны продуманные стратегические планы и расчеты социального эффекта, а вовсе не информация, раскрытие которой предполагает Стандарт; жертвователи руководствуются прежде всего эмоциями. «Единственное, что в действительности может показать «кухню» организации — это обязательная детализированная публикация расходной части ее бюджета, без обобщений и умолчаний», – сказал он.
5. Все вместе против мошенников
В мае прошла первая Всероссийская конференция «Все вместе против мошенников», организатором выступило Благотворительное собрание «Все вместе». На форум съехались 120 представителей НКО из 12 городов России, они приняли совместную программу действий, направленных против мошенничества в благотворительности: предложить меры по защите названий НКО от копирования; подготовить рекомендации для граждан на случай встречи с лжеволонтерами; добиваться внесения в Уголовный кодекс положений, защищающих НКО от мошенничества и другие. «Все намеченное выполняется, хотя, к сожалению, медленнее, чем мы надеялись – говорит Мила Геранина, координатор проекта «Все вместе против мошенников». – Насколько мы знаем, правительство разрабатывает законодательные решения, касающиеся сбора наличных на улице. Создан информационный материал, в начале следующего года мы разошлем его коллегам в регионах. Наша деятельность повлияла на региональные НКО, они теперь тоже объединяются и ведут борьбу с мошенниками, подключая местные СМИ и правоохранительные органы».
В феврале была опубликована «Декларация о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики-копилки», составленная также по инициативе Благотворительного собрания «Все вместе». Присоединившиеся к ней организации осудили сбор пожертвований в местах массового скопления людей. Документ подписали более 200 НКО. Впрочем, некоторые фонды сочли, что декларация ограничивает НКО в выборе методов фандрайзинга.
6. БФ «Подари жизнь» защитил бренд
Позитивный факт в борьбе с мошенниками – суд частично удовлетворил требования Благотворительного фонда «Подари жизнь», основанного Чулпан Хаматовой и Диной Корзун, и обязал красноярскую некоммерческую организацию, использовавшую такое же название, сменить имя и выплатить компенсацию в размере 50 тыс. рублей. Двойник, созданный в 2015 году, собирал с граждан деньги не самым этичным способом и подрывал репутацию настоящего фонда «Подари жизнь». Как отметил исполнительный директор фонда Григорий Мазманянц, подобные «клоны» отталкивают от благотворительности 10 — 15% потенциальных жертвователей.
7. Между Минздравом и НКО возникло недопонимание
В начале декабря глава Минздрава Вероника Скворцова заявила в Госдуме о широкой доступности для населения России высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), и о недоверии, которое вызывают благотворительные сборы на лечение.
По словам министра, существует координационный совет, включающий 21 «крупнейшую благотворительную организацию», где в рамках принятого кодекса взаимодействия проводится согласование сборов на лечение.
С аналогичным заявлением Вероника Скворцова выступала в начале сентября. Она подчеркнула тогда, что в России можно получить практически любую медицинскую помощь, и собирать средства на лечение за рубежом нецелесообразно.
Как выяснилось, как раз крупнейшим фондам ничего не известно о работе координационного совета. «Впечатление, будто министра кто-то из подчиненных вводит в заблуждение, — отметил президент Русфонда Лев Амбиндер. — Вот заявление о некоем «Специальном координационном совете» при Минздраве из двадцатки крупнейших фондов страны. Русфонда в нем нет. Как я понял, нет там и фонда «Подари жизнь». Между тем, два этих фонда делают самые большие сборы в стране и все пожертвования вкладывают в лечение детей. Министр, разумеется, вправе ранжировать фонды по собственному усмотрению. Но почему и на сайте Минздрава нет ничего об этом «Спецсовете»? Почему там нет ничего и о «Кодексе взаимодействия», якобы взятом на вооружение министерством и фондами?»
Лев Амбиндер прокомментировал также заявление министра о доступности ВМП для граждан России: «Только один пример: ВМП на трансплантацию костного мозга (ТКМ) от неродственного донора в этом году предполагает 2,9 млн. руб. На деле же требуется не менее 5 млн. руб., иногда и больше. Тариф ВМП не учитывает поиск донорского костного мозга и часть лекарств».
«В 2013 году, по-моему, была попытка собрать благотворительные фонды и даже создать горячую линию по «согласованию» заявок. Но все это в 2013 году и загнулось», – написала в Facebook директор БФ «Подари жизнь» Екатерина Чистякова.
8. #ЩедрыйВторник подарил новые идеи
Международная благотворительная инициатива #ЩедрыйВторник во второй раз прошла в России и получила еще больший отклик, чем в прошлом году.
К инициативе присоединились более 1800 партнеров из 227 населенных пунктов от Калининграда до Камчатки – они провели более 2000 разнообразных благотворительных акций, а объем онлайн пожертвований вырос в 1,8 раза. «Признания» на сайте Щедрыйвторник.рф и в соцсетях оставили более 10 тыс. интернет-пользователей.
#ЩедрыйВторник порадовал не только расширением круга участников, но и новыми идеями. Например, Благотворительный фонд «Дети-бабочки» и «Ситибанк» провели акцию «Помоги, не касаясь». Желающие перевести деньги на перевязочные материалы для детей, больных буллёзным эпидермолизом (редким генетическим заболеванием кожи), могли воспользоваться постерами с бесконтактной технологией оплаты, размещенными в отделениях банка, кинотеатрах и ресторанах. При поднесении карты к постеру с нее списывалось 100 руб.
С декабря фонд применяет эту технологию уже в партнерстве с компанией «Ростелеком» и «Почтой России». Плакаты «Помоги, не касаясь» появились в центрах продаж и обслуживания «Ростелекома» почти в 500 городах, а также в 15 тыс. отделений «Почты России».
9. Волонтеры: усиление внимания со стороны государства
В конце 2016 года президент поручил в 2017 году «снять барьеры» с добровольчества. В работу включились Минэкономразвития, Общественная палата и Агентство стратегических инициатив. Они разработали Концепцию развития добровольчества до 2025 года. «Проделана теоретическая работа, которую можно оценить позитивно, но как эти мероприятия повлияют на волонтеров в реальной жизни, пока неизвестно, – говорит Юрий Белановский. – Куда качнется маятник? Возможно, волонтерам облегчат работу, а может, «закрутят гайки». С весны в ситуацию стал активно вмешиваться Роспотребнадзор – усилился контроль над медицинскими и соцучреждениями, где работают волонтеры, персонал теперь обязан делать новые прививки и проходить дополнительные медосмотры. Если эти жесткие требования применять к волонтерам, для них сильно усложнится доступ в учреждения. Дело дошло до того, что Роспотребнадзор чуть не сорвал всю волонтерскую кампанию на Чемпионате мира по футболу. Организаторы волонтеров вынуждены были судиться и выиграли суд».
10. Приемные семьи оказались в центре внимания
В январе сотрудники органов опеки внезапно изъяли 10 детей, из семьи Дель в подмосковном Зеленограде. Поводом стали синяки на теле одного из малышей. Инцидент вызвал множество вопросов – к преимным родителям, органам опеки и сотрудникам полиции, которые забрали детей из детского сада и с елки, не подготовив к смене обстановки.
До сих пор продолжаются суды в Екатеринбурге по поводу изъятия двух приемных детей-инвалидов у Юлии Савиновских. Женщина провела операцию по удалению груди и вела в сети блог, где сообщала о намерении сменить пол, именно это и привлекло внимание властей к семье. Помимо приемных, Юлия Савиновских вместе с мужем воспитывает трех родных детей.
Летом этого года в Московской области мужчина, доказав свое отцовство с помощью экспертизы ДНК, силой забрал дочь, ворвавшись в дом ее приемных родителей.
На этом фоне различные ведомства предложили свои меры. В частности, Минобрнауки выступает за создание федерального реестра лиц, не имеющих права принимать детей в семью, и ввод обязательного психологического тестирования кандидатов в усыновители или опекуны. Эксперты в области семейного устройства, впрочем, раскритиковали идею тестирования.
В ноябре Пленум Верховного суда РФ принял постановление с указанием, что именно можно считать «непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка», дающей основания для его немедленного изъятия по 77 ст. Семейного кодекса. «Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании статьи 77 СК РФ», — отметили в Верховном суде.
11. О нарушениях прав инвалидов теперь сообщают чаще
В течение года вспыхивало несколько скандалов о нарушениях прав инвалидов. Например, в декабре в одном из магазинов Санкт-Петербурга отказались обслуживать президента Федерации спортивных танцев на колясках Елену Лозко. Женщине заявили, что, в отличие от обычных покупательниц, она слишком долго занимает примерочную.
В ноябре подростка, передвигающегося на инвалидной коляске, вынудили покинуть кафе при кинотеатре «Мираж Синема» в петербургском ТРЦ «Атлантик Сити», сообщив, что он и его друзья не прошли фейс-контроль. Позднее руководство заведения извинилось за грубость сотрудников, но посчитало их действия оправданными. По их версии, школьник с инвалидностью и его друзья долгое время занимали столик, не делая заказов.
В сентябре семилетнего ребенка с инвалидностью по требованию родителей здоровых детей не пустили на аттракционы в Приморском районе Санкт-Петербурга.
Между тем 25 августа Минтруд России опубликовал для общественного обсуждения проект федерального закона, запрещающего отказ потребителю в доступе к товарам и услугам по причинам, связанным с состоянием его здоровья.
Возможно, обращения инвалидов в прокуратуру связаны не с тем, что их права стали нарушаться чаще, а с тем, что они теперь лучше их знают.
12. Пожертвования начали принимать в криптовалюте
Первопроходцем стал БФ «Подари жизнь» (с помощью партнерского фонда Podari.Life, зарегистрированного в США). «Деятельность платформы полностью регулируется законами США, где, напомним, операции с цифровыми валютами официально разрешены, — пояснили в фонде «Подари жизнь». — Coinbase позволяет быстро и надежно конвертировать биткоины в доллары США, а значит, направлять пожертвования на проекты любого из трех сестринских фондов: Podari.Life в США, Gift of Life в Великобритании (где криптовалюты также имеют хождение) и «Подари жизнь» в России». «Технология блокчейн отвечает принципам, которые всегда были важны всем трем партнерским фондам – прозрачность и снижение комиссии при транзакциях», – отметил Григорий Мазманянц.
БФ «Старость в радость» тоже подготовился к тому, что в будущем блокчейн может стать частью жизни. Организация завела кошельки для криптовалют. «У нас 0 биткоинов на счету и 1 Etherеum, который нам перевели коллеги из Внешэкономбанка, помогая в запуске электронных кошельков. Это пока закрытый раздел нашего сайта. Мы не продвигаем тему фандрайзинга в криптовалюте до тех пор, пока это не урегулировано законодательно», — сообщил исполнительный директор фонда Андрей Константинов.