20 февраля в Государственном Кремлевском дворце открылся XII Всемирный русский народный собор: «Будущие поколения — национальное достояние России». В рамках собора прошла презентация православной весенне-летней коллекции 2008 магазина «12 праздников».
У автора коллекции православной моды дизайнера Татьяны Малышевой есть свой девиз: «Православная женщина должна быть одетой так, чтобы ей в любой момент не стыдно было зайти в храм». Что это значит? Прежде всего, одежда должна быть целомудренной (не вызывать соблазна и не провоцировать, а также соответствовать полу – в коллекции нет брюк, – возрасту и положению. Модные международные направления при этом учитываются (любимый модельер Татьяны Малышевой — Коко Шанель), только убирается все, что может повредить скромности: разрезы (даже шлицы), длина выше колена, декольте, прозрачные и обтягивающие ткани. Поэтому, хотя понятие «православная мода» поначалу пугает некоторым пафосом, по мнению дизайнера, это не специальная, отдельная одежда для избранных, а «объединение современных тенденций в моде с православными тенденциями в женской одежде».
Однако на практике выдержать сочетание мирских эстетических канонов и «идеала целомудрия» оказалось непросто.
Одежда, представленная на подиуме (профессиональными манекенщицами), была разделена на три темы:
— «Праздники», нарядная одежда: красный сарафан на Пасху, зеленый комплект (юбка + жилет) — на Троицу, голубое платье — на Богородичные праздники;
— «Паломница» — практичная повседневная одежда;
— «Офис» — классические платья, костюмы, жилеты, блузки.
В кулуарах Государственного Кремлевского дворца молодежь была занята компьютерными играми
Зрители
Каждая модель одежды демонстрировалась в ансамбле с платком, дамской сумкой в руке и туфлях на высоком каблуке. В моделях «Паломницы» сумка и каблуки вовсе не сменялись рюкзаком и кроссовками, как сменялась бы в жизни, поэтому судить, как это выглядит, не представилось возможности. Самой распространенной тканью был трикотаж. Это материал, позволяющий «скрыть формы», подчеркивая женственность, что, как считают дизайнеры, соответствует идеалу православной скромности. Самыми распространенными цветами — пастельные тона: бледно-голубой, серый, беж, хаки, песочный. Немногообразие тканей и цветов, однообразие кроя, действительно, не провоцировало соблазна, но и не вызывало у дам непреодолимого желания одеться во все увиденное.
По словам Татьяны Малышевой, «мы рассчитываем на православную женщину, успешную, уверенную в себе». Интересно, что на вопрос, почему так дозированы в повседневных коллекциях яркие цвета, директор магазина «12 Праздников» (где можно купить весь предложенный ассортимент) Елена Караваева ответила: «В начале мы предлагали одежду ярких, сочных цветов, но некоторые наши клиентки, приезжая в магазин и спрашивая «что-то красивое», пересматривая множество колоритных цветных вещей, выбирали в итоге самую незаметную». Получается, модельеры и продавцы не только стараются формировать спрос (имея ввиду женщину, уверенную в себе), но и ориентируются и зависят от него (имея ввиду женщин, которые увереннее всего чувствуют себя в «незаметном»). Возникает вопрос: что ценного православная женщина (как тенденция) находит в незаметности?
На вопрос, создана ли эта одежда для того, чтобы женщина в ней нравилась, Татьяна Малышева и Елена Караваева ответили хором, но противоположно, соответственно: «да» и «нет». По мнению Елены, «прекрасное качество женщины — робость. Женщина не должна стремиться к тому, чтобы нравиться, потому что она должна нравиться Богу». Татьяна считает (обращаясь к законам общей психологии), что это — необходимый этап в жизни женщины: «Каждая девочка хочет быть принцессой, хочет быть красивой, даже если это желание потаенное. Но где-то к 30-ти, при условии правильного духовного роста приходит понимание, что это — не самое главное, хотя и имеющее право на существование желание». Хотя вопрос и остался открытым, такая дискуссионность коллег оставляет надежду на творческую динамику в их сотрудничестве, в результате которого может быть, будет найдена гармония между красотой и качеством, женской привлекательностью и целомудрием.
Татьяна Малышева – автор коллекции православной моды (справа) и директор магазина «12 Праздников» Елена Караваева (слева)
«Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом», — сказал однажды на встрече с молодежью митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — участник настоящего Собора.
P.S.
Вопрос: грех ли для православной женщины — быть привлекательной, нравиться, а также — как они относятся к понятию «Православной моды», мы задали зрителям, наблюдающим за показом. Среди них оказалось немало семинаристов и батюшек с телефонами, на который они фотографировали презентацию коллекции:
— Иерей Александр Абрашкин из Барнаула: «Женщина должна нравится мужу. Но пока она не вышла замуж, идет процесс выбора и поэтому немаловажно, как женщина выглядит. А робость и закомплексованность не имеет ничего общего с подлинным целомудрием и скромностью. От первых мы должны избавляться, вторых — достигать».
— Владимир, семинарист: «Безусловно, девушка должна выглядеть привлекательно, так чтобы ей можно было любоваться. Но привлекательность должна быть мирной, не нести агрессии, не вызывать игры страстей. Мне понравилось то, что я увидел на показе. Все красиво, изящно, женственно и скромно»
— Марина, музыкант: «Я не знала, что такой вопрос вообще может стоять. Для девушки важна привлекательность — это очевидно. Нас Бог не создал в среднем роде. Православные — это мужчины и женщины, которым Богом же вложено притяжение друг к другу. Если одежда девушки выражает ее желание нравиться, значит она нормальный человек, а не ханжа и лицемерка. Одежда нас выражает, хочет этого человек, или нет. И хорошо, когда это происходит адекватно. Ведь привлекательность, желание быть привлекательной может быть выражено по-разному. У меня была подруга, которая обожала всякие рюшечки, бантики, завлекалочки, вообще украшения. Потом, не рано, в 30 лет она вышла замуж. И ее стиль совершенно изменился. Ушли девические рюшечки и бантики, но появились что-то другое, соответствующее новому мироощущению. Она осталась также привлекательна.
Мне нравится, когда глядя на девушку, сразу и не догадаешься, что она православная, но и не исключишь этого.
Ксения, студентка: «Многие демонстрируемые вещи здесь действительно очень просты. Но подлинная простота — это что-то очень высокое. А если это не обеспечивается внутренне, то такая простота рискует стать чем-то пресным, скучным и хуже того — ханжеским. И если женщина в жизни еще не пришла к «идеалу православной скромности», надо ли ей в одежде быть более «простой и высокой», чем в душе? Нет ли здесь лицемерия?»
Елена, мама троих детей: «Мне очень понравились вещи, и на девушках они прекрасно смотрелись. Но вот я думаю — смотрелось ли это на мне так же прекрасно, ведь я 52 размера и невысокая?»
Анна, журналист: «Вот если бы магазин «12 Праздников» назвали магазин «1000 и одна юбка», мне кажется, было бы правильней. А когда я слышу «православная одежда», «Православная мода», я настораживаюсь, потому что здесь велик риск уйти в идеологизацию»
Мария, регент: «Красота человека — в его неповторимости. А неповторимость трудно выразить, если нет свободы. Когда видишь, что в храме, например, на службе Великой Субботы, некоторые женщины черные платки меняют на белые в то же время, когда священство меняет облачения, это трогательно и прекрасно. Как и зеленые или красные платочки на Троицу и Пасху. Но они это делают свободно — в этом и трогательность, радость. А если вменить это в обязанность, например, на приходе объявить: всем матушкам на Благовещение быть в голубом, — я думаю это вызовет не радость, а воспримется как глупость и насилие. Поэтому к «православной моде» я тоже отношусь с некоторым опасением».
Фото Екатерины Степановой
Текст Ирины Лухмановой
См. также: Грех ли быть модным?