Несколько лет назад в псковском посёлке Знаменка за нерентабельностью закрыли звероферму – там разводили на мех енотов, хорьков, норок, песцов. Местные жители очень переживали: для них это был единственный источник заработка. Корреспондент областной газеты, переживая за безработных, приводила их слова: «Мы потеряли не только деньги, но и любимое дело, источник нашей радости и оптимизма». И корреспондент фантазирует: вот если звероферма снова заработала бы, животных оттуда опять можно было бы показывать на ярмарках в городе – ведь городским деткам так приятно посмотреть на пушистые мордочки милых зверьков.
Но был случай в Ленобласти, когда на такой ярмарке девочка лет семи-восьми спросила: «А зачем разводят этих зверьков на фермах? Их едят, что ли?». И мертвенное молчание воцарилось после реплики грустного мужчины, стоявшего рядом: «Нет, девочка, с них сдирают шкуру. Чтобы у твоей мамы была шуба, которую она надевает пару раз за зиму». Потом поднялся шум, мужчину затолкали, девочку утащили, но ещё долго был слышен её отчаянный плач: «Не надо сдирать шкуру!!! Мама, тебе не нужна такая шуба!!!»
Это правда. На одну усреднённую шубу потребуется убить: от 100 до 250 белок, от 50 до 200 соболей, 18 бобров, 55 норок, 27 енотов, 170 шиншилл, 18 лисиц, 25 выдр, 4 волка, 8 тюленей, 60 куниц, 14 рысей, 7 пум, 11 барсуков, 50 хорьков, 18 собак. Так пишут зоозащитники. Вы можете им не верить. Но погладьте свою шубу, если она у вас есть, – она встрепенётся загубленными жизнями, слабыми, задушенными стонами, стекленеющими глазами, затухающим пульсом. Чувствуйте это каждый раз, когда будете её надевать.
«С хейтерами общаюсь спокойно: один раз объясню и больше не трачу времени»
Евгения Федорченко стала знаменитой в прошлом году, когда многие московские СМИ облетела новость: студентка-психолог выкупила на звероферме в Балашихе соболёнка, спасая жизнь 1/200 части шубы. За 15 тысяч рублей девушка получила подружку, которая не даёт ей скучать ни минуты, ведь соболь, как и все куньи, очень подвижное животное.
Женя стала вести блог с говорящим названием «Соболь, не ставший шубой». Она выкладывает туда фото и видео из жизни своей питомицы, и любой даже самый угрюмый человек будет смеяться, глядя на уморительные проделки соболюшки. Хозяйка её так и назвала – Умора. Зверёк покорил даже сердце здоровенного пса, живущего у Евгении.
Шло время, новостная ценность Жени и Уморы давно померкла, тем временем блог о соболе, не ставшем шубой, набирает популярность – у него уже больше 230 тысяч подписчиков. Цель Жени очень проста: заставить людей задуматься о том, какой ценой достаётся им предмет роскоши. Ведь шуба в наше время – именно роскошь, есть много современных материалов, из которых шьют тёплую и лёгкую одежду. В натуральных шкурах ходят привычно разве что жители Крайнего Севера, но они этот мех не покупают в магазине, они охотятся, шкурку – себе, мясо – ездовым собакам, которые не могут питаться макаронами, так что всё по-честному, как в природе.
Мы побеседовали с хозяйкой Уморы о соболе и о шубах, конечно.
– Женя, считается, что соболь недёшев в содержании (корм плюс ущерб для домашних вещей). Блог помогает зарабатывать?
– Наоборот, содержание соболя незатратное. Конечно, если исключить порчу имущества. Но всё, что разбивает или ломает питомец, – это вина хозяина (не убрал, плохо прикрутил или приклеил). Поскольку животное очень миниатюрное – Умора весит 926 граммов, на питание я трачу немного. На полноценный рацион уходит около 3 тыс рублей в месяц. Соболь всеяден, поэтому я кормлю зверька собачьим кормом, всегда даю фрукты, овощи, ягоды. Блог приносит мне доход за счёт рекламы, я не вижу в этом ничего предосудительного.
– На вас периодически нападают хейтеры, обвиняя в том, что вы на беззащитном зверьке наживаетесь, эксплуатируете его. А вы не эксплуатируете?
– Я Умору не таскаю по телешоу, не заставляю сниматься, я её вовсе не для блога заводила. Просто я интегрировала блог в нашу жизнь, и то, что я имею с этого доход, никак негативно не сказывается на соболе. Даже наоборот, лишняя упаковка голубики зверьку не повредит. С хейтерами я общаюсь спокойно, один раз объясню и больше не трачу на это времени.
– Вы обмолвились, что в Москве есть и другие люди, которые держат соболей. Есть ли среди них такие же идеологически близкие вам противники шуб?
– Конечно, есть люди, которые именно хотели спасти животное со зверофермы, но многие взяли просто как питомца у заводчика. Это и обидно: сотни зверьков сидят в клетках и ждут своей страшной участи, а люди покупают у заводчика. Мне нравится высказывание актрисы и защитницы прав животных Брижит Бардо – мех носят красивые животные и некрасивые люди.
– Нужны ли нам зверофермы, где выращивают животных на шкуры? Едите ли вы сами мясо? Живых мышек Уморе не покупаете?
– Сейчас разведение животных на мех не актуально. Есть куда более тёплые и практичные вещи, не уступающие и в красоте. Мясо я не ем, отказалась практически сразу после того, как завела Умору. Я против кормления живыми животными своих питомцев. Если на воле у хищника и жертвы равные шансы, то в данном случае это издевательство.
– Как вы относитесь к цирку с животными?
– Отрицательно. И к дельфинариям, и ко всем видам развлечений, где присутствует эксплуатация животных.
– Ваши знакомые анти-шубные настроения поддерживают? Наезжают ли на вас торговцы шубами?
– У меня практически все в окружении поддерживают мои убеждения. От меховых магазинов не было никаких угроз, но стычки со сторонниками шуб, конечно же, были.
– Если Умора нездорова, вы несёте её к обычному ветеринару, или есть какой-то особый?
– Умора единственный раз была у ветеринара на прививках. Больше за 2 года необходимости в нём не было. Прививки теперь я делаю сама. Если случится что-то серьёзное, понадобиться специальный ветеринар, практикующий на экзотах. Такого сложно найти, особенно в провинциальных городах.
– Вы пробовали гулять с соболюшкой, но перестали – почему?
– Умора очень боится на улице. У неё начинается истерика. Так как гулять с ней не обязательно, я решила, что это того не стоит. Прохожие подходили, интересовались. Одна женщина меня пыталась убедить, что у меня норка, а не соболь.
– Сколько живёт соболь? И когда Умора покинет вас по возрасту, возьмёте ли вы другого соболя?
– Пишут, что домашние соболя могут прожить до 20 лет. Но в нашем случае это вряд ли, так как у зверофермерских очень слабое здоровье, они в принципе не рассчитаны на долгую жизнь. Нового соболя не возьму. Это сложное в содержании животное.
– Вы создали блог, чтобы люди задумались, какой ценой достаются шубы. А хоть кто-нибудь из ваших знакомых отказался от меха под вашим воздействием?
– Да, я хотела показать людям живого соболя, за которым интересно наблюдать. Чтобы люди без давления и пропаганды отказывались от меха, потому что сами так решили, а не кто-то заставил. Глядя на Умору, многие пишут, что отказались от покупки шубы или вовсе решили избавиться от своей старой.
Перестать кормить помойки
Экоэксперт Лада Полтавская подтверждает: мировая тенденция отказа от использования натурального меха брендами из-за жестокости и неэтичности производства только набирает обороты.
Многие дизайнеры и компании (среди них Gucci и Calvin Klein) отдают предпочтение искусственному меху и вещам из переработанных материалов. Производители натурального меха напирают на то, что он быстро разлагается и не засоряет планету.
«Это было бы правдой, если бы при производстве он не проходил химобработку, – объясняет Лада Полтавская. – Для сохранения меха используют множество токсических веществ: формалин, формальдегид, краски на основе цианида, сдерживающие процесс разложения. В свою очередь, искусственный мех низкого качества, который все чаще можно увидеть в масс-маркете, оказавшись на свалке, почти не разлагается, отравляя почву, подземные воды и даже воздух, выбрасывая в атмосферу тонны вредных веществ.
И что у нас в сухом остатке? На одной чаше весов – замученные животные, ставшие шубой, зато эта шуба хорошо разлагается, будучи выброшенной на помойку, правда, отравляя собою всё вокруг. На другой – красивая и лёгкая синтетика, ради производства которой никого не убили, зато она такая прочная, что способна лежать в мусоре столетиями, негативно влияя на почву, воздух, людей и тех самых зверьков, которые не пошли на шубу.
Как быть? Не везде климат позволяет ходить в одной набедренной повязке из экологически чистого мочала. Учёные разрабатывают материалы, способные приносить минимум вреда природе, но до реального внедрения в производство этих материалов пройдёт много времени.
Выход один: сократить свои потребности, часто совершенно необоснованные. Перестать постоянно покупать себе новое барахло, потому что старое, по мнению телевизионных гуру, уже немодное, перестать кормить помойки и продавцов нового барахла. Если мы все, люди, называющие себя цивилизованными, станем придерживаться разумного потребления и разумной экономии, станет меньше убитых животных и меньше ядовитой синтетики на помойках. Другого пути нет.