Многие из тех, кто берет собаку, даже не задумываются о том, что собаку надо дрессировать. Это большая ответственность. Если этого не делать, то собака станет вашей головной болью. Будет убегать, не слушаться, лаять, грызть и так далее. А когда собака дрессирована – это удобно!
«Дрессировка нужна для безопасности собаки – это самое главное. Второе – для комфорта хозяина», – говорит Евгений.
«Люди часто не задумываются о своем и собаки будущем, – считает Анна. – Есть такие, которые изучают литературу, статьи в интернете, ищут дрессировщика. Часто нам звонят заранее, советуются с Женей, какую породу для конкретной цели лучше завести, или охотники советуются, какая собака нужна, если охотиться на птицу, на зверя. У таких хозяев все будет получаться. А есть люди, которым вообще нельзя иметь собаку».
Евгений сетует, что часто к дрессировке собак их хозяева относятся как к починке сломанной вещи:
«Подход такой: «Собака мне должна. Я заплатил денег, она должна охотиться». Люди вообще не понимают, что собака живая. Они думают, что это автомобиль: завел, и поехали.»
В идеале с собакой надо работать дважды в день. И у нее должно быть сильное желание есть. Ей радостно работать и получать лакомство – еду – на дрессировке. А если собака кусочничает с хозяйского стола, у нее никогда не будет желания работать, она уже сыта. На лакомство работает только голодная собака».
«Если мы досыта кормим собаку, то мы ей больше не нужны. Она порадовалась вам немножко, погуляла с вами, и еще она ест и спит. На прогулке ей тоже хозяин не интересен: она бегает, носится по своим делам, играет с собаками.
Мои собаки смотрят на меня, они кайфуют от того, что я есть. Потому что мы создаем им такие условия, при которых они хотят общаться с человеком, дрессироваться, заниматься.
Собаке интересно тогда, когда мы общаемся, когда мы даем что-то друг другу. И конечно, я их хвалю – эмоциональная сторона дрессировки очень важна.
Механические грубые команды и дергания за поводок не мотивируют. Собаке должно быть интересно. Если она устала, можно поиграть с ней, переключиться, а потом – снова за работу», – говорит Евгений.
Опыт и работа развивают собачий ум
Умнее ли дворняжки породистых? Это миф, считает Евгений: «Интеллект собаки проявляется тогда, когда хозяин работает с собакой, а если нет, то ума у нее не будет. Умной собака вообще становится лет в 6-7, набираясь опыта. Лет до трех собака может быть дурной-молодой. Потом она взрослеет, и мы видим все больше сообразительности и ума в ее поведении».
Бездомная собака тоже имеет определенный жизненный и генетический опыт. Она сама доходит до определенных знаний: жизненные обстоятельства учат. Бездомные собаки сами ездят в метро, переходят дорогу на светофоре и так далее.
«Но вообще, дрессируются все собаки, кроме собак одичавших. С ними бесполезно работать, это почти волк. Да, они живут рядом с человеком, заходят на рынки, что-то там едят, но большей близости с человеком им не нужно», – поясняет Евгений.
Бывает ли неправильная жалость?
Вопрос о том, надо ли брать бездомную собаку домой, для Евгения и Анны – спорный. По их мнению, нередко ожидания не оправдываются. «Рассуждения и добрые побуждения понятны: «Я возьму собаку из приюта, я ее сделаю счастливой». А собака тебя сделает несчастным. Она будет разрушать дом, потому что привыкла жить на свободе. Она привыкла бегать.
Если ее взяли где-то за гордом и она очутилась в городе, она всего боится и ходит на полусогнутых. Квартира для нее – это пытка. Она всего боится, грызет, разрушает. Это ненормальный подход – тащить домой диких бездомных собак», – считает Евгений.
«Люди руководствуются чувствами и не понимают, что их ждет. Есть ли у них опыт и знания, чтобы социализировать такую собаку? Как правило, нет, но начинаются проблемы, – говорит Анна. – Собака не может быть чистоплотной дома, воет и так далее. Наверное, правильнее взять из приюта бывшую домашнюю собаку, потерявшую хозяев».
Хотя, замечает Анна, не все такие собаки случайно оказываются на улице. «У некоторых из них порочное поведение, и их просто выгнали. Именно по тем причинам, о которых мы говорили выше. Во-первых, это результат неразумного разведения. Во-вторых, неспособность самих владельцев к воспитанию питомца. Конечно, поступок такого хозяина безнравственен и подл, но факт – собака, которую вы возьмете из приюта, может иметь проблемы с психикой и характером».
«У людей нет времени, или это лень, незнание, глупость. Люди бросают даже своих родителей и детей, что уж удивляться, что они бросают своих животных», – замечает Анна.
А если человек из жалости берет одну собаку, потом вторую, третью… в итоге в квартире появляется до десятка животных. Не превращается ли добро в плохую услугу для животного?
«Если человек не может обеспечить кормление, выгул, содержание и чистоту животных, то это уже вредительство, да и животных становится жалко, они живут в антисанитарии и впроголодь, – считает Анна. – Жалко и питомцев, и соседей такого владельца, это уже беда. Но это, как правило, люди одинокие, не состоявшиеся в личной жизни».
Но есть и другие примеры. У одной из клиенток Анны в доме живет около 20 кошек, но они содержатся в идеальных условиях. «Все животные ухожены, чистые, сытые, и это достойно уважения, все достойно», – говорит Анна. Кстати, Анна и Евгений тоже приютили кота и кошку, обоих нашли на улице. «И этого достаточно, чтобы не превратить дом в бардак. Что могли – сделали, поучаствовали в добрых делах», – замечает Анна.
Часто мы из последних сил лечим домашнего питомца, когда он тяжело болеет. А как оценивать эти усилия? Кстати, животным обезболивающие наркопрепараты не выписывают, значит, если пес или кошка испытывает боли, придется где-то такие лекарства доставать.
«Это сложный вопрос. Ухаживать за лежачим животным, лечить его непросто, затратно. В то же время, если заботливый хозяин хочет и может максимально продлить жизнь своему любимому питомцу – почему нет? Самый важный критерий – исходить из состояния животного, – считает Анна. – Если животное имеет аппетит, ест, умывается, то есть само пытается следить за собой, оно жизнерадостно, хоть и болеет, – пускай поживет.
Да и хозяевам надо принять ситуацию, пожить с этим. А вот когда питомец уже в апатии, ничего не ест, и ничего больше невозможно сделать, стоит ли его «тащить» дальше?
Собака мучается от посещения клиник, уколов, боли, она страдает и не понимает, почему с ней это происходит и будет ли конец мучениям».
«Надо ли искусственно продлевать такую жизнь? Я считаю, что это издевательство. Наверное, в такой ситуации гуманнее позволить питомцу уйти», – считает Евгений.
Про болезни
Кроме психики у собак сейчас страдает и иммунитет, падает общий уровень здоровья животных. «Многие породы уже несут в себе генетические болезни. Плюс сказывается недобросовестное разведение. Есть случаи, когда собака болеет какими-то неизлечимыми заболеваниями, допустим кожными, но их вяжут, и все это передается из поколения в поколение. В итоге закрепляется слабый иммунитет», – замечает Анна.
Случаи онкологии сейчас у животных встречаются чаще. Но, возможно, оттого, что домашние питомцы стали дольше жить: ведь они получают хороший уход, питание, да и медицина продвинулась вперед, выявляемость онкологии повысилась. И онкология чаще фиксируется у пожилых животных.
Кстати, недобросовестные врачи подчас играют на эмоциях владельцев. «Часто ветеринария, особенно в дорогих клиниках, – это просто бизнес, – говорит Евгений. – Надо искать честного и порядочного врача. Иначе вы попадете при таких сложных диагнозах на огромные деньги.
Это просто бессовестные люди. Они обещают вылечить собаку или кота от рака за безумную цену, зная, что на самом деле излечения не будет. Очень многие люди попадают в такие ситуации, потому что готовы на все ради любимого питомца».
Нужна ли вязка для животного? Правда ли, что это полезно, а кобелю еще и усиливает его рабочий характер? Это еще один миф, отмечают наши собеседники. «Вот говорят «для здоровья повязать суку», – говорит Анна. – Это глупое рассуждение: беременность и роды в любом случае нагрузка и серьезные испытания. Бывают проблемы в родах, болезни у животного в послеродовой период, большие потери кальция, тяжелые линьки после кормления щенков. Когда собак вяжут постоянно, у них отвисает вымя, провисает спина».
И это никак не влияет на «профилактику онкологии», как тоже думают некоторые владельцы. Если рак должен случиться у животного, он случится. Поэтому, если уж хозяева хотят позаботиться о своем животном, его правильнее стерилизовать, если нет цели получить потомство.
К тому же за рубежом, например, напоминает Евгений, все рабочие служебные собаки в обязательном порядке кастрируются. Так же поступают и с собаками-поводырями. Ведь они проходят высочайший уровень дрессировки. Что будет, если рабочий пес внезапно понесется по следу течной суки, повинуясь инстинктам, или сопровождающая незрячего человека собака рванет к проходящей мимо собаке? Этого нельзя допустить.
«На рабочие качества стерилизация или ее отсутствие не влияют. Животное остается активным. Например, стерилизованные кошки так же отлично ловят мышей, как и нестерилизованные, если у них есть к этому способность», – говорит Анна.
А еще сейчас домашние животные стали склонны к ожирению. Видимо, это последствия повышения достатка владельцев питомцев, полагает Анна. Животных раскармливают, от большой любви, ну и потому, что есть такая возможность.
И опять же в этих вопросах сказывается безответственность владельцев. Им кажется невозможным отказать собаке или кошке, которая клянчит еду, смотря в глаза. А потом у животных случается, например, панкреатит или что-то еще.
Почему у собак портится психика?
Всех ли собак просто дрессировать? Ведь наверняка с одной породой легко, а с другой сложно. Но Евгений убежден, что многое зависит не от породы, а от разведения собак.
«Есть заводчики, которые скрупулезно, серьезно подходят к этому. И собаки получаются достойные, уравновешенные, с хорошей нервной системой. Они ведут определенные линии, которые дают таких щенков. А есть те, кто в этом видят только выгоду. Просто вяжут собак и продают результат, который не всегда хорош.
А потом те, кто приобрел такого щенка, сходят с ума: собаки нервные, неуправляемые, ломают дом, портят машины, на участке грызут или выкапывают растения, орут, воют, с ними невозможно работать и жить. И это врожденное поведение. Да, что-то корректируется дрессировкой, но не все».
Но проблема остается: ведь собака снова попадает к хозяину, и если он сам не занимается с ней, ничего не умеет делать, ему это не интересно, то собака не будет слушаться, распускается, садится на шею хозяевам. Да и сами хозяева не хотят учиться, сетует Евгений.
Экспромт в приобретении животного чреват проблемами
Выбирая собаку, отмечает Евгений, люди чаще всего исходят из эмоций. «Ой, какой хорошенький! Давайте возьмем!» А потом начинаются сложности.
Когда хозяева удивляются, почему у их чудесного щенка так испортился характер, объяснение простое: надо было смотреть на психику и характер их матери и бабушки. Это наследуется.
Но чаще всего у нас собак приобретают по зову души, что называется, или это какое-то спонтанное решение. Очень мало владельцев, которые выбирают собаку обдуманно. А ведь стоит сначала изучить породы и продумать свои интересы и возможности, потом пообщаться с заводчиками, изучить разные линии конкретной породы, походить по выставкам и посмотреть на хороших собак, выбрать родителей своего будущего щенка, чтобы точно знать и понимать, какие гены у него будут, чего ожидать от его рабочих качеств и поведения.
Один из примеров, замечает Евгений, – хаски. Это одна из тех несчастных пород собак, которая вслед за другими оказалась модной.
В итоге «пушистую собачку с голубыми глазами» завели люди, совершенно не сведущие в специфике этой породы. «А потом они удивляются, что их пес постоянно убегает, они его ищут. Да ведь это ездовая собака! – справедливо возмущается Евгений. – Она для этого выводилась.
Все, что есть в ее инстинктах, – бежать вперед, везти. Она знает «вперед», «налево», «направо», «стой», столетиями она так жила. Она никогда не дрессировалась, у нее нет врожденной дрессируемости. Ей бегать надо! Сейчас все питомники и передержки забиты ненужными хаски».
Общая беда – люди заводят собаку любой породы в качестве компаньона. «Это такая мода. Собаку берут себе для развлечения. Если тебе нужен компаньон, возьми себе небольшую собаку.
Служебные собаки выводились, чтобы они работали. Охотничьи собаки – для охоты. Есть декоративные собаки – вот они для дома. Не надо брать животное, если ты не можешь удовлетворить его потребности», – говорит Евгений.
Многие заводят собак, не задумываясь о том, справится ли животное с возложенной на него ролью. «Для загородного дома многие покупают собаку «для охраны». Возьмем овчарку: она выродилась, утратила свои рабочие качества, она не может охранять, орет от страха, если кто-то стучит или заходит во двор. «Да, не получилось. Ну, мы ее теперь просто любим», – машут рукой хозяева. В итоге собака остается без дела. И она не дрессируется. Вы купили себе не собаку, а головную боль!» – говорит Евгений.
Заводят для охраны азиатов, но тоже зря: «Они могут быть или очень злобные, или очень добрые. Если азиат свирепый, то он такой до конца, он съедает и своих хозяев.
Когда пес матереет после двух лет, его уже невозможно держать свободно, его держат в вольере, да и сами хозяева его боятся. «Мы ему не можем укол сделать, когти постричь, не дается», – говорят хозяева. А добрый азиат охранять не будет».
Среди служебников много и других пород со сложной психикой – доберманы, ротвейлеры. И такая собака, если у нее нарушена психика, часто нападает на своих хозяев.
В итоге сегодня для серьезной охраны сложно выбрать породу. Да, в общем-то, во дворе она уже не спасет: у людей есть оружие. Если уж нужна собака как охранник, спасти она может только в квартире, от ночного вора, который не знает, что в темноте его поджидает пасть с острыми зубами.
Вывод прост. Решение о том, что в доме появится собака, должно быть осознанным. Выбирать щенка нужно ехать со специалистом, так же, как мы делаем это, выбирая автомобиль, например.
Евгений занимается дрессировкой, а также натаской охотничьих собак уже много лет. Все началось в 1967 году: первой собакой в 10-летнем возрасте стала овчарка. «Раньше я любил овчарок, но теперь не люблю. Овчарки выродились. Ими занимаются единицы. Теперь это собаки, пригодные только лежать на диване и болеть. Рабочих собак крайне мало. А ведь немецкая рабочая овчарка – это настоящая машина», – говорит Евгений.
В 1970-е годы Евгений работал в цирке воздушным гимнастом и наблюдал за разными дрессировщиками, которые работали и с большими кошками, и с верблюдами, и со слонами.
«Все работало на лакомстве. Льва на строгом ошейнике не подергаешь», – рассказывает Евгений. В 1984 году Евгений начал заниматься бультерьерами, одним из первых в России, а в 1988 году первым привез в Россию американского стаффордширского терьера. Уехав жить за город, Евгений создал питомник стаффордов, собаки обладали хорошей нервной системой и прекрасным экстерьером, выставлялись на чемпионатах мира и Европы. Но позже Евгений сосредоточился на дрессировке и охоте. Охотился с дратхаарами – дома несколько полок уставлены кубками. Начал натаскивать легавых собак и занимается этим уже более 30 лет.
«Моя любовь – бельгийские овчарки (малинуа). Это одна из немногих служебных собак, которые еще имеют нормальную психику. В течение 10–15 лет и эту породу успеют испортить, но какая-то часть собак еще останется в рабочем состоянии, бельгийцев покупают люди, которые занимаются серьезной дрессировкой», – считает Евгений.
Малинуа – сложная собака. С ней надо заниматься. Это сжатая пружина, в ней много энергии и желания работать. Если с ней постоянно заниматься, она будет прекрасной собакой, ей нужен выход энергии. Во дворе Евгения и Анны сделана спортивная площадка: малинуа с удовольствием берут барьеры, ходят по буму, им ежедневные тренировки в радость.
Долгое время Евгений и Анна держали волков, жил здесь и волкособ – смесь волка с маламутом. Волчица была очень доброй, но заматерела после трех лет и начала нападать на собак, ее передали в питомник в Санкт-Петербурге, где разводили волков, – в обмен на красавца волкособа.
Тот, сколько его ни кормили с рук, хотя и был послушен, и выполнял команды, но по характеру был равнодушен к людям, любви не проявлял. Правда, к Евгению был привязан. Как только он уходил со двора, волкособ начинал выть: папа покинул стаю! Вслед за волкособом к вою присоединялись и остальные собаки. Волкособ позже улетел в Южную Корею.
Анна лечит животных с 1995 года. Через руки опытного ветеринара прошли не только сотни собак и кошек, среди пациентов были и дикие животные – медведи, косули, лебедь, ястреб, куропатка и другие птицы и звери. Хозяева домашних питомцев говорят, что врач Анна творит чудеса.