https://youtu.be/0M7PuuukzxY
Видео 24-летней Даниэль Джейкобс и ее ротвейлера по кличке Самсон в начале месяца вошло в первую десятку самых популярных роликов на YouTube. Уже тогда его успели посмотреть 5 миллионов человек. В этом ролике собака помогает хозяйке, у которой случился так называемый «мелтдаун» – срыв при синдроме Аспергера.
«Мелтдаун» – крах системы
Смотреть это видео тяжеловато. Но надо. Ролик – просветительский. С его помощью Джейкобс хочет привлечь внимание к проблемам людей с синдромом Аспергера – таким, как она сама. Видео снабжено сопроводительным текстом – трогательным, практически без знаков препинания.
Девушка простодушно просит зрителей не оставлять отрицательных комментариев: «Очень непросто раскрываться перед людьми и показывать такое».
«Такое» – это срыв («мелтдаун»), который случается у людей с расстройствами аутического спектра. Случается он тогда, когда они не способны совладать с эмоциями – вызванными, к примеру, негативными отзывами об их видео. «Тут как в компьютере, – объясняет Даниэль. – Слишком много информации на входе, слишком мало – на выходе. Ты не успеваешь ее перерабатывать, теряешь контроль и все – крах системы».
Человек или собака?
Конечно, вид 60-килограммового ротвейлера, трогательно заботящегося о хозяйке, способен выбить слезу даже у самого толстокожего зрителя. После публикации он стал знаменит. На одном из сайтов, посвященных аутизму, Самсона назвали героем, посвятив ему целую оду в прозе.
Но все же в этой короткой видеоистории настоящего удивления достоин человек, а не пес. Четвероногих помощников людей с аутизмом не так много, как, например, собак-поводырей, но все же это достаточно распространенная собачья специальность. Самсон делает лишь то, чему его научили. Натренировала же собаку Даниэль … сама.
Четыре года назад она взяла годовалого пса из приюта в городе Финикс (Аризона) и сразу начала дрессировать – ей был очень нужен помощник. Некоторый опыт у девушки имелся: «Я работала с приютскими собаками и учила их основным командам», – рассказывает она. Но тут все было сложнее. Даниэль знает, как часто случаются с ней срывы (раз в месяц), знает, что она чувствует перед их наступлением, знает, что может навредить себе. Но до того, как посмотрела собственное видео, даже не представляла, как это выглядит: ведь она совершенно не помнит себя в минуты приступов. Дрессировала Самсона девушка практически вслепую. Просила маму рассказать, что она делает во время срыва, имитировала свое поведение – и учила Самсона правильно реагировать.
Ноль эмоций
Если посмотреть видео, не зная, в чем дело, может показаться, что пес успокаивает хозяйку. Трогательно, но не соответствует действительности. Самсона не интересуют эмоции. Только поведение.
Даниэль бьет себя по груди, по голове, а Самсон лапой и всем телом ограждает ее от собственных ударов. Придирчивому зрителю может показаться, что Самсон поздно приходит на помощь хозяйке, но это не так. Пес действует строго по инструкции. «После срыва у меня обычно наступает паническая атака – и он предотвращает ее», – объясняет Даниэль. То, что Самсон укладывается на нее всем своим массивным телом – тоже лечение: терапевтическая тактильная стимуляция. Ощущение веса собаки помогает Даниэль прийти в себя, ощутить собственное тело. «Без этого я бы вообще не поняла, что со мной происходит срыв, – говорит она. – А вес собаки действует успокаивающе, словно подталкивает меня потихоньку обратно, из приступа, в мир».
Регалии Самсона
Дрессировать пса Даниэль стала, едва он появился в доме. Собака умеет работать с синдромом Аспергера, тревожным расстройством, посттравматическим стрессовым расстройством, последствиями черепно-мозговой травмы. Он отслеживает не только срывы, но и симптомы депрессии, вспышки гнева, ночные кошмары… Самсон прошел все необходимые для собаки-помощника тесты и обладает всеми мыслимым сертификатами (Canine Good Citizen, Canine Community, Public Access Test).
Скоро у него появится преемник: хозяйка копит деньги на щенка, которого тоже будет дрессировать сама. Вообще Даниэль мечтает найти работу в какой-нибудь кинологической фирме, где тренируют собак-помощников. Пока работает продавщицей в магазине. Теперь покупатели узнают эту молчаливую девушку и не всегда бывают тактичны, но Даниэль не жалеет о том, что сделала. Она разместила видео в сети для того, чтобы помочь и другим людям с аутизом: «Вот как он выглядит – срыв при синдроме Аспергера».
Не спешите осуждать
Когда срыв при синдроме Аспергера у человека с аутизмом в людном месте, окружающие приходят в шок. Они не знают, что делать, как реагировать. Даниэль объясняет:
«Когда вы увидите взрослого человека, валяющегося в слезах на полу, или ребенка, бьющегося в истерике в магазине игрушек, не спешите осуждать их, – говорит Даниэль. – Поведение, которое окружающие могут счесть неприличным – просто выход энергии, результат чрезмерной эмоциональной стимуляции. Этого ребенка не надо воспитывать, не надо наказывать. Он просто не способен контролировать свое поведение, справиться со своими эмоциями. Все проводки у него в мозгу сейчас перепутались, он потерял способность к общению и не может просто сказать: «Я разозлился». Он дает понять свои чувства таким образом».
У самой Даниэль срывы случаются примерно раз в месяц. Иногда чаще – зависит от количества эмоций, которые получает ее «компьютер». Но несмотря ни на что, она благодарна «своему Аспергеру»: «Ведь вместе с этим состоянием я получила и свои таланты, – объясняет Даниэль. – У нас обычно очень высокий IQ и соображаем мы быстрее обычных людей».
Источники: