Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Снова в школу: полезные советы для родителей от первого до одиннадцатого класса

Как выбрать портфель и чему обязательно нужно научить первоклассника, как справиться с буллингом и в каких случаях действительно лучше сменить школу? Отвечаем на популярные вопросы мам и пап

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС, 01.09.2021

Говорят, что 1 сентября – это единственный день, когда родители идут в школу с улыбкой, потом начинаются суровые школьные будни. Чтобы поддержать всех мам и пап в начале учебного года, мы собрали полезные материалы, ранее опубликованные на портале «Милосердие.ru». Они будут одинаково интересны как родителям первоклассников, так и тем, у кого дети уже имеют опыт обучения в школе.

9 полезных навыков первоклассника – нет, это не чтение и не счет

Для большинства родителей готовность к школе – это умение читать, считать, писать. Однако этому вашего первоклассника точно научат. А тем навыкам, о которых мы рассказываем в нашей статье, – нет. Мы специально подготовили удобный и максимально конкретный чек-лист для родителей первоклассников, который поможет вам действительно подготовиться к 1 сентября. Еще не поздно воспользоваться им в первые школьные недели, чтобы сформировать у ребенка полезные привычки.

В статье «9 навыков первоклассника, о которых вы наверняка забыли» психолог Екатерина Бурмистрова рассказывает, как научить школьника собирать портфель, объясняет, почему не стоит высыпаться в последние дни перед школой, говорит о таком интимном, но очень важном моменте, как посещение школьного туалета и о других нюансах первых дней в учебном заведении.

Любопытный факт: по результатам опроса родителей, при поступлении в школу 90% первоклассников хотели учиться. В конце первого месяца обучения родители отметили, что с охотой идут в школу около 75% детей, чуть больше пятой части детей идут в школу без особого желания, но спокойно. Небольшое число детей (от 1% до 2% по отдельным регионам) демонстрировали различные негативные эмоциональные проявления при необходимости идти в школу. Если вы не хотите, чтобы ваш сын или дочь попали в негативную статистику, обязательно прочтите наш материал.

Выбрать хороший портфель и сохранить осанку: советы ортопеда

Покупатели на школьной ярмарке в Уссурийске
Покупатели на школьной ярмарке в Уссурийске. Фото: Виталий Аньков/РИА Новости, 27.08.2023

Недавнее исследование выявило нарушения осанки у 94% школьников от 10 до 17 лет, причем проблемы начинают возникать с первых лет учебы. Именно поэтому большинство родителей озабочено выбором хорошего портфеля.

Владимир Кенис, один из ведущих ортопедов-травматологов России, нейрохирург, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения патологии стопы, нейроортопедии, системных заболеваний НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера (Санкт-Петербург), советует остановить свой выбор на ранцах с жестким каркасом – такие будут идеальными для младших школьников. Ранец должен быть легким (до 700 граммов для учеников начальной школы, а его общий вес с учебниками не должен превышать 1/10 веса ребенка), с твердой спинкой, которая плотно прилегает к спине, с широкими регулируемыми лямками (оптимальной считается S-образная форма).

Важно, чтобы ранец подходил по размеру – он не должен торчать выше плеч или висеть ниже пояса. Хорошо, если есть дополнительная стяжка на груди – так ранец прилегает к туловищу еще плотнее, нагрузка на спину уменьшается.  

В статье «У 94% школьников нарушена осанка. Как выбрать ранец, парту и матрас, чтобы это предотвратить?» ортопед также дает полезные советы по организации учебного места для школьника дома, покупке обуви, матраса и подушки для сна. Весь комплекс мер поможет родителям сохранить здоровую осанку своих детей и в будущем избежать многих проблем.

Иногда школу пора менять. Как на это решиться и на что обратить внимание

Случается, что 1 сентября и первые учебные недели становятся поводом задуматься: не пора ли сменить школу? Образовательный консультант и коуч Анна Высоцкая призывает мам и пап не игнорировать даже смутное ощущение, что сейчас их ребенок находится не на своем месте.

С подростками можно проводить такой разговор в открытую, у младших школьников необходимо обратить внимание на ряд тревожных симптомов. Если ребенок часто болеет в учебный сезон, если у него плохое настроение, хронические трудности с выполнением домашнего задания, навязчивости, моторные тики, энурез – все это сигнал о том, что есть проблема.

Может наблюдаться и обратная ситуация: на первый взгляд, все хорошо, ребенок справляется с нагрузкой, не болеет, ни с кем в школе не конфликтует. Но родители ощущают, что он находится не на своем месте и теряет время.

В статье «Когда школу пора менять» коуч Анна Высоцкая поясняет, что причины смены школы могут быть самыми разными и перечислить все не получится. Но есть универсальный рецепт. Важно прежде всего ответить себе на вопрос: справляется ли школа со своими задачами? Способна ли удовлетворять образовательные запросы родителей и ребенка? Такую ревизию семья может проводить как минимум раз в год, но можно и чаще.

Высоцкая дает конкретные рецепты: как принять решение о смене школы, найти новый вариант, как организовать адаптацию и даже – что делать, если перемены не привели к улучшению.

В школьной травле страдают все: что делать, если столкнулись с буллингом

Буллинг
Фото: freepik

Психолог Людмила Петрановская подчеркивает, что буллинг – это чрезвычайная ситуация группового насилия (физического или психологического), которая оказывает влияние на всех участников – и на инициатора, и на жертву, и на массовку, и на свидетелей. «Жертва страдает напрямую, в худшем случае у нее может сложиться впечатление «со мной так и надо», «я недостоин быть в обществе». Либо «людям нельзя доверять и стоит в любой момент ждать нападения». У насильника возникает иллюзия, что насилием всегда можно укрепить свое положение в группе. Став взрослыми, такие люди часто оказываются в изоляции – с ними никто не хочет общаться. Свидетели бывают очень напуганы случившимся, им страшно оказаться в роли жертвы. Они переживают и внутренний конфликт – испытывают чувство стыда и вины за то, что не заступились за жертву. Кстати, так травмированы бывают учителя, вожатые, родители – буллинг больно бьет по всем».

О том, что буллинг может коснуться не только учеников, но и родителей, в материале «В школе сказали, я сама виновата: воспитала человека-жертву» рассказывает писатель и регент церковного хора Ульяна Меньшикова. Несколько лет назад ее сын Илья стал жертвой школьной травли, которая затем, уже с подачи взрослых, перекинулась на саму Ульяну. Ее травили педагоги, родители в школьных чатах и даже местные СМИ. Остановить буллинг помогло лишь вмешательство федеральных журналистов и поддержка знаменитостей. О своем опыте преодоления Меньшикова рассказывает откровенно и дает практические советы.  

О том, что может на самом деле чувствовать организатор травли, в статье «Я травила одноклассниц, мне до сих пор больно» анонимно рассказывает взрослая женщина. «Я не специально и не осознанно выбрала роль зачинщика травли. Но я росла в ситуации абьюза, где есть насильник – моя мама, есть жертва – я, и есть папа – молчаливый соучастник. И я усвоила, что в отношениях есть только две стороны: или ты, условно говоря, бьешь, или тебя», – объясняет Валентина (имя героини изменено). Осознать происшедшее она смогла лишь в зрелом возрасте, в процессе психотерапии.

О том, что может помочь в ситуации травли и как правильно действовать родителям, читайте в материале «В школьной травле страдают все: жертва, насильники, свидетели, учителя». Помощь пострадавшим от школьного буллинга оказывает проект «Травли.нет».

А если в школу ходить не хочется? Как учить ребенка дома

Хоумскулинг, семейное альтернативное образование – все эти термины означают одно: ребенок не входит каждый день в класс, чтобы сидеть за партой. У него нет портфеля, и 1 сентября он не стоит на линейке с букетом цветов. Это направление зародилось несколько лет назад, в пандемию еще более укрепило свои позиции: некоторые родители сознательно отказываются от посещения школы в пользу домашнего образования.

В материале «В школу можно не ходить. Что должны знать и уметь родители, чтобы организовать обучение на дому» рассказываем об опыте мамы младшего школьника, подростка и мамы выпускницы, которая сама приняла решение уйти из школы, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ. 

У каждой из этих мам есть свои подходы к образованию и очень разные результаты. Кому-то удалось создать идеальную образовательную среду для своего ребенка, в другом случае было принято решение вернуться в школу – не в последнюю очередь потому, что ученик не смог без общения со сверстниками. Почитайте и сделайте свой выбор самостоятельно!

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?