Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Больше, чем танцы

Инклюзия – тема модная. Но что делать хореографу, если один из участников номера – человек с ДЦП? Хореограф и не думает сдаваться. Он потирает руки, вдохновленный сложностью задачи. Передать музыкальную мысль может любой жест: поворот головы, опущенная рука, даже пауза. И, о чудо! – такой номер может выглядеть гораздо эффектнее сложных акробатических па.

Инклюзия – тема модная. Часто мы готовы посмотреть «концерт с участием инвалидов», чтобы похлопать исполнителям, которые «вышли на сцену – такие смелые». Так вот, инклюзивные танцы – это не о том.

Обычная танцевальная постановка возникает так: хореограф находит музыку, сочиняет рисунок движений, приглашает нужных исполнителей. Зритель в восхищении: «Ах, какие подкрутки, какой артистизм!»

Но что делать хореографу, если один из участников номера – человек с ДЦП?
Хореограф и не думает сдаваться. Он потирает руки, вдохновленный сложностью задачи. Да, подкрутками тут зрителя не возьмешь. Есть только два человека и музыка. А еще – общение между ними. И оказывается – это главное!

Передать музыкальную мысль может любой жест: поворот головы, опущенная рука, даже пауза. И, о чудо! – такой номер может выглядеть гораздо эффектнее сложных акробатических па.

Открыть себя нового

Творческий союз «Событие», Екатеринбург. Номер «С тенью». На вечернем концерте, надев костюм, зрячий инструктор и правда станет тенью слепого участника. А пока он его бережно страхует
Творческий союз «Событие», Екатеринбург. Номер «С тенью». На вечернем концерте, надев костюм, зрячий инструктор и правда станет тенью слепого участника. А пока он его бережно страхует

«В танце для нас не существует границ, потому что мы вышли за пределы техники и танцевальных стилей. Мы занимаемся коммуникацией через движение. Занятия начинаются с того, что человек просто пробует быть в студии. Он делает движения настолько, насколько у него есть силы, и никто не говорит: «У тебя не получается!»

Потом начинается работа – кому-то интересно разучивать, кому-то – импровизировать. Человек ищет самого себя, свои возможности. Конечно, помогает музыка, искусство, – его так интересно изучать. Но мы никогда не говорим человеку: «Ты – инвалид, и мы тебя реабилитируем». Он просто танцует» – говорит Леонид Тарасов, руководитель центра социокультурной реабилитации «Одухотворение».

В паре – на равных

«Лотос», Ташкент, номер «Внеорбитные». На эту песню снимали клип с победителями «Танцев на ТНТ». Но в исполнении ребят песня зазвучала по-другому. Ромео и Джульетта, но какие
«Лотос», Ташкент, номер «Внеорбитные». На эту песню снимали клип с победителями «Танцев на ТНТ». Но в исполнении ребят песня зазвучала по-другому. Ромео и Джульетта, но какие

По правилам фестиваля, на него регистрируют только смешанные пары формата «здоровый танцор+инвалид». Когда видишь, как они работают на сцене, смысл подхода становится ясен: перед нами не просто два исполнителя, но – пара, в которой ходящий, видящий и слышащий постоянно пытается «подхватить, подстраховать» коллегу.

Выглядит это по-разному – кого-то надо вывести в нужное место сцены, кому-то – подставить руку, другому – направить движение коляски. В одном из номеров партнерша весь танец терпеливо диктовала партнеру порядок движений. Единственный раз, когда на обычное на фестивале от незнакомых друг с другом людей «Здравствуйте!» нам не ответили, оказалось, что собеседники…просто не слышат.

Мы знаем, «куда девать руки»

Коллектив «Ступени», Череповец. Движение делают все участники, но каждый – в меру своих возможностей
Коллектив «Ступени», Череповец. Движение делают все участники, но каждый – в меру своих возможностей

Волонтерам фестиваля – профессиональным танцорам – по силам любая, самая сложная хореография. И вовсе не стоит думать, что проблема «куда девать руки и ноги» касается только инвалидов.

Современные люди отвыкли двигаться. Лифт, общественный транспорт, снова лифт, компьютер… Приходя в танцевальный класс, взрослый человек неожиданно понимает, что у него две ноги, и они…вообще не хотят слушаться. Порою, границы между участниками пар размываются самым причудливым образом.

Леонид Тарасов: «На съемках фильма «Танцевать, чтобы жить» у нас был случай: Ольга Волкова – очень музыкальная и пластичная, на коляске. И Сережа Куцевалов – режиссер документального кино, успешный человек и при этом – абсолютно раскоординированный в танце. Волонтером был Сергей, но именно Оля Волкова успокаивала его: «У тебя все получится!»
Никто из нас не помнит, как он падал, когда учился ходить. И именно опыт обучения танцам помогает иногда лучше понять другого, у которого не все получается».

Вместо послесловия

«Танцующие в тишине», специальный набор липецких «Параллелей», - во время выступлений ребята двигаются по подсказкам сурдопедагога, стоящего перед сценой. «Движение – поворот – акцент – еще акцент. Теперь ждем: раз, два, три». Танцы на кончиках пальцев, - оказывается, бывает и такое
«Танцующие в тишине», специальный набор липецких «Параллелей», – во время выступлений ребята двигаются по подсказкам сурдопедагога, стоящего перед сценой. «Движение – поворот – акцент – еще акцент. Теперь ждем: раз, два, три». Танцы на кончиках пальцев, – оказывается, бывает и такое

Для многих участников фестиваля танцы стали едва ли не единственным способом заявить о себе. Например, обладательницу Гран-при фестиваля солнечную Лейсан на родине так и не взяли в школу – посчитали, что девочка необучаема.


Для танцевальных коллективов (к московскому финалу фестиваля ведет целый год этапов в регионах) поиск денег на костюмы и поездки зачастую превращается в непроходимый квест. Ну, а вы бы дали денег на поездку в Москву(!) танцевальному ансамблю (?!) из провинциального психоневрологического интерната. (?!?!)


Да что говорить, даже танцевальные студии для людей без инвалидности, особенно в небольших городах, у нас чувствуют себя совсем небодро.
А жаль.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?