Священник Кирилл Марковский более 25 лет исповедует пожизненников – так называют людей, осужденных на пожизненное заключение.
В интервью «Милосердию.ru» «Я исповедую осужденных на пожизненное. И я против смертной казни» он говорит, что те, кто в сердцах восклицает: «Я бы таких расстрелял!», делают это не подумав, на самом деле не представляя себе во всей ужасающей реальности, что такое быть палачом: убить безоружного человека и потом жить с этим всю оставшуюся жизнь.
На о. Кирилла большое впечатление произвело интервью бывшего исполнителя расстрельных приговоров в СССР: этот человек назвал смертную казнь «узаконенным убийством» и выступил категорически против нее. Именно палачи, а не журналисты, не судьи первыми воспротивились смертной казни.
Настаивая на высшей мере наказания, мы, по сути, лукавим: ведь это означает убить чужими руками. Хотя мы все равно становимся соучастниками убийства, причастными к нему своим одобрением казни. Мало кто знает, что в убийстве от имени государства обычно принимает участие восемь человек. «Каково этим людям возвращаться после «работы» к своим семьям, детям?» – задает вопрос священник.
На вопрос, чем пожизненное заключение лучше, чем казнь, священник напоминает, что у осужденного появляется время, чтобы осмыслить свою жизнь, ужаснуться содеянному, раскаяться и найти путь к Богу. Этот путь занимает годы и годы, почти никто не способен пройти его быстро.
Пожизненная изоляция в тюрьме сильно сказывается на психике и физическом состоянии, причиняет страдания – это достаточное наказание само по себе.
«Я простила убийц сына»
Уроженка Ташкента, русская по национальности, Тамара Чикунова стала защищать права осужденных на смертную казнь и биться за ее отмену после того, как в результате судебной ошибки потеряла единственного сына Дмитрия.
Молодой мужчина решился оговорить себя, признаться в убийстве, которого не совершал, так как боялся, что полицейские подвергнут мать пыткам, так же как поступили с ним.
Его казнь перевернула жизнь Тамары Чикуновой – в качестве юриста, адвоката, ей удалось спасти по меньшей мере несколько десятков жизней, и именно благодаря ее усилиям в 2008 году смертная казнь в Узбекистане была отменена. Сына Дмитрия реабилитировали спустя пять лет после казни…
Верующая христианка, она не сразу нашла в себе душевные силы простить палачей: «Я благодарю Бога, что во мне не победило чувство мести. Я очень много разговаривала со священниками, и они направили меня на путь истинный. Это путь через прощение. Я простила всех тех, кто убил моего сына, и всех живущих в государстве, которые зачастую поддерживали этот ужасный закон о смертной казни. И я стала спать, в моей душе воцарился мир».
Вы уверены, что перед вами действительно виновный?
От чтения статьи «Казнили по ошибке: истории людей, которые доказывают, что высшая мера наказания не должна применяться никогда» мурашки бегут по телу. В Советском Союзе, по убеждению коммунистических властей, не было и не могло быть серийных убийц, в отличие от Запада, поэтому за их преступления часто сажали и расстреливали невинных людей.
Во многих случаях это были самые уязвимые члены общества – умственно отсталый, бездомный. Спустя годы их реабилитировали, но почти никто из следователей, ответственных за то, что оговорили и расстреляли невиновных, так и не понес наказания.
Одна из самых вопиющих трагедий – дело серийного убийцы Геннадия Михасевича в 70-х – начале 80-х годов ХХ века. Это человек, согласно приговору суда, совершил 36 садистских убийств, в том числе малолетних детей, а пострадали за них 14 (!) обвиненных ложно граждан. Одного из них казнили, другой ослеп в тюрьме, оставшиеся оказались в тюрьме на многие годы, до 15 лет.
В США, где смертная казнь разрешена, одновременно развита система анализа и учета судебных ошибок. Только за период с 1979 по 2009 годы судьи совершили 120 ошибок, из них 27 человек получили высшую меру наказания. Причина ошибок во многих случаях – несовершенство процедуры анализа ДНК, хотя ранее на ее точность возлагали большие надежды.
Мнения православных священников в США о смертной казни расходятся. Так, протоиерей Джон (Иоанн) Уайтфорд – настоятель храма Святителя Ионы Манчжурского (РПЦЗ) в Хьюстоне, Техас (штат занимает первое место в стране по числу казней с 1976 года) убежден, что высшая мера необходима, и оправдывает ее тем, что в Библии ничего не сказано о том, что смертная казнь противна Господу:
«Ни в Писании, ни в Предании нет ничего, что призывало бы к несогласию со смертной казнью, когда она выносится справедливо. <…> Смертная казнь жестокого рецидивиста действительно может помочь людям чувствовать себя защищенными. Серийные убийцы и террористы должны знать, что есть поступки, которые не оставляют человеку права на жизнь».
Протоиерей Михаил Владимиров, глава православной общины святого апостола и евангелиста Марка (РПЦЗ) служит в штате Нью-Йорк – здесь смертная казнь запрещена законом с 2007 года. Отец Михаил убежден, что священник не может поддерживать убийство, так как служит жизни, а не смерти, а тот факт, что каждый десятый, казненный в стране, позже оказывается невиновным, доказывает, что смертной казни быть не должно. Зло преступлений можно остановить только добром. Между справедливостью и милосердием он, как христианин, выбирает милосердие:
«Казнь Христа – лучшее доказательство того, что земной суд не имеет права распоряжаться жизнью и смертью людей», – говорит отец Михаил.
Верующий правозащитник Андрей Бабушкин много работал в тюрьмах и поначалу выступал за смертную казнь, но погружение в работу его изменило: «Люди, совершающие преступления, за которые положена смертная казнь, не думают о наказании, они не боятся его, страх их не удерживает. Поэтому этот вид наказания – бессмысленный, опасный и способный увеличить объем преступлений, а не уменьшить его».
Смертная казнь прибавляет убитых, но воскресить жертв через это убийство она не способна.