Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Смерть как чудо

Это переходное состояние от биологической жизни к биологической смерти, от состояния жизни души в теле к жизни души без тела, является самым, можно сказать, страшным, самым неожиданным для человека, который живет бездуховной жизнью — без веры в Бога, без веры в загробную жизнь. И наоборот, вера в эту жизнь и подготовка к ней делает смерть совсем другой. Этому есть примеры в истории Церкви — кончина мучеников, исповедников, людей святой жизни

— Владыка, в житиях святых есть удивительные свидетельства и о таком явлении, как предчувствие смерти. Случается ли такое в настоящее время?
— Да. У меня была родственница, раба Божия Иустиния. В нашем роду ее помнят как человека удивительной кротости, смирения и терпения. Ей было уже за 80 лет. Это поколение прошло все: и гражданскую войну, и последующие голод и разруху, и Великую Отечественную войну, и тяжелые послевоенные годы. В селе, где жила эта женщина, никто никогда о ней плохого не сказал. И вот однажды раба Божия Иустиния привела себя в порядок, помылась, чисто оделась, пошла по селу, заглянула в каждый дом и сказала: «Простите меня». А ей в ответ: «Тетя Устя, за что вас прощать? Ведь вы у нас особый человек в селе!» Она вернулась в свой дом. В комнате был ее сын. Она попросила его выйти. Тот вышел, а когда вернулся через пять минут в комнату, то увидел: мать лежала на своем одре, скрестив на груди руки, и со взором, устремленным в небо, отошла к Богу. Она знала не только день, но и минуту своей смерти.
Еще бывают в нашей жизни особые случаи, которые мы называем экстремальными ситуациями. Они обостряют наше духовное чутье и часто помогают нам чувствовать вечность, высший небесный мир, чувствовать свою душу. Те, кто переживают это состояние, делаются уже другими людьми.
Я очень часто вспоминаю рассказ майора-десантника Антона Мальшина. Это герой чеченской войны, человек, который был очевидцем страшных историй. И вот одну из них он поведал открыто многим. «Это было в первую чеченскую кампанию. Мы шли в первой линии атаки, я и моя рота. В нескольких метрах от меня упал солдат. Я к нему подбежал и вижу: у него оторваны ступни ног, грудь пробита осколком. Я оттащил солдата в безопасное место и автоматными ремнями связал то, что осталось от его ног, чтобы он не истекал кровью. И вдруг слышу: командир, прими мою исповедь. Полчаса исповедовался солдат. Плакал он, плакал и я. После этого солдат глубоко вздохнул и сказал: как жалко, что я никогда не исповедовался священнику. Господи, с миром прими мой дух».
Нас, священнослужителей, прежде всего удивляет то, как молодой человек, который, возможно, никогда не был в церкви, на пороге смерти вдруг прозрел и подумал не о матери и отце, не о любимой девушке, а о своем будущем, о своей бессмертной душе, о том, что она должна уйти туда подготовленной, очищенной. С точки зрения богословия это страшный, но замечательный пример.

— Обычно мы со скорбью, трагически воспринимаем смерть. Но можно ли однозначно сказать, что она — зло для человека?
— Я отвечу на этот вопрос так, как отвечали святые отцы. Смерть — это то явление, которое определено нам свыше, значит, — это добро. Представьте себе, если бы не было смерти: злодей до бесконечности простирал бы свои злодеяния, убийца до бесконечности творил бы страшное дело убийства. Смерть же полагает предел бытию человека и дает, конечно, предел злу. Поэтому, по промыслу Божию, смерть имеет огромное значение для вечной участи человека. Если мы прожили жизнь греховную, то Господь избирает средства, которые нас очищают. Это, прежде всего, церковные Таинства — Исповедь, Причастие. Это и та тягота, те страдания, которые мы должны понести в этой жизни. У Бога ничего не проходит бесследно: и наши страдания, и наши муки, и наши скорби — это все то, что вменяется Богом в очищение нашей души.
Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу сказал следующее: всех людей можно разделить на три категории. Одни живут на земле, грешат, и на этой же земле очищаются от своих грехов болезнями, страданиями, скорбями. Они очищенными уходят в жизнь вечную. Вторая категория людей — это те, которые грешат на земле, но не успевают на земле полностью очиститься, и часть наказаний ложится на них в загробной жизни. Есть третья категория людей. Это те, которые живут на земле в роскоши, в неге, в полном изобилии, грешат и не терпят на земле никаких болезней и скорбей. Это — самые несчастные люди, ибо вся тягота наказаний ляжет на них в загробной жизни.

— Ваше Высокопреосвященство, христианство учит нас, что Бог благ, и человека Он создал бессмертным. Почему же смерть вошла в этот мир?
— Причиной смерти является сам человек, его свободная воля. Он сознательно нарушил Божию заповедь, сознательно отпал от Бога и пресек ток благодати Божией, поэтому во всем должен винить только себя.
Каждый из нас в душе иногда испытывает радость, иногда глубочайшее томление, скорбь, душевные муки. Виной этому, конечно, мы сами. Мы делаем что-то непотребное, греховное и сами отсекаем от себя Божию благодать и ту радость, которая дается Богом. Поэтому если человек, нагрешив в этой жизни, уходит в область вечных мук, то виноват в этом не Бог, а сам человек. Ибо он сам себя сознательно отгородил, изолировал от Бога, ушел от области добра, мира, радости, счастья. И говорят так: даже если грешника насильно отправить в рай, то для него это будет совсем инородная стихия. В мире благодати, радости и счастья он не найдет покоя, ибо предшествующей жизнью уготовил себя для мрака, темноты, скорби и мук. Он сам избрал эту область бытия. Здесь действует воля, произволение человеческое, и право выбора Господь дал каждому человеку.
Святитель Иоанн Златоуст вопрошает: а почему в Евангелии говорится об аде, о муках? И говорит: вдумайтесь в эти слова, вчитайтесь в них! Бог создал ад для дьявола и ангелов его, а не для человека. А нам Он об этом рассказал для того, чтобы мы с вами туда не попали.

— После погребения человеческое тело тлеет и в виде отдельных атомов и молекул растворяется в окружающей среде. Многие недоумевают: как же оно может восстановиться вновь, воскреснуть?
— Давайте начнем с области научной, фундаментальной. Те, которые спрашивают об этом, пусть ответят на один-единственный вопрос: откуда жизнь? откуда человек? Есть немало теорий о возникновении жизни на Земле, например, теория панспермии (согласно этой гипотезе, живые зародыши были занесены на Землю из космического пространства метеоритами или под влиянием давления света — ред.). Но в конечном итоге они не отвечают на поставленный вопрос. Более того, они противоречат друг другу. Таким образом, мы говорим о гипотезах, о предположениях, но однозначного ответа на вопрос: «что такое жизнь?» — до сих пор нет.
Даже в плане второго закона термодинамики: как может существовать жизнь, если в мире действует закон смерти, закон разрушения? Современные биологи пришли к выводу: жизнь есть величайшее чудо! Ибо для того, чтобы мы с вами двигались, чтобы жила малейшая частица живого вещества, для этого нужны уникальные условия, неимоверные совпадения, миллионы совпадений, которые уму непостижимы! По этому поводу и физики, и биологи приводят такие аналогии: скажите, какова вероятность того, что если мы будем бросать на конвейер детали цветного телевизора, то в конце конвейера будет собран новенький цветной телевизор? Вы сами понимаете: это невозможно. Или представьте себе кладбище старых самолетов. Пронесся ураган, и вдруг, вследствие этого урагана, на свалке стоит новый суперлайнер… Понятно, что этого быть не может. Так вот, появление жизни является именно таким чудом.
Возьмем генную инженерию. Люди уже близки к возможности создания искусственных существ. Но это еще ни о чем не говорит. Мы всего лишь используем кирпичи жизни, которые дал нам Творец. Из этих кирпичиков строим или дворец, или хижину. А вот откуда эти кирпичи взялись — вопрос.
Когда на Луну были посланы космические корабли и взяты пробы грунта, то оказалось, что там нет никаких новых элементов, а только те, которые нам известны из таблицы Менделеева. Это говорит о едином устройстве мира. Мир органический и неорганический вышел из рук Божиих. Поэтому человек, идя в землю, легко разлагается в однородной среде, ибо тело его состоит из тех же элементов, что и окружающий мир.
Вы спрашиваете: как люди могут воскреснуть? А скажите, что легче: создать жизнь из ничего, или же из молекул, из вещества, составлявших тело умершего, вновь создать живое существо? Я думаю, для Творца не представит особого труда собрать из составных частей, на которые разложилось тело человека, новый организм, только уже в другом свойстве и другом виде, чем до этого.

— Человеку неведом его последний час, только иногда Господь нарушает это правило. Как Вы думаете, Владыка, почему Он устроил так?
— Если бы человек знал день и час своей кончины, то это стало бы для него огромным психологическим грузом. И последние годы жизни были бы невыносимы по своей тяготе и скорби. Но Бог знал, что делал. Его мудрость, Его любовь к нам непостижимы. И человек, не зная своего смертного часа, живет, радуясь жизни, полный надежды и сил.
Однако истинный христианин помнит, что смерть может прийти в любой момент. Глубоко верующий человек будет вести жизнь целомудренную, воздержанную, мудрую, не злоупотребляя благами земными и всегда имея в виду, что все это — только отблески того богатства, той славы, которые ждут его на небе. Радуясь жизни, он все время будет думать о горнем, о вечном, о непреходящем. И это сделает жизнь его осмысленной и глубокой не только в плане земном, но и в плане вечном.

— Однако, страх смерти присущ каждому человеку — и верующему, и неверующему. Есть ли разница в том, как умирают те и другие?
— Это переходное состояние от биологической жизни к биологической смерти, от состояния жизни души в теле к жизни души без тела, является самым, можно сказать, страшным, самым неожиданным для человека, который живет бездуховной жизнью — без веры в Бога, без веры в загробную жизнь. И наоборот, вера в эту жизнь и подготовка к ней делает смерть совсем другой. Этому есть примеры в истории Церкви — кончина мучеников, исповедников, людей святой жизни.


Казни Соловецких иноков. Иллюстрация к «Истории об отцах и страдальцах Соловецких» Семена Денисова

Если человек посвятил жизнь плоти, миру и диаволу, то смерть такого человека бывает люта, как говорит Священное Писание. Если же он служил Богу всю свою жизнь, стремился к добру и свету, то и смерть его как бы знаменует путь его жизни и бывает легкой, осмысленной, иногда даже безбоязненной, хотя, конечно, страх смерти присутствует у каждого человека. Это и понятно: новое состояние, новый переход, когда душа не знает, куда она определится, всегда беспокоит и тревожит. Именно поэтому ежедневно на каждой Божественной литургии звучит молитва Церкви к Богу о христианской кончине жизни нашей «безболезненной, непостыдной и мирной».

— Но ведь, читая Евангелие, мы видим, что Господь даровал великую милость благоразумному разбойнику, покаявшемуся в последние минуты своей жизни?
— Это, действительно, замечательный пример. Этот разбойник — убийца и грабитель — на кресте увидел Христа, увидел именно Его Божество, красоту души Богочеловека, почувствовал Его ни с чем не сравнимую благодать и беспредельную доброту, любовь, благость. Эта жестокая душа содрогнулась, ибо ощутила себя такой ничтожной и убогой по сравнению со светом Христовым, и пришла в покаяние, и произнесла свое великое, вечное: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23, 42). За этими словами стоит переворот души человеческой, стоит глубочайшее покаяние, сокрушение, признание Бога и жалость о том, что так неподобающе прожил свою земную жизнь. И Господь принял это покаяние, это исповедание и сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю». Это пример, который вдохновляет каждого человека, живущего на земле — уповать на милость, на бескрайнюю любовь Божию к каждому человеку.

— Человек умер. Итог его жизни подведен. Церковь учит нас, что с этого момента он уже больше ничего не может сделать для спасения своей души. А если он почему-то не успел, не смог покаяться перед кончиной?
— Церковь верует и знает, что по ее молитвам Господь дает облегчение, исправление загробного состояния тем лицам, о которых она усердно молится. Поэтому до второго пришествия Христова мы имеем глубочайшее упование на то, что души всех, за кого мы молимся в Церкви, получат от Бога ослабление страданий и мук, возвышение их из падшего состояния и, в конечном итоге, причисление к лику тех, кто наслаждается благами Божиими. А значит, чем больше наших молитв, тем больше благ и милости дается душе в загробном мире.
Что нужно человеку на земле для спасения? Познание Бога, приобщение к духовным ценностям Церкви, исправление жизни, покаяние и подготовка к вечности. Одни успевают очиститься полностью, другие — частично. Для последних после перехода в область бытия духовного остается еще одно — молитва близких. То есть Господь создал все условия для спасения души человека.
Относительно спасения ветхозаветных праведников. Посмотрите, какая и здесь глубина промысла Божия. Иоанн Креститель после смерти сошел во ад и что там делал? Проповедовал Христа тем, кто уже веками томились в преисподней. Потом, когда душа Господа нашего Иисуса Христа после крестной смерти явилась во ад, они уже были готовы принять Спасителя. И всех, кто имел желание быть с Богом — тех Господь вывел из геенны огненной. А те, которые Его и там отвергли, так и остались в аду. Таким образом, ветхозаветное человечество было спасено сошествием души Христа в преисподнюю.
Сейчас новая эра, новая эпоха. Мы уже знаем о Христе и должны жить так, чтобы не попасть в ад. Но тот, кто попадает, имеет возможность исправить положение посредством молитв Церкви. То есть мы видим у Господа вот такую многоступенчатость дела спасения.

— К сожалению, сейчас многие теряют смысл своей жизни и стремятся к смерти, а некоторые совершают самоубийство. Число суицидов катастрофически растет. Как Вы думаете, с чем это связано?
Вы знаете, у Тютчева есть одно стихотворение, замечательное не только по своей рифме, но и по своему содержанию, глубине:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует.
Почему человек отчаянно тоскует? Потому что в нем растлился дух. Он стал бездуховен. Он стал жить без Бога. Бог — это радость жизни. Бог — это бытие. Бог — это вечность. Бог — это добро высочайшее. И когда дух человека растлевается, значит, он удаляется от Бога, живет без Божьего Духа. С потерей Бога теряется смысл жизни — «и человек отчаянно тоскует». Любые красоты мира, любое богатство становится ему не в радость, потому что душа-то голодает, душа-то, она — духовная субстанция! Ни золото, ни роскошь, ни еда не могут насытить бессмертную душу человека, если она без Бога. Отсюда этот страшный мор, который называется суицидом. И богатые, и бедные, и дети, и подростки, и взрослые мужчины и женщины, и старики кончают таким страшным образом свою жизнь только потому, что потеряли в своей душе Бога. А внешне вроде бы и повода нет: люди состоятельные, все есть. Они приходят ко мне с просьбой разрешить отпевание. Например: молодая женщина, двое деток, муж 35 лет, имел работу, машину, квартиру — покончил жизнь самоубийством… Объяснить это какими-то факторами социальными нельзя. Остается только вспомнить несколько слов Тютчева: «И человек отчаянно тоскует». В нем растлился дух, он живет без Бога. А без Бога жить — смысла нет.

— Церковь не молится за самоубийц. Значит, участь их предрешена?
— По мысли святых отцов жизнь человека — это дар Божий. Господь дает его, Господь и забирает. Есть такое мнение церковное, что Бог восхищает душу человека в самом лучшем ее состоянии, то есть когда душа готова перейти в вечность. Час нашей смерти и участь души — в тайне промысла Божия. И когда человек сам, по собственной воле, обрывает свою жизнь, то это сравнивают с тем, как если бы кто швырнул драгоценный дар, данный ему господином или каким-то высоким лицом, ему в ноги. Это является очень дерзким и страшным грехом пред Богом. Поэтому Церковь за самоубийц не молится.
Правда, есть исключения, когда человек находился в состоянии невменяемости или был психически болен, то есть сам не знал, что делал. В этом случае Церковь не причисляет его к числу самоубийц и отпевает обычным чином.

— Но есть ли хоть какая-нибудь надежда у родственников самоубийц на то, что Господь может помиловать душу тяжко согрешившего? Ведь всякие бывают искушения и тяжелые моменты в жизни человеческой…
— Церковь имеет определенные постановления, нормы и правила своей жизнедеятельности, которые регулируют ее жизнь на протяжении веков. Но в конечном итоге — на все суды Божии. Мы не можем объективно судить о каждом случае, о каждом человеке. Когда приходят родные и глубоко скорбят, мы говорим так: этот человек ушел к Богу, ушел в область духовного бытия, и посему Сам Господь будет распоряжаться его загробной участью. Мы же пока можем делать только то, что нам предписано, остальное — на суд Божий. А суд Божий и участь человека откроется только после второго пришествия Христова.

— Владыка, значит, все-таки мы приходим к выводу, что жизнь и смерть — это таинства, непостижимые для человеческого разума?
— Безусловно. Как я уже говорил, то, что мы живем на земле — это величайшее чудо. По всем правилам и нормам физики мир уже давно должен был прекратить свое существование. Но эти законы естества постоянно побеждаются Божественной силой, которая, можно так сказать, вливается в нашу галактику и раскачивает маятник жизни. Мы живем в царстве смерти, и жизнь поддерживается, развивается только благодаря вмешательству Божественных энергий. Творец постоянно раскачивает маятник жизни, но только до того времени, которое Он положил в Своей власти.
Но если мир природы Бог оставить не может, потому что всякая былинка, всякая птичка живет силой Божией, то человек — один из всех представителей природы — может по своему произволению оставить эту область Божественную. То есть душа человека может отойти от Бога. Это самое страшное, что может быть в жизни человека. Жить без Бога — это значит не иметь вообще жизни, не иметь залога вечности, значит обречь себя на биологическую смерть, которая, в конечном итоге, закончится смертью духовной.
В песнопении Всенощного бдения есть такие слова: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается». Это о том же: все живет благодаря Божественным истокам и энергиям. И вся жизнь наша немыслима без Бога, без Бога — это смерть.

Беседовала Елена НАСЛЕДЫШЕВА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?