Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Смех и грех

Сегодня комедийно-назидательные, пропагандистские жанры в кино встречаются не так уж часто, именно поэтому нашего обозревателя заинтересовали «Притчи» белорусского режиссера Виталия Любецкого

24 декабря, в облачный и умеренно морозный субботний день во Всероссийском выставочном центре (экс-ВДНХ) состоится премьера белорусского художественного фильма «Притчи 2» – продолжение душеполезных православных поучений для домашнего просмотра. Вход на премьеру свободный для всех. Пройти мимо такого события, как вы понимаете, мы не могли. Петр Гринев мл. связался с режиссером картины Виталием Любецким накануне его отъезда в Москву.

Православный ералаш

Это любопытное кино, которое духовник Любецкого неодобрительно, но довольно точно называет «православный ералаш», выпускается белорусской «Студией во имя св. исповедника Иоанна Воина» – подразделением, если можно так выразиться, Творческой мастерской минского Свято-Елисаветинского женского монастыря. Помимо «Притч», на студии производится и много другой продукции: аудиосказки, анимация, документальное неигровое кино. Последнее – постоянный гость и неоднократный призер международных фестивалей как православного, так и документального кино (включая и наш «Артдок», и десятки других форумов в России, Украине, Великобритании, Италии и других странах).

Первый полнометражный художественный фильм – «Притчи» – был снят в 2010 году и давно уже выложен создателями на Youtube, где их легко найдет любой желающий. На этот раз в ВВЦ покажут продолжение – «Притчи 2» (именно продолжение, а не просто новую порцию, хотя каждый эпизод самостоятелен). Каждый фильм состоит из трех самостоятельных сюжетов-эпизодов (например, о послушании, о молитве и о Вере, Надежде, Любви, из которых Любовь – старше), взятых и переосмысленных из древнего Патерика, из проповедей святителей, из рассказов батюшек. Каждый сюжет начинается старославянскими книжными заставками и оживающими иллюстрациями.

Творческие единицы

– Кто вы по образованию?
– Виталий Любецкий:
у меня первое – актерское – Белорусская Академия искусств (мастерская Валерия Николаевича Раевского, он недавно ушел), второе – режиссерское, там же, но это двухгодичные курсы на базе высшего образования (мастерская Александра Карпова мл.)

– Фильм «Притчи 2», который вы покажете в Москве в субботу, выполнен в едином стилистическом и тематическом ключе с «Притчами»?
– Да, в едином.

– То есть, разница только в новых сюжетах, или есть еще какие-то важные отличия?
– Отличие в сюжетах, ну и в том, что мы стали профессиональнее.

– Что изменилось?
– (улыбается) Команда укомплектовалась дополнительными творческими профессиональными единицами!

– Расскажите поподробнее.
– Во-первых, с нами работала замечательный оператор Татьяна Логинова (лауреат госпремий СССР и т.п.). Во-вторых, у нас появилась возможность крутить фокус – смирил себя еще один талантливый человек, режиссер нашей студии Максим Михальцов…

– Смирил себя?
– Максим окончил в Москве высшие курсы во ВГИКе по специальности режиссер-оператор. Ему, конечно, гораздо интереснее заниматься режиссурой, и у него свои творческие планы, но он их на полтора месяца отложил и участвовал в съемках «Притчи 2» как ассистент по фокусу. Это я и имел в виду, говоря о том, что он смирил себя. Благодаря тому, что Максим «крутит фокус», в нашей картине появились более сложные кадры и глубинные мизансцены.
Продолжу про творческие единицы. В-третьих, Татьяна Логинова привела на картину художника Леонида Прудникова, благодаря которому самые смелые мечты стали реальностью. Появились профессиональные художники по костюмам – Людмила Альшевская и Алла Грибова, у которой за плечами более 70 картин! А, кроме того, реквизиторы, костюмеры. В общем, все было на гораздо более высоком уровне, чем в прошлый раз!

Открыть себя

– Как появился замысел «Притч»?
– Ну, изначально я продвигал жанр «лирическая комедия», но перегнул…

– Кому «Притчи» адресованы в первую очередь?
– Тем людям, которые стоят на пороге храма. Мы надеемся, что этот «православный ералаш», как называет наши фильмы мой духовный отец, что-то помогает им для себя открыть. Я знаю, что нашу «Притчу» смотрят не только православные, но и мусульмане, и католики, и другие люди. Они свободно заходят во всякую свободную ищущую голову и сердце.

– Есть ощущение, что отчасти эти фильмы рассчитаны на детскую аудиторию. Или на новообращенных, постигающих азбуку жизни во Христе. Обманчивое ощущение?
– На самом деле, я поразился тому эффекту, который произвели первые «Притчи». Маленькие дети смотрели эти истории, не отрываясь. Это говорит о том, что что-то такое заложено. Вот в новых «Притчах» они уже ерзали, потому что в этом фильме более серьезные темы поднимаются, и сделано все более, что ли, сдержанно. Но специально для детей эти картины не делались.

– Какой была прокатная судьба первого фильма?
– Показ на большом экране изначально не планировался. Состоялись показы в Минске, Москве, Санкт-Петербурге, на многочисленных выставках и в киноклубах. Всю эту информацию можно найти на sobor.by. То есть, фильм прокатился широко по православной аудитории. Профессионалы оценили его как несерьезное кино, несерьезный жанр. Но простым зрителем он был принят на «ура». Люди смеялись и плакали. Ради этого, собственно, кино и делается.

– Какие мнения о фильме прозвучали? Может быть, критика?
– Я был в Обнинске на фестивале. Там был местный владыка и президент фестиваля матушка София. Вручили нам награду Президента. Председатель комиссии профессор ВГИКа посоветовала нам подходить к таким темам более серьезно. Председатель кинематографистов Сербии Ион Маркович сказал, что это пропаганда. А надо более завуалированно все говорить. А вот наши коллеги из студии «Фишка-фильм», наоборот, сказали, что нам удалось в устоявшемся православном кинематографе найти свою нишу.
Вот такие разные мнения.

Будущее

– Какой вы видите судьбу вторых «Притч»?
– Судьбу вторых «Притч» я вижу в принципе такой же, как и судьбу первых. Разговор о том, чтобы все это вышло на большой экран, пока не поднимается. Возможно, еще действительно рано, возможно, не тот у нас еще уровень. Но, с другой стороны, это же проповедь. Так что большой экран не помешал бы. Хотя вот мой духовник сказал, что на серьезные темы надо говорить серьезно. Я прислушался к его мнению и хотел вторые «Притчи» сделать серьезными. Но наш худсовет принял решение проехать по уже проложенным рельсам. Все-таки здесь те же актеры, которые запомнились по первому фильму, и стилистика комедийная соблюдена.

– Ну и главный вопрос: планируется ли продолжение?
– Планируется! Но какими будут новые душеполезные и поучительные истории – зависит от нового художественного руководителя Валерия Рыбарева. Будем опираться на его видение. Возможно, зрителя ждет что-то кардинально новое! Новые притчи уже ищутся и обсуждаются. Также идет поиск трех новелл с «сильным драматическим узлом», объединенных единым местом действия. Подробностей пока не могу сообщить, но естественно, все сюжеты будут в рамках вечных ценностей, то есть в русле православной студии.

Красивое кино

Слушая Виталия, я подумал, что дидактика, вопреки расхожему представлению, не обязательно ведь враждебна художественной правде. Смотря какая дидактика. Конечно, она бывает грубой. Или недостаточно доброй, милосердной, справедливой. Но бывает и дидактика, не уступающая самому высокому стилю. Вспомним народные пословицы и поговорки – их красоту выражений, лаконизм, образность, эффектность, обкатанную языком и опытом народным, как скала, отсекшая, согласно Микеланджело, лишнее у скатившегося по ней камня. Вспомним о сказаниях и аретологиях, благословениях и проклятиях – все это дидактические, назидательные жанры. О назидательных романах (рыцарских и прочих), которые так любовно пародировал, не отказываясь от дидактики как таковой, Мигель де Сервантес. Вспомним, наконец, о древней и почтенной традиции притч.

Дидактика не просто не враждебна искусству. Скорей, наоборот – потому что высший пилотаж любого поучающего жанра (а возможно, и любого искусства) – в единстве эстетического чувства с этическим смыслом и помыслом. Сегодня назидательные, в том числе иронически, комедийно-назидательные, пропагандистские жанры встречаются не так уж часто (и это еще одна причина, по которой вашего покорного так заинтересовали «Притчи»). Большинство современных кинематографистов предпочитают недосказанность четко расставленным акцентам. Что бывает похвально, когда обусловлено вдумчивостью, ответственностью и деликатностью. А бывает и прискорбно, если за отказом расставлять приоритеты скрывается внутренняя беспринципность, размытость нравственных ориентиров, удобная и вялая, не требующая внутренних затрат позиция комфортности и равнодушия. Впрочем, не следует осуждать режиссеров, ибо они совсем не хуже среднестатистических своих сограждан. Нас, то есть, с вами, дорогой читатель.

На этом фоне идеология студии выглядит очень симпатично. Цитирую из документа под красноречивым названием «Миссия»: «Неслучайно безнравственный поступок мы называем «некрасивым». Красивое кино – это, прежде всего, то нравственное воздействие, которое оно оказывает на человека, то движение души, которое побуждает человека творить добро». Возможно, кому-то «Притчи» покажутся наивными или недостаточно изящными. Возможно, в этих фильмах действительно есть какие-то недостатки. Кто хочет, всегда может их перечислить и предложить сделать лучше. Но почему-то эти фильмы не хочется критиковать. А хочется стереть случайные черты и увидеть красивое кино.

С одной стороны, критиковать склонны эстеты, с другой – некоторые верующие особенно строгих правил. «У кого-то сильно православного, – заметил Любецкий в конце разговора, – может вызвать сильные эмоции, что мы тут якобы над святым смеемся. Но ведь цель этих притч – донести поучение до как можно более широкого круга людей. Конечно, можно вести богословские споры: надо это или не надо. Но я считаю, что если какой-то человек хоть какую-то мысль из этих фильмов вынесет и применит эти принципы в жизни, то, в конце концов, он может дойти и до Бога».

Петр ГРИНЕВ мл.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?