Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!
В 2017 году Россия вошла в топ-5 стран по количеству загрузок мобильных приложений, а каждый россиянин ежедневно тратит в среднем около двух с половиной часов на «общение» с приложениями, сообщает аналитическая компания App Annie. Пять самых популярных мобильных приложений в России – WhatsApp, «ВКонтакте», Viber, Sbеrbank Online и Youla. При этом в количестве скачиваний финансовых приложений (агрегаторов, электронных кошельков/платежных систем) отмечается рост – на 110% по сравнению с 2015 годом.
Как российские НКО задействуют мобильные приложения в своей работе – и есть ли в них вообще смысл на рынке благотворительности?
100 тысяч скачиваний, 25 миллионов рублей
Мобильное приложение фонда «Подари жизнь» загружено более 100 тысяч раз (здесь и далее – данные Google Play). Число значительное: к примеру, число скачиваний приложения «Русфонда» – 10 000; у фондов «Вера» и «Дети земли» – по одной тысяче загрузок.
Приложение «Подари жизнь» было запущено в январе 2015 года и стало одним из первых в секторе. Во многом именно в этом причина популярности, считает директор по связям с общественностью БФ «Подари жизнь» Екатерина Шергова. «Тут как в поговорке: кто первый встал, того и тапки, – смеется Шергова. – Мы не делали никаких вложений в рекламу (фонд вообще никогда не дает платную рекламу); для продвижения использовали обычные инструменты: публикации в соцсетях и на нашем сайте, рассылку пресс-релизов. И, конечно, старались сделать приложение максимально полезным и интересным для пользователей – в первую очередь, для молодежи».
Проект был создан на бесплатной основе – фонду помог сервис Aviasales; основные задачи приложения совпадают с главными направлениями работы «Подари жизнь» – программа предоставляет информацию о донорстве и волонтерстве, здесь можно сделать пожертвование.
За три года работы проекта собрано около 25 млн рублей. Серьезным ударом по всем iOS-приложениям, предполагавшим сбор благотворительных пожертвований, стали новые правила, принятые компанией Apple. В 2016 году компания отключила прямые платежи из России в адрес благотворительных фондов – и перечисление «благоденег» для владельцев iOS-устройств стало многошаговой неудобной процедурой.
«Конечно, после решения Apple сборов в приложении стало меньше, – говорит Шергова. – Думаю, в скором времени мы будем пересматривать цели нашего приложения и делать его более современным и актуальным. Но прежде мы спросим у своей аудитории о том, что для нее действительно важно и нужно в приложении».
63 миллиона за два года
В «отношениях» с Apple мобильному приложению «Русфонда» повезло больше – для iOS оно было запущено в январе 2016 года, и его создатели успели учесть особенности неудобных «яблочных» правил уже на старте.
Разработкой приложения в течение полугода занимались сотрудники Русфонда – Эрнест Бруггер, Сергей Дмитриев и Сергей Амбиндер. «Сначала мы встречались с представителями различных компаний, обсуждали, строили планы, но потом решили отказаться от стороннего разработчика – когда все в своих руках, связи короче», – вспоминает арт-директор «Русфонда» Сергей Амбиндер. Кроме того, самостоятельная разработка не потребовала от жертвователей (доноров) фонда никакой дополнительной финансовой нагрузки.
На тот момент у разработчиков не было опыта созданий приложений. Амбиндер вспоминает, что сначала они скачали все возможные отечественные и западные аналоги, разобрали их «по косточкам», осмыслили опыт, изучили отчеты на сайтах – и выпустили свое. Без трудностей не обошлось: нужно было получить утверждение от Apple, выяснить и решить проблемы, возникавшие у пользователей.
Главный акцент в приложении был сделан на письмах тяжелобольных детей – «мы положили просьбу о помощи в карман к читателю».
По соотношению «скачивания-сбор» приложение «Русфонда» наиболее эффективно. При 10 000 скачивний к февралю 2018 удалось собрать почти 63 млн рублей – это самый высокий финансовый результат в российской «смартфон-благотворительности».
В начале двухтысячных был такой постулат: mobile first! (англ. сначала мобильные), но теперь он начинает звучать как only mobile (только мобильные), говорит Сергей Амбиндер.
Он уверен, что будущее за мобильными разработками и фондам нужно развивать свои приложения. Благотворителю должно быть удобно – в этом залог успеха.
Партнерство
«Для фондов-миллиардников – с большим количеством частных доноров, ресурсами на продвижение, разработку ежедневного или хотя бы еженедельного контента, – мобильное приложение будет эффективным», – считает Анастасия Ложкина, директор по развитию и привлечению средств БФ «Арифметика добра». – Для других фондов мобильное приложение – дорогое прошлое».
По мнению Ложкиной, чтобы организовать сбор «мобильных» пожертвований, НКО лучше интегрироваться в партнерские приложения – и таким образом, например, получать пожертвования через приложения банков. Так, «Арифметика добра» интегрирована в приложение Московского кредитного банка на платформе Android.
«Нет смысла вкладывать деньги и силы в разработку мобильного приложения, поскольку нет необходимости в его использовании, – убеждена и директор по коммуникациям и фандрайзингу Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Наталья Соколова. – Наши волонтеры должны обладать определенными навыками, поэтому мы периодически объявляем набор перед тем или иным мероприятием. А пожертвования можно оформить через сайт, это удобно и надежно».
Взвесить риски
Хорошо оптимизированный для работы с мобильными устройствами сайт вполне способен заменить собой мобильное приложение. При этом технологии безопасного обмена данными, которые уже хорошо зарекомендовали себя для веб-приложений, помогут решить поставленные задачи без существенных трат времени и ресурсов, считает Олег Бакшинский, ведущий советник по вопросам информационной безопасности, IBM Россия и СНГ. Бакшинский предупреждает: «Разработка мобильных приложений для нужд организации должна производиться тщательно и с учетом последних рекомендаций в области информационной безопасности. Подобная разработка не является легкой, быстрой или дешевой. Особенно, когда речь идет об обеспечении безопасности работы с финансовыми переводами».
Поделиться технологией
Приложение фонда помощи бездомным животным «Помощник Рэй» работает с октября 2017 года, от финансовых переводов фонд решил отказаться. «Пользователи нам даже писали – почему у вас нет пожертвований? А мы хотели показать, что есть много способов помогать животным, не потратив ни копейки, – рассказывает Екатерина Панова, директор Фонда. – Кроме того, сбор пожертвований именно через приложение не очень целесообразен, поскольку у нас есть мобильная версия сайта».
Разработка и продвижение приложения «Помощник Рэй» обошлась в сумму около 1 млн рублей – эти средства Фонд получил, выиграв конкурс субсидий от Комитета общественных связей Москвы. «Мы хотели, чтобы приложение сделал кто-то из крупных московских разработчиков – нам казалось, что именно они должны быть социально ответственны, предоставлять скидки. Но выяснилось, что московские разработчики совершенно не готовы к диалогу с нами», – вспоминает Екатерина. В итоге фонд начал сотрудничать с ульяновской компанией ITECH.engineering, ранее уже осуществлявшей социальные проекты. Запуск приложения состоялся через 7-8 месяцев после первой встречи с разработчиками.
На карте проекта – приюты для бездомных животных, где ждут волонтеров. А также – ветклиники, зоомагазины и груминг-салоны. «С этих организаций мы не берем денег за размещение на карте – наш фонд получает от них льготные цены на продукты и услуги (например, на стерилизацию животных)», – поясняет Екатерина Панова.
На сегодняшний момент «Помощник Рэй» скачан более 1700 раз (по данным Google Play и App Store).
«Для продвижения проекта мы выпустили листовки с информацией о приложении, которые распространяем силами волонтеров по ветклиникам, зоомагазинам. Также фонд получил грант от «ВКонтакте» на рекламу приложения в этой сети», – рассказывает Панова.
Приложение создавалось для Москвы и Московской области, однако его захотели внедрить и другие российские регионы. «Мы разработали с юристами договор, по которому фонд передает частичные права на пользование приложением региональным фондам – они возьмут на себя ответственность за размещаемую там информацию», – поясняет Екатерина Панова.
Всем миром – в одно приложение
Приложение «Хочу помочь», по замыслу его создателей из Санкт-Петербурга, должно стать всероссийской бесплатной площадкой для сбора пожертвований. «Одному фонду поддерживать работу мобильного приложения трудно, поэтому мы решили объединить все российские НКО в одно приложение», – говорит Анастасия Петрова, координатор проекта.
Приложение стартовало 1 марта 2017 года за счет средств выигранного гранта президента. Эти деньги – 2, 5 млн рублей – были потрачены на разработку и продвижение проекта.
Сначала участниками «Хочу помочь» стали НКО Петербурга, теперь к проекту присоединяются фонды из других городов России (Москва, Нижний Новгород). Всего на данный момент в приложении зарегистрировано более 30 фондов. Количество скачиваний – 12 тыс. (Google Play и AppStore).
Помимо сбора пожертвований, этот проект позволяет помочь вещами, стать волонтером либо оказать профессиональную помощь. Пользователь может выбрать и категории получателей помощи: дети, взрослые, пожилые люди, животные.
«Пожалуй, главное, что настораживает наших пользователей – система списания средств, – говорит Анастасия. – Чтобы гарантировать безопасность приема платежей, мы нашли крупную, надежную систему, «Яндекс-касса». Здесь все происходит привычным способом: сначала жертвователю на телефон приходит пин-код, затем списываются деньги». В среднем в день перечисления осуществляют 10-15 человек. За месяц это около 80 тыс. рублей.
По словам Анастасии Петровой, главная сложность в том, чтобы поддерживать работу проекта: «Это так же, как с покупкой машины: она требует постоянного ухода, иначе может сломаться». Для поддержки приложения нужно искать спонсоров, думать о технических доработках и изменениях. В приложение нужно постоянно вкладываться, поскольку оно должно быть интересным – чтобы пользователь захотел туда вернуться.