Напомним, еще год назад, когда Юлия была выдвинута на «Евровидение» в первый раз, СМИ много писали о том, что инвалидность Юлии – следствие неудачной вакцинации от полиомиелита. Сегодня о «врачебной ошибке», приковавшей певицу к инвалидному креслу, говорят снова.
Так, директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова, выступившая с поддержкой Юлии Самойловой на своей странице в соцсети, в частности написала: «Господи! Да за что ей всё это? За что родиться красивой здоровой девочкой, а потом по ошибке врачей с детства наблюдать, как деформируется тело, как перестает ее слушаться…»
Может ли причиной СМА быть вакцинация?
Комментирует директор БФ «Семьи СМА» Ольга Германенко:
– Ответ только один: «Нет, не может». Прививка не может спровоцировать возникновение у человека спинальной мышечной атрофии (СМА).
СМА – это наследственное нервно-мышечное заболевание, то есть оно имеет генетическую природу. Как известно, прививки никаким образом на гены не влияют, поэтому независимо от того, делала ли бы прививки Юлия в своей жизни или нет, заболевание у нее рано или поздно проявилось бы.
Почему очень часто люди связывают это заболевание с неудачно проведенной вакцинацией? Юлина ситуация ведь не уникальна, у нас есть много родителей, которые начало проявления, первые симптомы СМА объясняют тем, что ребенку была сделана прививка. Мол, «мы сделали прививку, и у моего ребенка началось СМА».
Дело втом, что первые симптомы при разных типах СМА проявляются как правило в тот же период, когда предписана активная вакцинация. Это двигательные симптомы, они связаны с психомоторным развитием ребенка. и становятся заметны в первые полгода жизни, когда ребенок начинает держать головку, переворачиваться, сидеть. Потом, во вторую половину года, он начинает ползать, ходить. А дети со СМА эти вещи делают либо с трудом, либо вообще не приобретают таких навыков.
В большинстве случаев со СМА родители именно в первые полтора года замечают первую симптоматику. И в это же время идет активная вакцинация по нашему прививочному календарю. Скажем, в 6 месяцев ребенку сделали прививку от полиомиелита или АКДС, и у него в это же время проявилось СМА. Первая реакция родителей: «Это потому, что мы сделали прививку. Если бы не сделали, то СМА бы не было». На самом деле эти вещи никак не связаны между собой, они прост совпадают по календарю.
Что касается «Евровидения» и всего того, что сейчас происходит, хочу сказать, во-первых, что Юля Самойлова – большая умница, несмотря на свою болезнь, она смогла осуществить свою мечту. Она вышла на международный уровень, представляла нашу страну. Мы все очень переживали за Юлю, она для всех нас большой пример.
Я бы не хотела как-то оценивать ее голос, качество исполнения, я не музыкальный специалист. Но нам в фонде и в сообществе СМА-семей не очень нравится то, что после конкурса происходит, как идет обсуждение того, что Юля не вышла в финал. Это больше похоже на травлю и это совершенно не то, что должно происходить в здоровом обществе. Независимо от результата любого участника первое, что мы должны сделать: поддержать его. Поддержать Юлю сейчас. Это была бы нормальная реакция нормальных людей. Было видно, как Юля переживала после объявления результатов и что для нее это тоже большой удар…
Человек съездил – да, он не победил, но это не причина для язвительных комментариев и тем более перехода на личности. Критика не должна превращаться в травлю.
Честно говоря, я как человек, который хорошо знаком со СМА, смотрела ролик и… я не слышала песню. Я смотрела на то, как Юле это дается, само выступление. Было видно то напряжение, то количество усилий, сил, нервов, которые были вложены.
Я смотрела на Юлю и видела в ее лице всех наших СМА-детей и взрослых с их проблемами и заботами, с их надеждами. И, с одной стороны, очень переживала, а вдруг сейчас «что-то произойдет», из-за неудобной позы будет сложно контролировать мышцы шеи или что-то такое, что часто вижу у наших СМАйликов, очень хотелось «подстраховать», это глупо конечно, но песню я правда не слышала из-за всех этих мыслей.
А с другой стороны – Юля поет – а в душе пробуждается вера в то, что для человека со СМА нет преград. И это наглядное отражение того, что мы имеем в виду, когда говорим в своем фонде «СМА – это всего лишь диагноз. Жизнь – больше, чем СМА». Для меня выступление Юли было именно об этом.
Это конкурс и поэтому совершенно неважно, ты инвалид или ты человек без инвалидности, – это конкурс для всех. Поэтому несомненно, что жюри и зрители оценивают конкурсантов без скидок на состояние здоровья, расу или пол. Но то, что Юля, несмотря на свой диагноз и его особенности, поет и поет хорошо – это уже, по-моему, дорогого стоит, это уже победа – победа Юли, победа для всех нас. И мы, наше общество, должны, мне кажется, Юлю сейчас поддержать.
Мне грустно оттого, что мы умеем носить на руках – громко и недолго – победителей, но совершенно не умеем проигрывать и готовы заклевать любого, кто не победил. Сборную по футболу, Юлю, кого угодно. Мы люто умеем критиковать, но нам нужно учиться поддерживать своих, особенно тогда, когда им нужна наша поддержка.