Глава нового Синодального отдела по тюремному служению епископ Иринарх и православная общественность на прошедшей конференции обсудили дальнейшее развитие тюремного служения.
Конференция московских приходов и общественных организаций, занятых тюремным служением, собирается раз в год. На этой конференции происходит обмен опытом, предлагаются новые методики и проекты, намечается план действий. За год происходит много событий, а в этом году произошло самое значимое и многими ожидаемое – появился самостоятельный Синодальный отдел по тюремному служению. До этого тюремное служение находилось в ведении Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами. Новому Синодальному отделу около трех месяцев и главное, что сейчас необходимо сделать – это организовать рабочие места в новом отделе, оборудовать их всем необходимым. С этого и начал свою речь на конференции епископ Иринарх.
Вся конференции строилась в режиме диалога между епископом и мирянами. Епископ рассказал о своевременности образования нового отдела и о том, что самый острый вопрос после организационного – это введение института тюремных капелланов. Среди самих епископов нет однозначного мнения по этому вопросу: кто-то из них за то, чтобы священники получали зарплату от ФСИН, как, например, владыка Варсонофий, управляющий делами МП, а кто-то категорически против, как епископ Дмитровский Александр. Сам епископ Иринарх считает важной и необходимой мерой – получением священником зарплаты от государства, как в Греции, и главное, чтобы это было закреплено в российском законодательстве, чего сейчас нет. Но весь вопрос состоит в том, в какой форме это будет сделано. Сейчас при Синодальном отделе и среди мирян идут очень серьезные дискуссии по этому вопросу.
Так иерей Евгений Панюшкин, который является членом рабочей группы при Синодальном отделе и участвует в выработке концепции тюремного капелланата и дальнейшего взаимодействия с ФСИН России рассказал о создании при тюрьмах методических центров работы с осужденными в масштабах епархии и введении для тюремного священника должности помощника руководителя регионального управления ФСИН по работе с религиозными организациями. Священник в этой системе будет помощником руководителя на полставки, которые может выделить и ФСИН России. «В любом случае, этот руководитель будет независим от системы, – говорит иерей Евгений, – и дело не в том, что ему будут платить зарплату от ФСИН, но этот священник будет заниматься окормлением и сотрудников аппарата и тогда вполне логично получения им зарплаты за труд, также точно как получает за труд на приходе, это своего рода второй приход».
С мнением, что священник должен получать зарплату от ФСИН категорически не согласна председатель общества милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь» Наталья Леонидовна Высоцкая. На конференции Наталья Леонидовна выступила с предложением о создании долгосрочной пятилетней программы развития православного тюремного служения в РПЦ, в которую входило бы введение предмета тюремного служения во все духовные школы, а также создание при Синодальном отделе фонда тюремного служения, который будет аккумулировать средства и пожертвования для нужд тюремного служения. И этот фонд мог бы стать альтернативой получения зарплаты от ФСИН. «Деньги в этот фонд могут жертвовать и юридические, и физические лица – рассказала Наталья Леонидовна. – В этот же фонд может давать свою финансовую поддержку и государство, а уже священноначалие должно дальше распределять эти деньги». Также она высказалась за распределение капиталов по церковным приходам и создания храмов – побратимов. «Если в Московской епархии сосредоточены капиталы, и священники получают зарплаты от приходов, то они должны делиться с другими епархиями, ведь мы москвичей направляем в другие территории отбывать меру наказания, почему мы не должны давать пожертвования на эти епархии. Должны быть храмы – побратимы, богатый храм в Москве помогает бедному храму в Мордовии».
Художница Ирина Мамонтова представила на конференции пилотный проект нового журнала «Помощь заключенным» и рассказала о создании на базе этого проекта общероссийского журнала для заключенных. «Этот журнал необходим для всех, так как в нем будет собираться вся необходимая информация для заключенных, уже разработаны рубрики, сейчас мы ищем людей, которые бы помогли создавать контент журнала, наполнять его материалами и в дальнейшем он будет распространяться по всем зонам, и храмам».
Владимир Стрелов, преподаватель кафедры теологии РГСУ, сотрудник Синодального отдела по делам молодежи представил новый миссионерский проект, разработанный совместно с руководителем духовного центра поддержки заключенных Натальей Пономаревой «Миссия возможна» . Этот курс рассчитан на подготовку практических миссионеров и в дальнейшем будет использован в качестве подготовки тюремных миссионеров, а Наталья Русакова, методист ПСТГУ, рассказала о давно существующем курсе обучения заключенных «Четвероевангелие».
По словам епископа Иринарха, самое главное служение в тюрьме – это миссионерское служение, которое должно перерасти в мощное православное движение с привлечением новых людей, но также одно из важных направлений работы нового Синодального отдела – организация реабилитационных центров для бывших заключенных. «Когда заключенные выходят на свободу, у них очень много искушений и не все выдерживают эту свободу. Реабилитационные центры могли бы вести работу по адаптации бывших заключенных, помогали бы найти работу и т.д. Сейчас мы изучаем опыт различных стран, и как только появится возможность на какой-либо базе создать реабилитационный центр, хотя бы показательный, мы сразу же это сделаем – заявил епископ Иринарх. – Правда это требует немалых средств, которых у нас нет, но надеюсь, что они скоро появятся».
На конференции выступили представители не только тюремного служения, но и организаций, занимающихся реабилитацией наркоманов и алкоголиков «Новый свет» и «Преображение России».
Ольга Яковлева, сотрудница Центра духовной поддержки заключенных при ПСТГУ представила новую программу «Восстановление связей между заключенными, имеющими несовершеннолетних детей» . Связь с семьями у многих заключенных потеряна, но она очень важна для заключенных. И не меньшая духовная поддержка требуется семьям заключенных. Программа включает три направления: работа с детьми, опекунами и заключенными родителями и в эти направления входит работа с органами опеки, привлечение детей к православной культуре, консультация психологов, организация воскресных школ в тюрьмах, групп по изучению Евангелия, дистанционное обучение общин и социальная работа с освобожденными заключенными, выдача бывшим заключенным памяток, с указанием всех необходимых телефонов, анкетирование заключенных.
По итогам конференции планируется принять следующие решения: создать при новом Синодальном отделе Движение добровольных помощников в узах сущим и утвердить День добровольца тюремного служения 13 февраля (память мучеников Кира и Иоанна. Они посетили узников темнице ценой собственной жизни, но зато помогли спасению душ матери и трех дочерей), предложить программу миссионерского служения в СИЗО для апробации во все московские изоляторы, создать редакционную группу журнала «Помощь заключенным», рекомендовать московским приходам по возможности организовать на приходе группу для духовной поддержки осужденных, выбрав конкретную колонию или регион и помочь в организации этой группы может Центр духовной поддержки православных общин в заключении Миссионерского факультета ПСТГУ.
Также в храме святителя Николая в Кузнецах в последнее воскресенье каждого месяца будет проходить богослужение, где на литургии будут поминать всех в узах сущих, их родственников, и каждый может приносить свои записки с именами заключенных, а также каждую среду будет читаться акафист святителю Николаю, так как он считается покровителем заключенных.
Елена ТЮЛЬКИНА