Православный портал о благотворительности

Служить легко смиренным

“Офицеров было мало, и всем распоряжались сержанты и старослужащие. Приходилось и сапоги чистить, и кровати заправлять. Все это служит к смирению. Вообще служить было легче тем, кто не был заносчивым и гордым” – о своей службе в советской армии рассказывает епископ Дмитровский Александр

– Не могли ли Вы, Владыко, рассказать нам о том как проходила Ваша армейская служба?
В начале июня 1974 года я был рукоположен в дьяконский и священнический сан митрополитом Иоанном (Вендландом), теперь уже покойным, и определен на служение к храму Рождества Христова в село Масальское, Ярославской епархии. Эта церковь оказалась в запущенном состоянии. Копоть покрывала стены, не было ни облачений, ни даже храмовой печки, не было и дома для проживания священнику. Тогда мне только исполнился 21 год, необходимо было заранее начать готовиться к зиме и как-то привести в порядок храм. В этом мне очень помогли навещавшие меня покойный родитель и старший брат, тоже к тому времени священник. Совместными усилиями и с помощью прихожан за пять месяцев моего служения в этом приходе нам удалось залатать и покрасить крышу, промыть стены храма от копоти, сложить две печки, закупить дрова и даже купить небольшой домик.
До священства меня не брали в армию по состоянию здоровья, но теперь все препятствия были устранены. Мне прислали повестку, по которой с легкостью прошел медкомиссию и в ноябре был призван в ряды вооруженных сил. Священнослужитель в те годы мог попасть только в самые «привилегированные» войска, которые именовались «стройбат». Учеба строевой подготовки продолжалась около месяца в городе Кузнецке. Там мы приняли присягу и ждали по каким частям развезут нас приезжающие офицеры. Мне очень хотелось попасть в Саратов, так как там проживали мои родственники по матери. И как это часто бывает – Господь слышит наши сердечные желания: тот офицер, который приехал за мной и моими сослуживцами забрал нас в военный городок в окрестностях Саратова. В месте расположения части находился завод железобетонных конструкций на котором и проходила наша служба. По ленточному транспортеру ехал гравий, песок и цемент, все это попадало в металлические воронки, а от нас требовалась управлять происходящим процессом, нажимая соответствующие кнопки. Завод работал круглосуточно, и самой тяжелой была ночная смена с часа ночи до восьми утра. Страшно хотелось спать, глаза сами собой закрывались, но расслабляться было нельзя. От транспортера зависела работа всего завода. Гравий мог начать сыпаться прямо на пол, лента сползала, заклинивало барабан. За несколько минут могла вырасти целая горка щебня, которую бы самому и пришлось разгребать вручную. Вот в таких условиях пришлось служить полгода, а потом Господь управил мой путь в медчасть. До армии я успел получить медицинское образование, кончил училище и здесь эта профессия пригодилась. Началась эпидемия гриппа, и меня перевели санитарным инструктором. Мне присвоили звание ефрейтора, и выдали пропуск на выход из части, по которому я сопровождал солдатиков на консультации в госпиталь, отвозил их на госпитализацию. Пока они там находились, приезжал и навещал их, а потом выздоравливающих привозил обратно в часть. Как-то приехали навестить меня брат и сестра. В городском соборе им подсказали, где можно остановиться у верующих людей недалеко от части. Познакомились, а потом и у меня была возможность в свободные минуты заходить к ним. С благодарностью храню память о тех днях и до сих пор переписываюсь с этими людьми. Там у меня был подрясник, крест, Евангелие, требник, и даже крестильный ящик. В этом доме можно было, уединившись и помолиться и почитать что-то полезное, то есть как- то восстановить свои душевные силы, а главное иногда у меня была здесь возможность причаститься Святых Христовых Таин. А для священника эта сама Жизнь.

– Была ли Вашей части дедовщина?
— Скорее те взаимоотношения, которые существовали между молодыми солдатами и служащими старшего призыва я охарактеризовал бы как воспитание с пристрастием. Офицеров было мало, и всем распоряжались сержанты и старослужащие. Приходилось и сапоги чистить, и кровати заправлять. Все это служит к смирению. Вообще служить было легче тем, кто не был заносчивым и гордым. Проще было привыкать ко всему армейскому деревенским ребятам. У них с детства закалка к труду. Эти ребята не знали, что такое городской кран. Как тогда умывались по утрам в деревнях? В любую погоду выходил отец с ведром, сыновья, раздевшись по пояс, обливались холодной водой. Они были с детства закаленные и готовые к физическим трудностям. Многим помогала природная смекалка и хозяйственные навыки деревенской жизни. Службу они воспринимали с улыбкой, оптимистично и даже с какой -то охотой и желанием. Кормили в части неплохо. Пища была простой и здоровой, и это их тоже устраивало.
Труднее было ребятам городским. Но и они находили себя на тех должностях, которые существуют в любой части: кто-то устраивался художником и оформителем, кто в каптерку, канцелярию или на склад, кто-то на место библиотекаря или дезинфектора.
Что же касается рукоприкладства, оно тоже было. Кого-то таким образом учили повиновению и порядку. Конечно, не всегда все может быть в таких ситуациях справедливо. Бывали и конфликты, и издевательства и драки. И здесь каждый стоит перед выбором: отвечать, воздавать злом за зло, или нет. Я молился за своих обидчиков, и Господь все расставлял по своим местам. Господь не оставлял без помощи и заступления. А злоба и мстительность часто порождает еще большее зло.
Армейские испытания не поколебали моей веры, не разрушили моих убеждений, а наоборот, укрепили меня на выбранном священническом пути.

– Каково было отношение в те годы к православным в армии?
— Вначале о том, что я священник, знал командир части и командир роты. Отношение ко мне как верующему человеку со стороны старослужащих первое время было насмешливое и свысока, а с сослуживцами по призыву всегда находили общий язык, и взаимоотношения были товарищескими. Хотя когда я оказался в санчасти, ко мне изменилось отношение и «стариков». Они даже как -то извинительно пытались найти со мной контакт, нуждались в моей помощи.
Когда о том, что я священник, узнавали офицеры, некоторые из них просили меня тайно окрестить своих детей. Время было сложное, и приносить детей на крещение в городские храмы им не представлялось возможным. Я шел навстречу их просьбе и по ночам крестил их детей в том доме, в котором иногда бывал и останавливался. Так что и в Советской армии мне приходилось совершать свое священническое служение.

– Какие черты характера, по Вашему мнению, помогают, а какие наоборот мешают молодому человеку преодолеть трудности армейской жизни?
— Легко служить смиренным, покладистым, кротким, неприхотливым, тем, кто внутренне готов к трудностям. Те душевные качества, которые должны быть свойственны христианам, потребны и в армейской жизни. Кто отзывчив, радушен, не боится работы, не стеснятся в добром послужить ближнему, но в тоже время тверд в своих нравственных установках, и в Армии сможет преодолеть случающиеся испытания. Для верующего человека трудности необходимы. Они закаляют, укрепляют веру. Огонек веры горит ярче и молитва в искушениях совсем другая, чем тогда, когда все у нас хорошо. Молитва в скорбях и доверительней, и сильнее, и глубже захватывает душу. И слезы наворачиваются сами собой, и усердие не ослабевает.
В армии всем хотелось вернуться домой живыми, а ведь были и несчастные случаи и даже со смертельным исходом. Я в армейские годы молился, чтобы вернуться живым. Верующему человеку особенно потребно хранить чистоту души не пьянствовать, не поддаваться плотским соблазнам. От этого зависит сама жизнь.
Кроме того, служба в Армии потребует от молодого человека выносливости, а к этому надо готовить себя заранее закаляться, развивать себя физическим трудом и спортом.
Я думаю, что каждый молодой человек должен испытать себя Армейской службой и вернуться с тем необходимым жизненным опытом, который она может дать.

– Что возразить на аргументы противников армейского призыва: мол, в армии только трата времени и здоровья, издевательства над личностью и т.п., а Родину все равно в армии солдаты не защищают, а только строят генералам дачи?
— Я думаю здесь уместно вспомнить слова Апостола Павла: «Любящим Бога… все содействует во благо» (Рим. 2, 28 ). Не может потерять время тот, у которого все оно Божие. То есть если человек всей своей жизнью старается служить Богу, все это послужит ему на пользу. А укреплению здоровья как раз и способствуют трудности и испытания. Даже по житейски рассуждая, избегать жизненных сложностей не стоит. Отказываясь от того, что посылает нам Господь, мы можем не понести большие испытания, которые все равно встретятся нам на жизненном пути.
А патриотизм всегда был свойственен нашим соотечественникам, несмотря на внешние обстоятельства и неправду окружающего. Я думаю, пример нам здесь подает старшее поколение, пережившее революцию, прошедшее гражданскую и Великую Отечественную войну. Несмотря на гонения за веру, раскулачивание и другие испытания, посланные им за грехи, они оставались преданными и горячо любившими земное Отечество. К власти всегда было уважительное отношение. Мой дед прошел три войны, отец и дядя воевали на фронтах Великой Отечественной. Один служил в артиллерии, а другой был военным шофером. Господь хранил их и на Курской дуге и в других кровопролитных сражениях, когда под ногами горела земля, а они прошли через всю войну без ранений. Это, конечно, чудо.
И сейчас, когда мы готовимся отметить шестидесятилетие славной Победы, любовь к Родине, бесстрашие и подвиг наших отцов зовет нас к подражанию, чтобы и нам быть достойными и мужественными защитниками своего Отечества.

Александр, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version