Служение ближним как альтернатива семье и монастырю

В наше время распространено такое явление, когда мужчина живет с мамой и поэтому не хочет создавать семью. Например, мама все за него делает, или так сильно привязала к себе, и ей кажется, что ни одна из претенденток недостойна ее сына-сокровища, а для него так уже привычна жизненная колея – работа, борщ, мама, – что большую нагрузку понести «смерти подобно». Рутина засасывает… когда он оглядывается на прошедшие годы и мама уже ненавистна и вина за бесцельно прожитые годы гложет сердце. А время не вернуть назад

На сайт пришел вопрос к статье «Комфорт одиночества – лишь иллюзия»: «Помогите, пожалуйста, разобраться. Мы читаем в этом материале: «Комфорт и спокойствие одиночества – это всего лишь иллюзия, мираж. Потом мираж рассеивается, и человек видит его печальные последствия». Что это за последствия и в какие «подсознательные ловушки» может попасть одинокая молодая женщина, живущая, как было описано ранее?

Если был период «гражданского брака», жизни без Бога, который сильно калечит душу, а потом 7-летний период сознательного одиночества и телесной чистоты, частой исповеди и причащения, почему человек так не может жить дальше?

Грех наносит много душевных ран, которые осознаются и начинают лечиться только с помощью Божьей благодати в Таинствах. И чтобы их залечить иногда проходят годы. Молодая женщина к тому времени может уже состариться. Так что, может быть, лучше с такой израненной душой не создавать нездоровые отношения в семье (комплексы и «раны» все равно будут вылезать), потому что «пора замуж» а жить в одиночестве, «зализывая раны», познавая Бога, а дальше, как Он решит?

Вопрос: может ли человека жить в миру, не создавая семьи и пребывая в Боге, или есть только один выбор «семья или монастырь»?
Ольга».

Ответить мы попросили Ирину Анатольевну Рахимову, директора Центра «Православная семья», интервью с которой и побудило Ольгу задать свой вопрос:

– Трудно дать универсальный ответ. Нужно рассматривать каждый конкретный случай. И лучше, если человек воцерковленный, – тогда помощь может оказать духовный отец. Но если попытаться дать такой ответ, то можно сказать, что существует три пути – брак, монашество и – общественное служение. Социальная деятельность может стать тем царским путем, о котором говорили отцы.

Это вопрос самоопределения. Человек может сказать: «Я самодостаточен, мне так комфортно», и замкнуться в себе. Но он может сказать, что он не совершенен и постараться преодолеть себя. Лучше всего можно самореализоваться помогая другим людям.

Другим путем может быть брак. Я знаю многих людей, которые не хотят смириться с одиночеством и имеют надежду встретить вторую половинку.

Третьим может быть монашество. Но мне кажется, что это особое призвание, не для всех.

Здесь нет противопоставления: есть монастыри, которые занимаются социальным служением; служить ближним можно и в браке. Однако, для одинокого мирского человека такая стезя может стать выходом из «иллюзии комфорта».

Предо мной тоже стоял такой выбор, когда мои дети выросли и я не должна была их больше контролировать. Мне тогда попалась под руку книжка, где описывалось, как один старец дал совет своему духовному сыну: «Чадо, молись Богу: «Господи, помоги мне обрести свое место в жизни». Вы задаете важный вопрос, который должен задать себе каждый человек, стоящий перед выбором: «Господи, где я могу послужить Тебе?» И если он задает себе этот вопрос, то через некоторое время приходить ответ, и тогда он обретает покой и то состояние, в котором он может максимально реализоваться в помощи людям.

Если эта юная женщина не определится со своим путем, то ей будет непросто, она будет раздваиваться. Одиночество, которое «самодостаточно», не дает человеку покоя. Это сказано в первых строках Ветхого Завета и повторено Господом в Евангелии: «Не хорошо быть человеку одному». «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Это сказано первожителям, но это сказано и всем людям. А если ты не можешь найти любимого человека, то поделись собою с другими. В каждом из нас заложено много любви, и ее нереализованность не дает человеку покоя.

– Хотеть жить в одиночестве – это грех?
– Если это эгоизм, то да. Нездоровое одиночество себя жалеет. Такой человек хочет жить в комфорте, и обвиняет в неприятностях окружающих. Но если человек сознает, что он одинок, ищет причины этого в себе и пытается это исправить, помогать другим, то это исцеляющее одиночество.

– Ольга говорит, что она жила «гражданским браком», который калечит душу и называется Церковью блудом. Какое значение для создания семьи имеет сохранение девства до брака?
– Если говорить о добрачных отношениях, то священники и психологи говорят в один голос, что к этому вопросу нужно походить серьезно. То есть не руководствоваться только пылкостью чувств, от знакомства до свадьбы должен пройти минимум год.

Сейчас понятия размываются, слово «девственность» потеряло свою ценность. А когда молодые люди вступают в беззаконные отношения, теряют невинность, то они не ценят личность другого, красоту отношений, не имеют потребности быть честным с другим человеком. Мужчина теряет интерес к женщине. Он по природе завоеватель. Если бы девушка понимала это, то не вступала бы в такие отношения.

Если вступают, – часто отношения разрываются. И они опять вынуждены кого-то искать, и опять, опять… А потом они начинают сравнивать своих «возлюбленных»: «Тот был лучше» или «Этот как-то не очень, может следующий…».

Но у брачующихся должен быть свой, здоровый «расчет» – нужно поставить себе вопросы: «Каким должен быть я, как будущий супруг, какой должна быть девушка?» Люди должны задавать себе такие вопросы, и когда они выстроят эту иерархию, им будет легче совместно жить. Это очень важно – как с самого начала они определят свои отношения. Каждый четко должен осознавать свое место в семье: «Я служу Богу на этом месте». И тогда будет порядок в семье, и ясность в умах, потому что Бог дает порядок. Если нет этого порядка, то возникает хаос. А хаос это ад.

– В этом – причина того, что многие современные мужчины не хотят создавать семью?
– Причина нежелания – неправильное мировоззрение и воспитание, приведшее к тому, что сместилась система ценностей и семейные ценности, нравственные качества: честь, верность, целомудрие – перестали быть сами собой. Упал статус мужчины. Недавно появился сайт «Батя», который делают люди, понимающие всю опасность нежелания мужчин создавать семью.

Раньше безбрачие порицалось обществом. Если парень или девушка не создавали семью, над ними посмеивались. Регулятором поведения служило общественное мнение. Наличие семьи свидетельствовало о благополучии и адекватности члена общества. Сейчас, особенно в условиях большого города, нравственные нормы не являются сдерживающими механизмами, потому что мы порой даже не знаем соседа по лестничной площадке. Мужчине выгодно и удобно быть одному, потому что он освобождает себя от обременительного, как ему кажется, труда над созданием своей семьи. Бедный, он потерял зоркость мысли, потерял вкус к настоящему мужскому призванию – быть сильным. Удобство, которое он выбирает – разрушительно. Потому что паразитировать на доверии женщины, которая, как бы не хотела казаться эмансипированной, уравненной в правах, но ждет, когда ее возьмут замуж и ищет, человека, на которого можно опереться в этой жизни, и сама становится неустойчивой подпоркой слабовольного «друга».

Виноваты в этом и женщины. Они распустили мужчин, стали слишком доступными. А мужчине выгодно, когда женщина допускает интимные отношения до брака. Но, увы, она перестает ему быть интересной.

В наше время распространено такое явление, когда мужчина живет с мамой и поэтому не хочет создавать семью. Например, мама все за него делает, или так сильно привязала к себе, и ей кажется, что ни одна из претенденток недостойна ее сына-сокровища, а для него так уже привычна жизненная колея – работа, борщ, мама, – что большую нагрузку понести «смерти подобно». Рутина засасывает… когда он оглядывается на прошедшие годы и мама уже ненавистна и вина за бесцельно прожитые годы гложет сердце. А время не вернуть назад


День рождение взрослого сына. Картина А.Самохвалова


У нас последние 50 лет велась политика, способствующая тому, чтобы семьи не было. Например, поощрение работающих, много зарабатывающих женщин (а если женщина много работает – она меньше заботится о детях). Бог так устроил, что мужчина – это добытчик. Одна из задач семьи – экономическая, а если женщина много зарабатывает, то ей как бы не нужен муж. Зачем? Детей она рожать не собирается. Срабатывает эгоистический, антихристианский «принцип ДДнД – двойной доход и никаких детей», когда муж и жена зарабатывают деньги и тратят их только на себя.

Но и в семьях, где дети есть (обычно – один, максимум – два ребенка), часто нет четкого понимания, что такое брак. Целью создания семьи должно быть совместное движение в вечность, а это без Бога и Церкви невозможно. Для многих стали главными не Бог и любовь, а второстепенные цели – создать сиюминутное благополучие. Я спрашиваю тех, кто ко мне приходит – понимаете ли вы цели создания семьи? Любите друг друга? А что вы делаете, чтобы сохранить эту любовь? Если люди над этим не задумываются, то семья не имеет корня и распадется, а результатом являются дети из неполных семей, которые сами не получив воспитания, тоже не могут создать крепкую семью. А если это мальчик, то он не имеет образца поведения, и в нем появляются женские черты: инфантильность, неуверенность. И девушка не знает, как найти себе спутника жизни, потому что она не знает, каким он должен быть, у неё не сформирован идеал мужчины. Ситуация, когда мужчина становится женственным, а женщина мужеподобной, еще даст ядовитые плоды.

Если женщина расстается с мужчиной, то она как бы его «победила», как сказал один священник. Она этим подвергает его унижению. Каждый такой развод это «победа» женщины. Она демонстрирует, что она «на взлете», она первая. Но это временное явление. Потом она спохватывается, начинает собирать камни, догонять уходящий поезд, говорит: «Что с нашим мальчиком? Он не создал семью…» Нежелание создать семью – это недоразвитость воли, инфантилизация, детскость. Это болезнь века.

А. Филиппов студент ПСТГУ

см. также: Брак: призвание или альтернатива? Спорят священник Андрей Лоргус и священник Валентин Уляхин

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version