Сложное ли это дело — восстановить храм?

«Пришел Наполеон – колоколенка стояла, пришли немцы — колоколенка стояла, пришел отец Сергий… – колоколенка рухнула!» Сегодня это типичная ситуация – ведь реставрация архитектурных памятников требует специальных навыков, знаний, умений, опыта и образования. Специалистов-реставраторов в стране единицы, а между тем, только по официальной статистике с начала семидесятых мы теряем в среднем по три шедевра деревянного зодчества в год

Приходилось слышать такую историю: «Пришел Наполеон – колоколенка стояла, пришли немцы — колоколенка стояла, пришел отец Сергий… – колоколенка рухнула!» Сегодня это типичная ситуация – ведь реставрация архитектурных памятников требует специальных навыков, знаний, умений, опыта и образования. Специалистов-реставраторов в стране единицы, а между тем, только по официальной статистике с начала семидесятых мы теряем в среднем по три шедевра деревянного зодчества в год. Храмы, прихрамовые постройки – наше наследие сегодня погибает в массовом порядке и, как утверждают пессимисты, уже наши дети смогут познакомиться с произведениями русской деревянной архитектуры исключительно по фотографиям, снятым этнографами и историками во время научных экспедиций второй половины двадцатого века.


Единственное в стране учебное заведение, выпускающее реставраторов памятников из дерева, и не просто специалистов «теоретиков», а практиков, «мастеров» – это Реставрационное отделение строительного колледжа № 26, города Москвы. Под занавес очередного учебного года, его посетил наш корреспондент.
История отделения началась лет двадцать назад, когда группа инициативных столичных студентов, организованная Обществом защиты памятников в специальный реставрационный отряд, отправилась в первую экспедицию на северо-запад российского государства: познакомиться с уникальным и весьма колоритным миром русской деревянной архитектуры. «Мы полюбили деревянное зодчество. Конечно, тогда мы ещё не были профессионалами, в течение двадцатого века реставрацией памятников деревянной архитектуры занимались по большей части энтузиасты… Но теперь есть ряд объектов, храмов, которые не разрушились только благодаря нашим усилиям. Нашими наставниками были ученики таких великих реставраторов как Ополовников, Попов. Эти люди несли заряд жертвенности, энтузиазма, преданности своему делу. Они заложили научные основы, собрали богатейший материал. Передали нам какую-то искру! – Вспоминает Дмитрий Валерьевич Тузов, руководитель реставрационного отделения. – А сейчас мы попали в это училище и ведём здесь отделение реставрации… Оно, правда, существовало некоторое время и без нас, но существовало оно достаточно номинально. Отделение было, а людей, которые бы занимались профессионально реставрацией, не было, читался только теоретический курс».

Сегодня учебный процесс состоит из нескольких блоков: будущий реставратор должен не только владеть строительными навыками, но и обладать художественным вкусом, понимать историю… Студентам читают кроме общеобразовательных и «строительных» предметов такие курсы, как основы реставрации, архитектуры, рисунок. Большое внимание уделяется производственной практике на базе мастерских училища. По инициативе одного из преподавателей, специально для колледжа, в Москву, привезли настоящую деревянную избу из Александро–Ошивенского монастыря в Архангельской области. Силами студентов изба реставрируется, и это не единственный памятник, доставленный училищем в столицу. Работники отделения давно мечтают на основе своей коллекции реализовать т.н. программу «Русская Архаика», создать под Москвой «этническую деревню» – своеобразный «жилой» музей под открытым небом, реконструкцию быта и ремёсел, традиционных для нашей страны.

Рисунок преподают «с нуля», но за три года, как утверждают преподаватели, ребята учатся вполне неплохо рисовать. «Может, это и не уровень профессионального художника, но прогресс на лицо. Вообще, реставратор – творческая профессия», – подытоживает Дмитрий Валерьевич.
На сегодняшний день в двадцать шестом колледже обучают по трём основным направлениям: реставратор произведений из дерева, реставратор лепных изделий и покрасок, и реставратор памятников деревянного зодчества. Отделения каменной архитектуры, к сожалению, нет:
«Начать читать теорию – легко, сложно найти мастеров-преподавателей. В то же время, многие профессиональные реставраторы, с кем мы раньше работали в отрядах, теперь преподают у нас. Есть какой-то круг знакомств, и с преподавателями нет большой проблемы», — утверждают в колледже. Многие мастера имеют высшее образование: кто-то окончил РГГУ, кто-то строительный или технический ВУЗ, кто-то Абрамцевское художественное училище…
Берут на отделение и после девятого, и после десятого, и после одиннадцатого класса. На каждый срок обучения – своя программа. Бывают случаи, когда приходят ребята, уже давно окончившие школу. После армии в том числе, если их интересует предмет реставрации, и они хотят учиться, на отделении будут рады всем. Но, как известно, есть и предпочтения:

«Кого мы хотели бы видеть среди студентов? Ответом может быть перечень мест, где мы распространяем информацию о нашем отделении. Это и храмы, и какие-то молодёжные православные организации. Дело в том, что у реставратора должна же быть какая-то внутренняя подготовка. Конечно же, мы хотели бы видеть православных ребят у нас. Реставрация в нашей стране – это чаще всего реставрация православных храмов. Но вероисповедание – это не жесткий критерий, у нас учились мусульмане, приверженцы разных конфессий».
Специального курса о православной религии в колледже не читают, представление о православии ученики получают в рамках других предметов. «Для того, чтобы реставрировать храм, нужно понимать, как он устроен!»
Кроме того, при колледже действуют плотницкие реставрационные курсы для взрослых, куда приглашаются люди уже получившие первое образование (часто высшее, иногда духовное) желающие посвятить себя реставрационному искусству.

С взрослыми, признаются преподаватели, работать легче. Они точно знают, чего хотят, а традиционное русское «плотническое ремесло» – дело серьезное. Даже инструмент, которым работают мастера, изготовляют специально. «Потому что реставрировать нужно с помощью тех технологий, которые использовались при постройке, – утверждает Сергей Олегович, мастер, культуролог по образованию. – Это такое правило, некая философия реставрации. Мы не пользуемся электрическим инструментом, бензопилами, чтобы не вносить в реставрированный памятник черты новодела. Реставратор должен стремиться к некоей подлинности. Сейчас часто плотницкая работа подменяется столярной. Столяр работает с материалом, с кубометрами древесины, мы работаем с деревом самим по себе, как оно растёт в природе, с его природной формой – это два принципиально разных подхода, я бы сказал два мировоззрения. Человек Древней Руси не мыслил такими категориями как чертёж, сантиметры, он не пользовался станками. Он бережно относился к живой форме дерева, для него постройка здания была не суммой прямых линий, а сопряжением кривых, это совсем другая традиция. Она утрачена и требует восстановления. Плотницкое искусство – это традиционное ремесло, мы стараемся понять и реконструировать его, а через него и мировоззрение, менталитет. Памятник – он же от слова «память», и очень важно теперь эту информацию, которая содержится в нём, не потерять. Ежегодно гибнет огромное количество памятников зодчества».

Летом студенты ежегодно ездят на полевую практику в северные области нашей страны, где оттачивают навыки, реализуют знания, полученные в процессе обучения. «Это очень сплачивает коллектив, ребята возвращаются с «горящими глазами», после таких поездок их отношение к образовательному процессу сильно меняется, многие воцерковляются, сами по собственному желанию. Потому что жизнь в полевых условиях сближает. Общались с настоящим священником, занимались тем, что общими усилиями строим настоящий деревянный храм, в небольшой тверской деревушке. Прикосновение к живой церковной традиции, к традиции русского зодчества меняет человека, здесь в очень искренней и честной атмосфере реализуется ещё и некая воспитательная функция. Многие кто уже давно окончили наше училище, до сих пор специально выкраивают время, берут отпуск на работе и едут вместе с нами. Эти поездки, зачастую, становятся и для бывших наших учеников, и для нынешних самым ярким впечатлением за весь период обучения».

Устраиваются выпускники Отделения реставрации по-разному. Многие продолжают учиться дальше и поступают в Академию Реставрации, либо в другие строительные ВУЗы Москвы, где они получают высшее образование, в том числе по сокращенной программе, так как часть ВУЗовских предметов были ими освоены ещё в училище. «Я считаю, что система, когда человек получает сначала среднее специальное образование, и только потом высшее по той же специальности, лучше, так как будущий специалист знает свой предмет от А до Я. Знает специфику предмета на практике», — аргументирует свою позицию руководитель отделения. – «В принципе, без работы они не остаются, наши выпускники нарасхват. В стране такая беда, что вообще работать некому, у меня просто пачка предложений работодателей, начиная от самых мелких фирм, заканчивая самыми крупными, как «Софрино», например. Они стали недавно брать наших ребят на практику. Оказалось, что у них тоже некому работать. А ведь раньше к ним просто очереди стояли!»

Реставрационное отделение строительного колледжа № 26, приглашает абитуриентов, выпускников 9 и 11 классов.
Адрес ул. Трофимова, д. 27, кор.2.

Дмитрий РЕБРОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?