Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Слово Божие для детей с дефектами речи

На сцене, под переливающимися бликами цветомузыки (которую, кстати, сами учащиеся и делали), дети в белых нарядных платьях, взявшись за руки, чистыми голосами пели прекрасную песню про Ангела Хранителя. И ведь все эти дети живут и учатся в доме-интернате для детей с тяжелыми пороками речи!

На прошлой неделе в детском доме-интернате, который расположился в подмосковном городе Хотьково, состоялся праздник – первая Литургия в домовом храме пророка и Боговидца Моисея. Храм не случайно освящен в честь этого святого – ведь Господь, по молитвам святого Моисея исцелил его от гугнивости, то есть невнятности речи. А здесь живут и учатся дети с тяжелыми пороками речи. Читайте и смотрите репортаж Ирины СЕЧИНОЙ



Мы приехали рано утром. Моросил дождик. Постепенно съехались все гости. Архимандрит и благочинный Троице-Сергиевой Лавры отец Павел, отец Мелитон, руководитель работы Троицко-Сергиевой Лавры с детьми инвалидами, помощники и друзья интерната. По коридору, мимо дверей с надписями «спальня №…» бегали не до конца проснувшиеся ребятишки. Воспитательницы суетливо советовали одеть девочкам юбочки и платочки. Завязывались и перевязывались бантики. На бегу одевали серенькие форменные пиджачки.


До этого целый год служились молебны. И вот, наконец, Литургия в новом храме. Многие из воспитанников этого дома, на Литургии присутствовали первый раз в своей жизни. Но отец Максим КАСКУН, теперь – настоятель их храма, – знаком ребятам давно. Еще в 2002 году, будучи студентом Лаврской Семинарии, отец Максим приезжал сюда миссионерствовать.




Дети в интернате самые разные. От дошкольников до старшеклассников. Есть дети с родителями, и их на выходные забирают домой. Есть без родителей, сироты. Они поступают из разных детских домов и в последнее время – все чаще: если раньше сирот было тридцать, то за последний год это число увеличилось до пятидесяти.











архимандрит Павел говорит слово после Литургии





Вместе с архимандритом Павлом и отцом Максимом Литургию служили отец Мелитон, и братия из Лавры. Отец Мелитон в Лавре заведует работой с детьми инвалидами и давно и успешно окормляет дом-интернат для слепо-глухо-немых детей под Сергиевым-Посадом. Конечно, его опыт очень важен.


У отца Максима есть помощники. Ребята из Москвы, бизнесмены, которые стремятся помогать ближним. Их усилий не хватает, и они вместе с отцом Максимом и директором интерната ищут сотрудников в этом благородном деле. Например, сейчас очень важно сделать роспись на стенах храма. Ведь ходить сюда будут дети, а им, как известно, иногда бывает лучше показывать, чем рассказывать.


Директор школы интерната, Юрий Егоров, заслуженный учитель России. Он рассказал о том, как повлияло на поведение детей открытие храма. Они стали более милосердно относиться друг к другу, с курением проблем стало меньше. Если раньше не курить считалось признаком слабости, то теперь стали понимать, что это нормально. Конечно, и сейчас много проблем, но с Божией помощью все можно решить, считает Юрий Викторович. Поэтому он тесно сотрудничает с Лаврой и с близлежащим Хотьковским Покровским монастырем. Сестры принимают у себя экскурсионные группы школы и сами приезжают в гости.




Kабинет-музей Пушкина

После Литургии всех повели на экскурсию по дому-интернату. Класс уроков труда со станками и пиломатериалами. Большая библиотека, класс-музей Пушкина, где собраны стараниями детей материалы о жизни поэта. Интернат даже поддерживает связь с домом-музеем Пушкина в Москве.
В спортивном зале, когда мы вошли, был в самом разгаре футбольный поединок. А в классах первогодок шли занятия.
Русский язык – основополагающий предмет. Развивать речь родного языка – самое главное для этих детей. В школе регулярно проводят «День русского слова».

Праздники отмечают в уютном актовом зале. Самый любимый и главный – «день школы». В этот день вспоминают время начала первых занятий в школе в далеком 1976 году.


Рассказывает учительница математики, Гуляшкина Тамара Андреевна, проработавшая в школе все годы с момента основания (17 лет из них она была завучем школы) – на фото она справа:
«Школу строили 8 лет. 15 августа 1975 года должна была быть сдача объекта, приехали молодые специалисты, среди них была и я. Но, комиссия стройку не приняла, школу не отрывали. Наконец со второй четверти открыли. Наступала зима. В спальнях очень тонкие стены, буквально толщиной в два пальца. Холод ужасный, до четырех градусов мороза. Детей укладывали спать в валенках и в лыжных костюмчиках. Самые заботливые воспитатели кровать утюжком прогладят и ребенка туда сунут. Детей было много. Один год, аж 272 ребенка. Были и сироты, родители которых лишены родительских прав. Их не забирали, на каникулах были спальни забиты, кроватка к кроватке. Там где сейчас десять человек, было двадцать .

С выпускниками отношения поддерживаются. Каждую пятницу февраля они к нам приезжают. Кто-то стал мастером спорта по кикбоксингу, кто-то поступил в институт; была такая девочка сирота, она окончила школу милиции, и сейчас работает в метро в охране; была ученица первого выпуска с пороком в народе называемом «заячья губа», у нее еще были сросшийся пальчики на руках, но она все умела, даже, вышивала. Очень любила животных: тут у нее были всякие клетки, хомяки, собаки. Мы ее после школы устроили на птицефабрику. Вышла она замуж, родила такую же девочку, и ее отдала к нам учится. Сейчас ее дочка учится в уже в техникуме на бухгалтера. Там учатся дети-инвалиды. Кто-то стал просто хорошей матерью. Разные выпускники».


отец Максим и полковник Поляков

Сейчас, помимо праздников, в зале проходят еще и интереснейшие встречи, которые организует отец Максим. В этот раз, например, к ребятам пришел полковник Сергей Поляков, ветеран группы «Альфа-антитерор». Он участвовал во всех крупных операциях последних лет: В Буденовске, Норд-Осте, Беслане.


Полюбовавшись устройством школы, мы перешли в актовый зал, где ученики нам приготовили концерт. Детишки очень трогательно рассказывали стихи, танцевали. За них переживали учителя и взрослые в зале. Некоторые преподаватели сами участвовали в программе. Финальная песня растрогала всех. На сцене, под переливающимися бликами цветомузыки (которую, кстати, сами учащиеся и делали), дети в белых нарядных платьях, взявшись за руки, чистыми голосами пели прекрасную песню про Ангела Хранителя. И ведь все эти дети живут и учатся в доме-интернате для детей с тяжелыми пороками речи!
После концерта гостям были подарены небольшие, но дорогие сердцу подарки.

Уже за праздничным столом, мне объяснили, что нормальная речь у этих детей, плод кропотливого труда педагогов профессионалов. И именно то, что я не заметила дефектов речи — и есть оценка этого труда по высшей категории. А дефекты все же есть, просто непрофессионалу их не различить. Помимо дефектов собственно речи, есть еще дефекты, связанные с письмом и с чтением. Это совершенно особая область. Со всеми этими заболеваниями можно успешно бороться, только если приложить огромный труд, упорство и мастерство.

Уезжать не хотелось: здесь очень уютная и теплая атмосфера. Ковры и салфеточки, множество поделок, картинок, видно участие преподавателей, серьезная заинтересованность детскими делами. Результат такого отношения сразу чувствуется. Например, ученики обязательно здороваются со всеми взрослыми, когда проходят по коридору. Нет ощущения, что им некуда себя деть. У всех умный и заинтересованный взгляд.
У старшеклассников свои отношения. Они уже люди взрослые. Но, и в этих отношениях видно уважение друг к другу и ни тени пошлости. Проще сказать, что все дети очень хорошо воспитаны. В них уважение к старшим сочетается с чувством собственного достоинства. И им есть чем гордится. Интернат – настоящий дом, семья.

Теперь в этом доме есть еще и Дом Божий. А дети, как известно, самые желанные и уважаемые в нем жители. Литургии в храме будут служиться каждое воскресенье. Поздравляем интернат и всех, кто там живет и трудится с этим радостным событием.


архимандрит Павел, Юрий Викторович Егоров и отец Максим после Литургии

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?