13 мая в Храме Христа Спасителя состоялся гала-концерт Первого международного благотворительного фестиваля православной песни «Поющий Ангел», организованного силами Паломнического центра Московского Патриархата, Московского отделения «Красного Креста» и трудами музыкального продюсерского агентства «Мессия».
Многочисленные активисты православного бард-движения, собравшиеся тринадцатого числа в Зале Церковных Соборов главного храма страны, предложили публике свои лучшие произведения и удостоились внимания не только видных столичных чиновников и политиков (так, в зале мы могли видеть депутата Бабурина, со сцены прозвучали приветствия от лица первого заместителя руководителя департамента социальной защиты населения города Москвы О.Е. Грачевой), но и посетившего фестиваль в частном порядке известного православного публициста инока Всеволода (Филипьева) (РПЦЗ), высоко оценившего достижения российских православных музыкантов.
Викарий Московской епархии, епископ Бронницкий Амвросий
О.Е. Грачева — первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения г. Москвы
инок Всеволод (Филипьев)
Мир «православного исполнительства» – своеобразный островок в море современного шоу-бизнеса и популярных ритмов, мирок и даже субкультура со своими «звездами». Здесь под хард-роковый «запил» поют о куполах, а аутентичный славянский фольклор «аранжируют» почти советской филармонической хореографией. Многое в этом мирке может смутить неподготовленного слушателя. Святоотеческий текст здесь дополнен мелодичным фолк-роковым аккомпанементом, священник не снимая рясы и креста – выходит на сцену с гитарой…
«Священник – человек участвующий в первую очередь культовом искусстве. Но он же еще и миссионер, – успокаивает о.Евгений Тремаскин, может быть самый популярный московский «батюшка с гитарой» – Если надо, миссионер едет на север, в пустыню. Если надо – говорит тем языком, который понимает слушатель. Если надо – выходит на сцену с гитарой. Святоотеческое искусство говорило на языке современном его эпохе, современный нам человек выбрал язык музыки. Если мы не будем пользоваться таким языком – мы потеряем многих людей. Все дело в том, что как исполнитель относится к форме. Если он наплевательски относится к форме – это будет профанация!»
Зрители и музыканты готовятся к началу концерта
Зал был полон, исключая самые задние ряды. Однако, во время концерта не все оставались на местах и иногда в зале становилось очень свободно
Концерт начинается
Руководитель фестиваля – Игорь Королев, глава агентства «Мессия», раскрывает критерии отбора «поющих англов» для участия в конкурсной программе:
«Критерием отбора был профессионализм. Мы не требовали, чтобы было прямое обращение к святоотеческим текстам, к Священному Писанию… главное, чтобы человек раскрывал свою православную суть, и выражал это в такой форме, в такой музыке, в которой он специалист». Ничего «странного» или «необычного» в современной православной песне он не видит: «Это же не богослужебная музыка, она же исполняется не во время Литургии! Я уверен, что в любом музыкальном жанре человек может выражать свою веру».
Рок-секция фестиваля
Людям с ограниченными возможностями, в чью пользу и организован фестиваль, отвели почетные места в первом ряду
«Апостол Павел как говорил: задача христианина – распознание духа не по форме, а по содержанию. Религиозная тематика – это только форма. – Объясняет православный рок-бард Андрей Селиванов, популярный не только в церковной, но отчасти и в «неформальной» среде. На «Поющем Ангеле» он занял первое место в номинации «лучший певец» – …Приходит человек, говорит: я православный музыкант, а дух у него может быть протестантский, католический, может вообще сектантский… Критерием православной песни не является насыщенность православной терминологией, это внешнее. По словам митр. Антония Суржского, творчество заканчивается, когда человек начинает писать «понятиями». Вот получил религиозное образование: Троица, Символ веры, Жизнь, Бытие… А потом начинаешь писать книгу… о любви например, и вставляешь туда – «Троица», «Жизнь», «Бытие»… Что ты делаешь? Ты умерщвляешь дух творчества! У тебя не получится как у Достоевского, например. Творческий человек и святой – они близки по духу, потому что они не мыслят категориями, для них дух, а не разум первичен. А когда начинает художник «нести проповедь», думать: «вот я сейчас понесу им веру»… у него заканчивается дух творчества. А Достоевский, он ведь в художественных образах доносил до читателей Христа!.. Достоевский – православный писатель?
Вот любовь должна проявляться в песни? Если нет, если песня просто по форме «православная» – нам такого православия не нужно. Нам нужно настоящее православие! На религиозные темы говорить трудно, потому что нужно быть честным. Вот ты выходишь на сцену, перед тобой сидит детский дом, дети, ты выходишь, а у тебя нет любви. О чем ты будешь говорить? Им нужна любовь! Им нужна радость, им не нужно уныние. Им нужно «Христос Воскресе!» в песне, а если у тебя в душе Христос не воскрес?! Здесь остается только просить у Бога помощи. Поэтому человек, когда он без Бога, он не говорит о любви… Он говорит о сексе, или о патриотизме, который переходит в национализм, а не о любви».
Пока исполнители отдыхали за кулисами, на сцене подводили итоги конкурса
Эта солистка фолк-ансамбля получила приз за лучший женский вокал
Деньги заработанные православными бардами-исполнителями, как сообщил прессе оргкомитет, будут отправлены в помощь московским детям с ограниченными возможностями, на Интернет для подростков вынужденных вследствие болезни основную часть времени проводить дома, в рамках программы «Окно в мир», реализуемой при поддержке АФК «Система».
Дмитрий РЕБРОВ
фото Е.Г.