На утренних службах в храме Воскресения Христова в Сокольниках поет необычный хор. Певчие знают всю литургию наизусть, потому что ноты и текст песнопений в их книгах печатаются отдельно друг от друга, а не на одной и той же странице, как в обыкновенных, а следить одновременно по двум разным строкам этим людям невозможно. Да и никаких букв или нот как таковых в этих книгах нет, вместо них точки, поскольку певчие в этом хоре – слепые.
В храме Воскресения Христова в Сокольниках. Фото Анри Картье-Брессона, Москва, 1954 г.
В 1913 году, когда построили храм Воскресения, его первый настоятель протоиерей Иоанн Кедров предложил идею, чтобы здесь пели исключительно слепые люди. И поскольку до революции в школах слепых также преподавали и пение, и Закон Божий, начинающие певчие приходили работать в церковь уже достаточно подготовленными. Традиция пения незрячего хора в советское время сохранилась чудом. Порой в нем оставалось лишь четыре-пять человек, грозили роспуском. Но по Божьему промыслу сейчас на «будничном» клиросе, как себя называют певчие, по договоренности с администрацией храма шесть слепых поют ранние литургии и требы.
– Хор у нас небольшой, так называемое четырехголосное пение, – объясняет регент хора Владимир Ильич Нестеров, тоже незрячий, – то есть такое, которое делится на четыре партии. Есть у нас три сопрано, два альта, три баса и два тенора. Всего восемь слепых и трое зрячих.
В девятнадцатом веке пятнадцатилетний француз Луи Брайль, ослепший в три года сын сапожника, изобрел систему, по которой сейчас читают и поют незрячие. Брайль обнаружил, что достаточно шести точек для кодирования буквы (свои первые точки он накалывал иглой). Больше человеку трудно распознать, если он следит пальцем. За основу он взял латинский алфавит. Луи был талантливым музыкантом-органистом, поэтому кодировал и ноты. Чтобы слепому понять, что перед ним – буква или нота, перед строкой ставился значок ноты или текста. Ноты и песнопения печатаются на разных листах. Слепому человеку невозможно воспринимать их одновременно, поэтому учиться пению становится очень сложно.
– Возможно, поэтому у нас так редко появляются новые люди, что здесь нужно очень много трудиться, нагружать память, – замечает Нестеров, – Проще тем, кто знает нотную грамоту. Очень мало кто сможет запомнить мелодию на слух, для этого нужны особые способности. Поэтому учим по нотам.
Из-за большого размера точечной строки, книги, по которым поют слепые, получаются толстыми. Чтобы удобнее было находить нужные места в них, каждая часть, например, Литургии помещается в отдельной тетради. Все они вкупе представляют немаленькую библиотеку, которую певчие хранят под своими сиденьями на клиросе.
– Я пою в нашем хоре с семьдесят четвертого года, правда, с большим перерывом, – рассказывает регент. – Привел меня сюда сослуживец, тоже певчий, когда мы вдвоем работали на предприятии №8 для слепых. Это было еще в советское время, поэтому за пение меня лишили звания Ударника труда, о чем я, мягко говоря, очень сожалел. Однако, несмотря на все препятствия, которые мне чинило советское руководство предприятия, я всегда тянулся к Церкви и любил духовную музыку. У меня нет никакого музыкального образования, но со временем я, слушая прежних регентов, и сам стал руководить хором.
Анна, молодая певчая, сопрано, также пришла в хор благодаря знакомым. До этого она работала за компьютером в одном из учреждений. После того, как эту структуру закрыли, незрячий клирос – единственное место ее работы, благо Анна училась в музыкальной школе по классу фортепиано.
Певчие незрячего хора Сергей и Виталий
Трофимов Михаил Яковлевич, из старшего поколения, бас, окончил Музыкальное училище Октябрьской революции по классу трубы. В хоре он поет с восемьдесят шестого года. Кроме пения на клиросе храма Воскресения, руководит хором ветеранов из тридцати человек в Доме культуры Новокосино.
– В девяносто седьмом году я окончил музыкальную школу, – говорит Георгий, тенор, еще один представитель молодого поколения в хоре. – Хотел идти в Мерзляковское училище, но не получилось, потому что не окончил во время свою «слепецкую» школу. Когда же выпустился оттуда, в училище идти желания уже не было, поэтому, пробыв без дела дома пять лет, услышал от одноклассницы о незрячем хоре. Она дала телефон Владимира Ильича и сказала: «Позвони, он будет очень рад». Так оно и оказалось. Вот уже четыре с половиной года я здесь.
У аналоя – Георгий и Нина Михайловна, поводырь и помощник регента
Нина Михайловна, сопрано, и Валентина Николаевна, альт, пришли в хор почти одновременно, вместе они и работали раньше, переписывая ноты в редакции. Нина Михайловна – глаза слепого хора, помощник регента, одна из немногих зрячих на клиросе. Ее помощь незаменима. Как и помощь остальных трудящихся в храме. Если в метро просьба помочь слепому вызывает у людей, по меньшей мере, недоумение, то в церкви Воскресения служащие сами помогают незрячим певчим дойти до клироса, огибая подсвечники и аналои.
Аллюминиевая решетка, накладываемая на брайлевский текст, чтобы легче различать, где какая буква
После Литургии клирос пошел к канону петь панихиду
Слепые певчие не участвуют в вечерних богослужениях, потому что все они живут далеко (например, регент – в Южном Бутово), добираться в храм трудно. Но Литургий стараются не пропускать, потому что все чувствуют ответственность: в будние дни и ранним утром в воскресенье, кроме них, Литургию здесь петь некому.
Адрес храма – Сокольническая площадь, 6. В будние дни начало Литургии в 8.00 утра.
Подготовила Софья ПУЧКОВА
фото Николая ФЕДОРОВА