Православный портал о благотворительности

Слепоглухому есть место в храме

Когда перестали болеть культи, он рассказал маме как с ним общаться. Офицер попросил маму писать ему пальцем на спине между лопаток. Она ему писала: «я, мама». А он ей отвечал «Здравствуй, мама»

В 2008 году в Москве Департамент соцзащиты опросил 100 слепоглухих, желая выяснить – какая помощь им нужна. Самый популярный ответ — «помощь в передвижении по городу». А 70 человек из 100 добавили, что нужна помощь, чтобы добраться до храма. «Эти люди хотят бывать в храме, — уверена сотрудник Института коррекционной педагогики Ирина Соломатина, – если мы сможем им помочь, они не будут себя чувствовать настолько выключенными из нашей жизни и настолько инвалидами». Как общаться со слепоглухим? Самый простой способ – рисовать буквы пальцем у него на руке. А если чувствительность руки нарушена, то можно прямо на лбу.

Что значит быть слепоглухим

Однажды в Институт коррекционной педагогики привели молодого человека лет 30. Это был военный, в результате взрыва он потерял зрение слух и руки по локоть. У него был творческий ум. Когда перестали болеть культи, он рассказал маме как с ним общаться. Он еще мог говорить – речь не успела разрушиться. Офицер попросил маму писать ему пальцем на спине между лопаток. Она ему писала: «я, мама». А он ей отвечал «Здравствуй, мама». Этот метод общения со слепоглухими людьми называется дермографией и является одним из самых доступных для неподготовленного человека. Писать нужно на ладони, большими печатными буквами. Можно пальцем, а можно нерабочим концом ручки. «Спросите, как ему удобнее — на левой руке, или на правой. На внешней стороне кисти, или на внутренней», – советует кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики, Ирина Соломатина.

По словам Ирины Соломатиной, сочетание диагнозов «потеря зрения» и «потеря слуха» является не просто суммой двух болезней, а дает третье, особое заболевание. Человек с такой комбинированной инвалидностью оказывается лишен сразу двух основных каналов поступления информации. При этом он не может компенсировать отсутствие зрения за счет слуха, как это делают слепые. Или отсутствие слуха за счет зрения, как это делают глухие. «Вся наша культура ориентирована на зрение и на слух, — объясняет коррекционный педагог. — В силу того, что зрение и слух ослаблены или отсутствуют, то информацию, которую мы получаем дистанционно, слепоглухой вынужден получать контактным способом». По словам специалиста, сейчас общество переживает информационный бум, и существует множество приспособлений, которые позволяют перерабатывать гигантские объемы информации. А как быть человеку, который не может услышать ни радио, ни телевизор, ни лектора, ни прочитать текст на экране или бумажном листе? «Да, разработан шрифт брайля для слепых. Но этому нужно научиться, — комментирует Ирина Соломатина. — Представляете, как сложно человеку, который имел зрение и слух научиться читать пальцами выпуклые точки»

Чтобы представить себе, на что это похоже, можно попробовать целый день ходить с завязанными глазами и заткнутыми ушами. Ни картошку почистить, потому что останутся и шкурка и глазки, ни пуговицу пришить. Однажды такой эксперимент над собой поставил иеромонах Мелитон (Присада), старший священник храма Явления Божией Матери при Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих. «В конце дня у меня было такое ощущение, что я могу сойти с ума, — делится своими впечатлениями батюшка. — Мне страшно повторять этот эксперимент. А они живут так каждый день, и даже занимаются творчеством». А если человек слепоглухой с рождения, то дополнительно он может испытывать проблемы с вестибулярным аппаратом, развитием интеллекта и речи.

Но самое тяжелое в положении слепоглухих, по словам Ирины Соломатиной, это то, что они часто оказываются пожизненно запертыми в четырех стенах собственной квартиры. «Ходить они могут, руками-ногами владеют, а вот выйти за пределы квартиры, чтобы самостоятельно отправиться в магазин или погулять, дойти до храма, они не в состоянии». И здесь, по словам специалиста, слепоглухим могут помочь православные общины.

Чем может помочь приходская община

Слепоглухие могут общаться с Богом, и сенсорные нарушения не повреждает эту способность человека — считает Ирина Соломатина. Поэтому, по ее словам, слепоглухому должно быть место в православном храме. По подсчетам Института коррекционной педагогики, в России живут около 5800 слепоглухих людей в возрасте от 0 до 21 года. Из них около 500 могут жить живут в Москве, 200 в Санкт-Петербурге. Взрослых слепоглухих может быть в 2-3 раза больше. Дело в том, что к старости у многих снижаются зрение и слух. От 10 до 27% людей старше 70 лет могут иметь серьезные зрительные и слуховые нарушения, вплоть до полной потери зрения и слуха. По словам Ирины Соломатиной, если для слепоглухих детей в государстве какие-то услуги еще существуют, то для людей старшего возраста в государстве «нет вообще ничего». Приход мог бы взять на себя попечение об этих людях. Тем более, как уже было сказано выше, им часто бывает достаточно, чтобы их просто довели до храма. «Нужно хотя бы знать, что такие люди рядом есть, — призывает специалист. — Научиться с ними общаться, и постараться быть рядом. Если мы сможем им помочь, то они не будут себя чувствовать настолько выключенными из нашей жизни и настолько инвалидами».

Если у человека есть остатки слуха, он может сидеть на скамеечке, и просто слушать службу. Вне богослужения с человеком можно говорить обычным голосом. Не нужно кричать – советует эксперт. Нужна хорошая артикуляция. Не надо стесняться спросить, — «вы меня хорошо слышите, с какой стороны мне лучше встать, чтобы меня было хорошо слышно». Нужно также постараться, чтобы в помещении, где происходит общение, не было посторонних шумов. Если у человека есть остатки зрения, он может исповедоваться с помощью записок. Священник может отвечать такими же записками, просто надо писать крупными буквами и постараться, чтобы освещение было хорошим. Также хорошо будет, если на уровне груди и на руках не будет бликующих украшений.

Как общаться с полностью слепоглухими

Если человек полностью глухой, то первое и самое простое средство общения с человеком – дермография, то есть письмо пальцем на руке. Если рука ничего не чувствует, можно писать на лбу. Можно взять человека за руку и писать его пальцем как ручкой на любой плоской поверхности. Но это только в том случае, если человек грамотный и помнит зрячий алфавит. Перед началом службы можно провести человека по храму – показать, где алтарь, где хор, на какой стене какая висит икона. Даже зрячие и то не все понимают, что происходит на службе, а слепоглухому разобраться в происходящем практически невозможно. Можно сесть рядом с ним и объяснять – что сейчас происходит в храме. «Для таких людей мы пытаемся стать ушами и глазами в храме, — делится опытом своего прихода Мелитон. — Мы сканируем происходящее в храме и передаем им через руку». При этом, по словам отца Мелитона, нельзя с уверенностью утверждать, что это действие приближает человека к Богу. Но, в то же время, оно создает ситуацию, в которой человек может сопоставить имеющиеся факты, и сделать для себя некоторые выводы. Если разрешит настоятель, то можно дать человеку потрогать святыни. Особенно интересно для слепоглухого будет открыть киот, и потрогать рельефный оклад иконы. В храме можно также сделать специально рельефную дорожку к иконе праздника. А у солеи — положить специальный ковер, куда можно будет положить ребенка, не умеющего сидеть или стоять. Конечно, настоятелю потребуется объяснить все происходящее прихожанам, чтобы они не смущались.

«Вот вам и зачетное задание для воскресной школы, это ведь лучше любого экзамена», — уверена Ирина Соломатина. По ее словам, живое общение будет на пользу и ученику воскресной школы, и слепоглухому. «Он будет всю жизнь, до гробовой доски помнить встречу с вами и с вашим миром Церкви», — считает эксперт. Кроме того, это будет хороший повод познакомить прихожан друг с другом.

Если общаться с помощью дермографии невозможно, существует и более сложное средство общения – дактилология. Это жестовый язык, которому необходимо учиться. Не стоит путать этот язык с сурдоязыком глухонемых. У глухонемых используются жесты, которые обозначают целые понятия, а здесь – используется не вся рука, а только кисть, и каждая буква показывается отдельно. При этом слепоглухому «говорят в руку». Напоследок Ирина Соломатина советует: «Мамы и папы! Если дети будут переводить слепоглухим, они будут всегда писать слова правильно, потому что «как пишем, так и переводим». И если пишется молоко, то и в руку это слово будут говорить через «О». Тогда детям не нужны будут ни дополнительные занятия, ни репетиторы. Так что, пожалуйста, организуйте своих детей в добровольные дружины помощи слепоглухим»!

Захватывающее чтение

Желающим углубиться в тему помощи слепоглухим, и подготовиться к общению с такими людьми, Ирина Соломатина рекомендует две, по ее мнению, основные книги по этой проблематике. По словам Ирины Соломатиной, автор второй книги сама являлась слепоглухой, и книга составлена на основе ее подробных дневниковых записей. «Это необыкновенно захватывающее чтение, — советует эксперт. — Я точно знаю, что эти две книги в семидесятые были своего рода бестселлерами в среде высоких интеллектуалов. Я встречала очень высоких математиков и физиков, которые в своей библиотеке обязательно держали Мещерикова и Скороходову».

Александр Иванович Мещериков «Слепоглухонемые дети», Москва, «Педагогика» ,1974 г. Ольга Ивановна Скороходова, «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», Москва, «Педагогика», 1990 г.

Желающие могут также познакомиться с полной версией вебинара «Помощь слепоглухому человеку в храме», на основе которого была подготовлена данная статья. Ведущие вебинара — отец Мелитон и Ирина Соломатова.

Кирилл МИЛОВИДОВ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version