Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Сколько мы платим мусорным полигонам

Как мусор влияет на наши кошельки и здоровье, что за грибы едят пластик, зачем сортировать мусор и куда его нести – ликбез от Валерии Коростелёвой, организатора экодвижения «РазДельный сбор»

Фото с сайта rsbor_msk

– Что происходит с мусором, который мы выкидываем в мусоропровод?

– Он едет на сортировку на полигон. Сейчас там везде поставили сортировочные линии. Это такая лента-конвейер, на нее сваливается весь ужас, который можно представить, и люди – обычно гастарбайтеры – вручную отсортировывают из него пластиковые бутылки, большие куски пластиковых пленок и алюминиевые банки. Из полностью смешанного мусора можно вытащить максимум 8% вторсырья. Все остальное на смешанных полигонах отсортировать невозможно: макулатура сразу портится от смешивания с пищевыми отходами, с жидкостями. Мелкий пластик – им тоже не до него. Их задача – отсортировать самые дорогие и самые понятные фракции: пластиковые бутылки, канистры, ящики.

Гигантская консервная банка – воняет и горит, как торфяники

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

– Что такое полигоны?

– Полигон – место размещения отходов, с определенными ГОСТами безопасности, оборудованным дном, которое не позволяет просачиваться отходам в сточные воды. Но российские полигоны – это просто свалки, где иногда мусор присыпается техногрунтом или песком. Мусор там навсегда.

Многие думают: я же выбрасываю помидоры от салата – они поедут на свалку и перегниют. Так вот, там ничего не перегниет. Там нет процесса компостирования, как в компостной куче на даче. Компостная куча небольшая, ей доступен воздух и микроорганизмы, плюс мы ее ворошим, чтобы все перерабатывалась быстрее. Полигон – по сути консервная банка, в которой каждый день несколько десятков тонн отходов прессуется слоями. Там нет ни микроорганизмов, ни воздуха – в этих слоях пирога. Там создаются анаэробные условия – без воздуха. Существуют бактерии, которые в анаэробных условиях с пищевыми отходами образуют метан и сероводрод. Сероводород пахнет, поэтому те, кто живет рядом с полигонами, чувствуют запах. А метан возгорается. Поэтому мусорные кучи горят, как торфяники.

– Но это же абсолютно средневековая ситуация, почему это никого не волнует?

– Наши друзья – пожилые эксперты экологи – еще со времен Советского Союза входят в составы разных министерств и ведомств, но их никто не слушает, потому что есть люди, заинтересованные в том, чтобы принимать мусор на свалки за деньги.

Представьте, что спрос на вашу услугу растет сам собой, вам даже не надо рекламировать ничего. Рынок гиперпотребления рекламирует себя сам, с каждым годом мусора все больше, а вы только поднимаете шлагбаум при въезде на полигон, и вам за каждое поднятие шлагбаума платят несколько тысяч рублей. Чем больше мусора мы производим, тем больше зарабатывают владельцы свалок. При этом эксплуатировать полигон по правилам не обязательно. Потому что штраф очень маленький или потому что эксплуатация старых советских полигонов не может соответствовать современным ГОСТам.

Сейчас строка «вывоз мусора» будет отдельной графой в квартплате, и каждый человек сможет видеть, сколько он платит мусорным полигонам. Появился еще один игрок на рынке – компания «РТ-Инвест», заинтересованная в сжигании мусора. По всей Европе сейчас идет отказ от технологии сжигания, а в России продвигается строительство новых заводов. Между тем, есть статистика по связи мусоросжигания и рака –  возле заводов рост онкозаболеваемости в 2-3 раза выше. Это данные получены в поликлиниках по запросу инициативной группы СтопВыброс.

Степень вреда для здоровья от способов обращения с мусором (по убывающей):

  1. Полигоны – вред от запаха (сероводород), загрязнение воздуха от возгорания и испарения, загрязнение грунтовых и поверхностных вод от фильтрата (жидкого стока)
  2. Сжигающие заводы – больше всего вреда наносит канцерогенный диоксид, который выбрасывается в атмосферу
  3. Перерабатывающие заводы (после раздельного сбора) – все, что можно, опять идет в виде материала в дело, остается небольшое количество пока не перерабатываемых остатков, которые «консервируются» на спецполигонах нового типа, пока не придумают, как их переработать.

ТСЖ смогут зарабатывать на мусоре

Фото: vk.com/rsbor_msk

– Я недавно начала разделять мусор, и если мне завтра скажут, что все это зря, я поверю. Раздельный сбор вообще кому-то нужен, кто занимается этим в России?

– Да. Проблемой отходов у нас занимаются. Это делают перевозчики и заготовители: чаще всего, одни и те же предприниматели. Они заготавливают вторсырье до объема грузового автомобиля и продают заводам по переработке макулатуры, пластика, стекла, металла. Некорректно говорить «мусороперерабатывающий завод». Потому что мусор – это смесь всего, и нет технологий, позволяющих переработать эту смесь. Поэтому мы говорим «перерабатывающий завод» или «переработчик».

В Москве и окрестностях есть много перерабатывающих заводов, но вся отрасль переработки существует сейчас в основном на вторичных отходах предприятий (офисы, магазины, производства). Например, заводские обрезки, брак, бумага, картон, упаковочная плёнка. Чтобы они перерабатывали вторичные отходы жителей, их надо разделять. Растёт интерес к разделению мусора у ТСЖ и управляющих компаний – так как они смогут экономить на этом. А если у дома (ТСЖ) есть площадь для накопления (складирования) вторичного сырья, то ещё и зарабатывать на его продаже. Управкомпании и Жилищник ходят на встречи с практиками «РазДельного Сбора», чтобы разобраться, как это работает уже сейчас.

Всех волнует вопрос, не сваливают ли то, что собирают жители раздельно, потом в общую кучу. В Москве мэрия заключила контракты на вывоз мусора с рядом компаний. Некоторые из них собирают раздельно, ставят контейнеры во дворах – другие нет. Все это детально отслеживает «РазДельный сбор» – ведет общественный контроль.

Нелегкая судьба Тетра Пака

Ручки из упаковок Tetra Pak. Фото с сайта nutricionpracticaysaludable.com

– А что будет с отходами дальше?

– По-разному. Из пластиковых бутылок можно сделать снова пластиковую бутылку, синтетическое волокно (утеплители). Из смеси пластиковых пленок – песко-полимерную плитку или бордюры. Из них же можно сделать оплетку для кабелей, канистры, тазы, щетки, контейнеры. Из металла получают металл. Из макулатуры снова делают бумагу, картон, салфетки, туалетную бумагу. Пластик перерабатывается бесконечно, макулатура – всего 5-6 раз, потому что волокно становится короче. Сначала это бумага для газет, потом – салфетки, упаковки для яиц и техники. Тетра Пак – это не макулатура, и в Москве только два пункта приема тетрапаков и один завод по их переработке в соседней области. Заготовители вторсырья работают честно, если не связаны с госбюджетом и находятся в нормальной рыночной экономике, иначе им не выгодно: они же тратят деньги на машины, аренду, зарплату и размещение на полигоне того, что не смогут продать переработчикам.

Самые вредные изделия из пластика – многоразовые тарелочки, а самые сложные в переработке – тетрапаки (эти пакеты состоят сразу из пластика, бумаги и фольги). Проблема в том, что нельзя весь пластик перерабатывать вместе, надо определять состав пластика перед переработкой. В этом смысле сложно с пакетиками из-под йогуртов: их много и они бывают из разных типов пластика.

Сан-Франциско и Дубна впереди

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

– Как с проблемой мусора справились другие страны?

– Законодательно. Есть приоритеты государственной политики, в которых прописано, что все бюджетные средства и ресурсы должны тратиться на решение этой проблемы в соответствии с иерархией: 1. Сокращение образования отходов. 2. Повторное использование и восстановление свойств. 3. Переработка. 4. Обезвреживание отходов 5. Захоронение.

Эта иерархия принята и у нас, она прописана в федеральном законе 89, но нет алгоритмов ее исполнения. Мы как раз объясняем, как изменять законодательство, чтобы эта иерархия работала.

Это может быть пропаганда многоразовых изделий и запрет того, что не перерабатываются и без чего можно обойтись (бесплатные или тонкие пластиковые пакеты и трубочки); запрет на ввоз в страну чего-то в не перерабатываемой упаковке; закон об оборотной таре (как это было в СССР или сейчас в Европе: бутылки можно сдать); налоговые послабления и кредиты для новых предпринимателей в сфере переработки; ввод раздельного сбора отходов в стране.

– Но что-то все-таки перерабатывается в России уже сейчас?

– В России перерабатывается примерно 5% отходов, из них большая часть – это промышленные отходы. Макулатура и пленки из магазинов, брак типографий и т.д. Отходов граждан там очень мало. Но если посмотреть с точки зрения экологического следа, то вклад экологически сознательных граждан огромный. Мы думаем, как сейчас обратить внимание в эту сторону – в сторону осознанного потребления.

– Если составить рейтинг стран, кто справляется с проблемой мусора лучше всех?

– Нет ни одной идеальной страны, которая круто бы обращалась с отходами. Все скандинавские страны хороши, но у них еще остались мусоросжигательные заводы. В странах третьего мира меньше отходов, потому что меньше потребления. Но в их страны ввозят промышленные отходы. В Каире есть целые города на полигонах, где дети не рыбу ловят, а собирают бутылки на полигонах и сдают их. В Китае развит бизнес переработки, туда ввозят отходы. Я бы делала рейтинг городов, а не стран. В России очень прогрессивно развиваются Саранск, Оренбург, Дубна. У Сан-Франциско классный опыт. Минимально хорошо бы делить отходы на три вида: пищевые, вторсырье и прочие отходы. Прочие это обычно гигиенические и смешанные отходы (например, игрушки, строительные, мебель, обувь). Пищевка едет на компостирование. Вторсырье на досортировку и переработку. А «прочее» консервируется на спецполигоны, кубическими метрами запаковывается и ждет новых технологий.

Нас спасут не грибы, а осознанное потребление

Фото с сайта returntonow.net

– Я слышала, есть грибы, которые могут есть пластик?

– Да. Но в промышленных масштабах они не используется. Развести столько грибов… Грибы возможны для редких видов пластика или в национальных парках, где грибочки могут немного пластика, оставшегося от туристов, переработать.

– А можно придумать уже что-то вместо пластика, какой-то другой, более экологичный материал?

– У нас количество химических элементов и ресурсов на планете достаточно ограничено. Пока это самый дешевый материал. Но уже есть настоящие компостируемые «аналоги» пластика, только в случае их применения надо помнить, что приоритет за многоразовым, а для компостируемых заменителей должен быть отдельный сбор и компостирование вместе с пищевыми отходами.

– Как каждый человек может сам сократить свое негативное влияние на планету?

– Оцените любое ваше действие на экологический след. Какой айсберг был перед вашим действием и будет после? Вы сами моете посуду или посудомоечная машина, которая использует меньше воды? Покупаете овощи: Китай или Азербайджан? Польша или Владивосток? Круто поддерживать своего производителя, но Польша ближе, меньше экологический след. Проследите, сколько вы продуктов выкидываете, не покупайте много.

Не покупайте лишний раз воду в бутылках, если можно установить фильтр или носить с собой фляжку. Наливайте в кулерах. Используйте матерчатые (сетчатые) пакетики для сыпучих продуктов. В супермаркете можно брать один многоразовый пакет для овощей и фруктов – наклеивать на него каждый новый штрихкод. Тема становится понемногу модной. Например, одна сеть завела сумку-скидочную карту: то есть чип или штрихкод нанесены прямо на многоразовую сумку. В магазинах устанавливают пандоматы для приёма ПЭТ-бутылок и алюминиевых банок, контейнеры для батареек. Все начинают с разделения мусора, потому что это более очевидно, чем не брать кофе в стаканчиках на вынос, ходить со своей кружкой, или со своим контейнером в кулинарию.

Начни разделять мусор сейчас

На карте можно выбрать удобный пункт раздельного приема, или раз в месяц приезжать на акции «РазДельный Сбор», или в «Сферу экологии» на Артплее, или в «ЭкспертВтор» на Флаконе.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?