«Из пункта А в пункт Б…» Стандартное начало задачи по арифметике. Обычно из одного пункта в другой идут без особых приключений. Если только друг по дороге встретится или что-нибудь потеряется. Но не только такие простые события могут стать сюжетом для арифметической задачи.
«Рабочий получил в субботу от хозяина заработок за 6 дней по расчету 1 р. 25 к. в день, да за сверхурочные работы за 8 часов по 50 коп. за час. По дороге домой, где рабочего ждали жена и двое детей, товарищи уговорили его зайти выпить бутылку пива. В пивной они втроем выпили дюжину пива по 12 к. за бутылку и выкурили 50 шт. папирос по 6 к. десяток, да дали половому на чай 15 к. Опьяневши, пошли в трактир, где выпили водки, пива, заплативши все вместе 4.р 35 к. Спьяну рабочий стал играть на бильярде и проиграл 3 р. 40 к. Проигрыша платить не захотел, наскандальничал, в драке разбил зеркало, за что пришлось еще заплатить 5 р. По дороге пьяный упал и не заметил, как из кармана выкатился серебряный рубль и потерялся. Сколько денег из заработка принес пьяница-рабочий домой своей семье?» Такова одна из задач, входящих в «Сборник задач противоалкогольного содержания. Пособие при преподавании арифметики в низших школах всех ведомств». Задачник этот был составлен учителем М.М. Беляевым и врачом С.М. Беляевым и выпущен Кружком деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом в 1914 году в Москве.
А.Гранковский. «В лавке» |
Возникновение этого Кружка в 1910 году было этапом развития идей трезвеннического просвещения. Детей проще, чем взрослых, убедить в пагубности употребления спиртных напитков. Кроме того, дети, уверенно отказывающиеся, даже если им наливают родители, – могут положительно влиять на взрослых. «Убедить во вреде алкоголизма безмерно легче того, кто знаком с влиянием алкоголя на преступность, вырождение и т.д., нежели воспитанного на пословицах: «пей, да дело разумей», «пьян, да умен – два угодья в нем» и тому подобных перлах народной мудрости», – объясняет в предисловии концепцию задачника учитель М.М. Беляев.
Деятели кружка обладали незаурядной фантазией, придумывая способы донести идею трезвости до школьников и их родителей. Были организованы антиалкогольный музей, бесплатные амбулатория и аптека, кабинет «для антропопсихометрических исследований», издавалась литература, собиралась «противоалкогольная» библиотека. Возглавлял этот многолюдный кружок доктор медицины, профессор Московского университета, консультант Московского генерального военного госпиталя доктор Александр Александрович Корнилов. Среди деятелей протопресвитер московского Успенского собора Н.А. Любимов, врач, ученый, общественный деятель Т.И. Вяземский, педагог Г.Ф. Марков.
На Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в августе 1912 года Г.Ф. Марков выступал с докладом, доказывавшим необходимость введения в школах специального предмета «наука трезвости» или алкоголеведение. Но пока такого предмета в школьной программе не было, члены Кружка искали способы сообщать эти сведения через общеобразовательные предметы. Но они же и предостерегали от ошибки организовать обучение насквозь проникнутое антиалкогольным духом, когда все задачи по арифметики, и все тексты по чтению и даже уроки чистописания нагружены моральными сентенциями. Составители рекомендовали решать 2-3 задачи антиалкогольного содержания в неделю.
Всего в сборнике 156 задач. С их помощью можно тренироваться в выполнении четырех арифметических действий с целыми числами, простыми и десятичными дробями. Есть небольшой раздел задач на проценты. Условия некоторых задач настолько неожиданны, что решить их можно, только на практике следуя идеям трезвости. Например: «За последнее время в России выпивается ежегодно средним числом 2 000 000 000 бутылок водки. 4 000 бутылок, уложенные вдоль одна за другой, занимаю расстояние в 1 версту. Сколько верст займут все выпиваемые ежегодно бутылки, если их уложить таким же образом? Во сколько раз это расстояние будет больше расстояния от земли до луны, которое равно 350 000 верст?»
Особенностью сборника является то, что практически все задачи основаны на реальном статистическом материале, описывающем масштабы проблемы и последствия алкоголизма, а не только индивидуальные ситуации.
Ирина РЕДЬКО
Задачи
Смертность среди трактирщиков в 1 и 11/20 раза больше средней смертности населения. Принимая последнюю за 100, узнайте смертность трактирщиков?
В Ярославле, в приюте для алкоголиков принято было за 3 года (1903-1905) 2967 мужчин и 271 женщина. Из них имели: пьяницу-отца 1544 мужчины и 157 женщин, пьяницу-мать 176 мужчин и 25 женщин, пьяниц обоих родителей 1176 мужчин и 84 женщины. У скольких алкоголиков оба родителя были трезвые?
В 1910 году в России было 111 427 заведений, торгующих спиртными напитками, а школ 102 539. На сколько было больше в России питейных заведений, чем школ?
В России одно заведение, торгующее спиртными напитками, приходится на площадь в 264 квадратных версты, а одно попечительство о народной трезвости приходится на площадь в 7 раз большую. На какую площадь приходится последнее?
Антиалкогольный плакат Александро-Невского общества трезвости. Надпись:
Года идут… И увлеченья
Растут… Забыв и стыд и страх,-
Давно он выгнан из «ученья»
И бросил думать о делах.
Спустился он на «дно» столицы,
Он неподвластен никому,
Давно погибшие девицы
Вскружили голову ему.
Сродни ему одно веселье…
Сегодня – пир, потом – похмелье,
А труд тяжёлый – не по нём…
И так проходит день за днём…
Каждый год у нас бывает (средним числом) заедено зверями 70 человек, убито молнией – 550 человек, сгоревших – 900 человек, отравившихся – 1000 человек, замерзших – 1230 человек. А ежегодно умирает от опоя водкой на 928 человек больше всего этого количества людей, погибших не своей смертью. Сколько умирает от опоя?
Каждый взрослый мужчина выпивает водки ежегодно: в деревнях 1и1/5 ведра, в городах – 4 ведра. Во сколько раз больше пьянствует городской житель по сравнению с деревенским?
Каждый взрослый мужчина выпивает водки ежегодно: в деревнях 1и1/5 ведра, а в столицах – 7 ведер. Во сколько раз больше пьянствует столичный житель по сравнению с деревенским?
По исследованию одного тюремного врача, из нескольких тысяч тяжких преступлений (убийство, нанесение телесных повреждений и пр.) 0,75 всего их числа были совершены людьми, лишь случайно пришедшими в состояние сильного опьянения, а остальные – пьяницами. Во сколько раз большее число преступлений было совершено напившимися случайно.
В семьях, родители которых пьянствуют, только ½ детей доживает до 5-летнего возраста, а в семьях трезвых родителей – 7/10. Насколько больше детей остается в живых у трезвых?
Из 1900 дел о преступлениях, разбиравшихся в Пензенском Окружном Суде, наиболее тяжких было 67 на каждую сотню. Из них пьяницами совершено на 237 преступлений больше, чем трезвыми. Сколько было преступников пьяниц и сколько трезвых.
Каждый русский пропивает девятую часть своего годового дохода, а француз – седьмую, но годовой доход француза в четверо больше, чем у русского, у которого он составляет 60 р. 48 к. У кого остается (за вычетом пропиваемых денег) больше денег на прожитие и насколько.
Трактир. Иллюстрация из журнала «Нива». Конец XIX века
Во Франции на 1 миллион жителей приходится (на круг) 11, 5 алкогольных смертей в год. А в России – в 5 раз больше. Сколько алкогольных смертей бывает у нас на 1 миллион жителей.
Ежегодно у нас на винокурение портится 220 миллионов пудов различных полезных продуктов, причем 80% их составляет картофель, а остальное – зерновые хлеба. Узнайте количество картофеля и хлеба, идущих на выделку водки?
Хозяин 20 лет подряд устраивал 8 ноября свои именины с выпивкой и каждый раз они обходились ему в 50 рублей на круг. На 21-й год он, по желанию своей жены устроил трезвые именины без спиртных напитков. Хозяева купили мяса и телятины на 5 р. 50 к. Чаю, сахару и сластей на 6 р. Фруктов на 4 р. 29 к. Муки для пирогов – 30 фунтов по 5 коп. за фунт. Сладких вод и квасу 2 корзины по 2 р. 20 к. за корзину. На трезвых именинах не было ни пьяного скандала, ни драки. Устраивая такие хорошие именины в течение всех 20 лет, сколько, кроме того, хозяин сберег бы еще и денег.
В 1913 г. в России было выпито 2 000 000 000 бутылок водки. Если их раздать по 4 бутылки каждому из жителей Европы, то останется еще нерозданными 314 304 000 бутылок. Чему равно население Европы?
Скачать скан учебника целиком (2,14 Мб) zadachnik_rar.zip