Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Скит против полигона: на Кубани строительство мусорного полигона вывело на улицы верующих, казаков и экоактивистов

Почему вдруг верующие, казаки и экоактивисты объединись в борьбе с мусорным полигоном, разбирался наш корреспондент. Репортаж из кубанской станицы

Что случилось?

Роговское сельское поселение находится в Тимашевском районе Краснодарского края, всего в 60 км от Краснодара. В феврале его жители узнали, что неподалеку от их станицы власти планируют построить мусоросортировочный комплекс с полигоном.

Буквально в километре от планируемого участка находится Свято-Георгиевский монашеский скит и усыпальница схиархимандрита Георгия – святое для всего района место.

Отец Георгий имел репутацию чудотворца. Местные рассказывают, что у храма выстраивались сотни человек, нуждавшихся в совете и помощи, и отец Георгий принимал их по 18 часов в день. Слава о нем вышла далеко за пределы России.

Жители взбунтовались – строить мусорный полигон рядом со святым местом нельзя, считают они. Верующие со всего края стали поддерживать роговчан в их борьбе.

Посягательство на святыню разозлило людей больше всего, но дело лежит не только в духовной плоскости: новый объект может очень сильно ударить и по окружающей среде. На границе планируемого участка проходит балка Высоцкого, которая через реку Кирпили впадает в Азовское море. Все производственные отходы будут сливаться туда, уверены они. Местные из хутора Некрасова, близ которого хотят строить комплекс, добывают воду из колодцев, поэтому строительство полигона может отравить им воду и устроить масштабную экологическую катастрофу, которая повлияет не только на район.

«У нас рыба вся пресноводная, находится в лиманах и нерестится. Строительство здесь полигона будет катастрофой не только для земли, но и для воды. Река Кирпили с ее Кирпильским и Ахатрским лиманом будет отравлена, рыба погибнет», – объясняет местный активист Петр Меркулов.

На участке площадью более 35 га растет пшеница. Следы уборки там еще совсем свежие. Сам глава района Андрей Палий недавно хвастался, что с гектара удается собрать 70 центнеров зерна – земля здесь очень плодородная. Агрохимический анализ, проведенный учеными по просьбе местных, показал, что почвы на участке сверхмощные. Слой гумуса в ней составляет почти полтора метра. Строить на этой земле нельзя еще и из-за высокого уровня грунтовых вод, объясняют местные.

«Немцы в войну эту землю вагонами вывозили себе, а мы ее просто уничтожить решили. Здесь чернозем, абсолютно уникальные земли. А они их переводят из земель севооборота в земли промышленности и хотят полигон строить», – возмущается роговчанка Ирина.

Отец Георгий

У храма выстраивались сотни человек, нуждавшихся в совете и помощи, и отец Георгий принимал их по 18 часов в день

Многие говорят, что отец Георгий действительно творил чудеса и исцелял разные болезни. Так, у жительницы Краснодара Татьяны тяжело болела мать, у нее на ногах началась гангрена, она гнила заживо. Она не была верующей, но отчаявшись, обратилась к отцу Георгию. Он прислал семерых монахов. Ее соборовали, и в скором времени кожа и кости вновь побелели.

«Держали мы корову, и вдруг она заболела. Молока не дает, бьется, болеет. Просим, батюшка, ну приедь, освяти. И вот он приезжает, зашел в дом, все комнаты осмотрел, подсказал, куда иконы повесить. Зашел его помощник в загон, маслом елейным помазал там, и корова как будто другая стала. Выздоровела!» – вспоминает один из прихожан Владимир.

Отца Георгия не стало больше десяти лет назад – в июне 2011 года. На месте его могилы возвели часовню. Перед смертью он просил, чтобы люди не прекращали к нему обращаться, а приходили и говорили с ним, как с живым. Так и поступили. Даже спустя десять лет люди приходят к нему на могилу, оставляют записки и просят о помощи.

Помнят отца Георгия не только как чудотворца и целителя, но и как человека, который практически с нуля создал на Кубани духовный центр, построил несколько монастырей и скит. В 1980-е ему пришлось уехать из Архангельска, где он служил. По приглашению епископа Краснодарского и Кубанского Исидора он приехал на Кубань и местом его служения стал Тимашевск, где тогда даже церкви не было.

«В 1988-ом он начал храм строить здесь и говорил, что если бы не празднование тысячелетия Руси, его бы посадили или в дурку или в психушку. Он служил в Архангельской области, где ему дали 48 часов на отъезд за то, что он построил четыре храма. Тогда при советской власти запрещалось даже гвоздь забить. Без разрешения уполномоченного по религии нельзя было сделать ничего. Батюшка хотел уехать после строительства храма, но перед тем, как уезжать, заболел и понял, что нет воли Божией на отъезд. Он всегда принимал до последнего. Когда я сам к нему пришел, он меня принял сто четвертым. Время было за полночь», – вспоминает своего наставника отец Стратоник, благочинный Свято-Духова монастыря в Тимашевске.

Сейчас в Георгиевском ските монахи выращивают пшеницу, готовят масло, содержат пасеки и коров. На территории скита цветут яблони и сливы. Часовню регулярно навещают прихожане. Даже в будние дни у ворот храма можно увидеть машины прихожан.

Именно святость этого места для местных жителей стала отправной точкой борьбы местных жителей с властями района.

«Люди не хотят, чтобы такое было рядом со святым местом. Люди благодарны, построили часовню, продолжают приезжать. А сейчас от некоторых благодарность другая – мусорку поставить. Они на день памяти приезжают цветы кладут к могиле, а потом – мусорку. То, как люди почитают память своих умерших, о многом говорит», – рассуждает отец Стратоник.

Верующие против

Строить мусорный полигон рядом со святым местом нельзя, считают активисты. Эльвина и Иван Гарькавые

Когда жители пришли к районным властям с вопросом, те поспешили откреститься: полигон ТБО был внесен в генплан района еще в 2013 году, надо было участвовать в общественных слушаниях. А теперь все – вносить изменения в генплан нельзя. Но никто из местных не помнил такого объекта на генплане восьмилетней давности.

Инициативная группа активистов смогла доказать, что это ложь, ведь участок, о котором идет речь, в 2013 году просто не существовал. Это были земли пайщиков, признанные невостребованными долями земель сельскохозяйственного назначения только в декабре 2014 года.

Тогда они решением Тимашевского районного суда перешли в муниципальную собственность Роговского сельского поселения. На кадастровой карте этот участок появился еще позже – в конце мая 2015 года. И только в сентябре 2015 года участок указом губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева был переведен из земель сельхозназначения в земли промышленности.

Уже в 2016 году этот участок был безвозмездно передан в госсобственность Краснодарского края для создания «межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры по приему, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов в Краснодарском крае». Это следует из письма бывшего первого замглавы краевой администрации Джамбулата Хатуова, который сейчас работает первым замом министра сельского хозяйства России.

Тогда, в 2013 году, в генплане не было указано даже перспективных зон для такого строительства. Лишь один участок на западной окраине станицы был указан как зона резервного развития производственных и коммунально-складских предприятий. В районе хутора Некрасова не планировалось вообще ничего.

Единственная зона, которая там была за исключением сельхозземель – подворье Свято-Духова мужского монастыря – объект социального и культурно-бытового назначения.

«Немцы в войну эту землю вагонами вывозили себе, а мы ее просто уничтожить решили» – возмущается роговчанка Ирина

Раскусив обман, жители района и близлежащих территорий начали активно протестовать: выходили на пикеты, устраивали флэшмобы, писали жалобы, собрали десять тысяч подписей за отмену строительства.

«Они исходили чисто из соображений экономической выгоды. Там удобная логистика. Рядом трасса и мертвая железная дорога, которую легко восстановить. По ним бы они и возили отходы. Но они не ожидали такого сопротивления. Мы обошли всех, собрали подписи. Наверное, духовный фактор здесь оказался решающим. Мы увидели, как люди готовы объединиться ради своей веры», – говорит председатель общественного совета Роговской Эльвина Гарькавая.

Кубанские казаки и православные, узнав о посягательстве на святое для них место, стали активно поддерживать протест. Люди по всей России фотографировались с плакатами с просьбой не строить полигон в Тимашевском районе: и в Пскове, и в Сочи, и в Вологде.

«Когда я узнал о происходящем, я выехал в Тимашевский монастырь, в котором 28 лет не бывал, вник в ситуацию и поднял этот вопрос на совете новороссийских атаманов. Они были в числе первых, кто подписал петицию против строительства. Власть исходит от народа. А казаки на Кубани и есть народ. Эта земля была жалована нам царицей Екатериной. Мы должны на ней жить и благоденствовать.

Казак – защитник православной веры. И это тот час, когда нужно ее защищать. Нужно спрашивать чиновников, не собираются ли их дети и внуки жить на этом месте, приезжать на могилу схиархимандрита Георгия и просить защиты Божьей», – рассуждает атаман Мысхаксого казачьего общества Андрей Артюхов.

По его словам, казачьи общества по всему краю следят за ситуацией и готовы оказывать посильную помощь в разрешении конфликта. Он считает строительство полигона на этом месте недопустимым и рассчитывает, что губернатор примет верное решение.

Беспокойство федерального уровня

Посягательство на святыню разозлило людей больше всего, но дело лежит не только в духовной плоскости: новый объект может очень сильно ударить и по окружающей среде

Когда проблема вышла за пределы региона, на проблему отреагировало федеральное министерство природных ресурсов и экологии. Министр Александр Козлов приехал с визитом на Кубань, а после назвал происходящее там полным коллапсом и посетовал, что ему даже пришлось обсуждать эту проблему с президентом.

Вмешались и краевая прокуратура с Росприродназдором. Прокуратура вынесла предостережение замгубернатора по вопросам ТЭК и ЖКХ о недопустимости нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова же сказала, что мусорный полигон должен отвечать всем экологическим требованиям, а власти должны провести публичные слушания и учесть мнение местных жителей.

Публичные слушания по вопросу внесения изменений в генплан состоялись 24 сентября в Роговской. Но местные власти продолжили гнуть свою линию и вместо обсуждения строительства полигона решили поговорить с жителями о других изменениях.

Самый главный вопрос они игнорировали, продолжая утверждать, что вопрос о полигоне уже снят с повестки, так как объект был внесен в генплан еще восемь лет назад. После этого жители покинули зал публичных слушаний, громко скандируя «Позор!» Районная администрация в свою очередь приняла решение узаконить строительство мусоросортировочного комплекса в изначальном месте.

Параллельно администрация пыталась противостоять протестующим. Поступали даже угрозы, вспоминают они. 

В Георгиевском ските монахи выращивают пшеницу, готовят масло, содержат пасеки и коров

«Нас называли пятой колонной, говорили, что нас купили ЦРУ и Навальный, что у нас зарплаты по 90 тысяч, что мы с властью боремся. Хотели, чтоб люди нас не слушали. Говорили даже, что они убрать нас хотят. Каким образом, правда – не сказали. Но народ сам все их вранье увидел», – говорит активист Иван Гарькавый.

15 октября, через четыре дня после окончательного решения вопроса, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев поручил приостановить строительство полигона и искать альтернативную площадку для его размещения. Правда, эколог Андрей Рудомаха, координатор «Эковахты по Северному Кавказу» еще в сентябре нашел участок, который мог бы стать заменой текущему. В скором времени жители обнаружили, что та земля практически сразу была отдана в аренду «Агрокомплексу имени Н.И.Ткачева» на 49 лет.

«Там строительство никакое не ведется. Губернатор дал поручение искать альтернативные участки, мы приняли его в работу. Этот участок никому не перераспределен, там нет арендатора. Следовательно, если его нет, там невозможно ничего спроектировать и никакие документы выдать. Только после появления арендатора можно что-то планировать. Сейчас он находится в краевой собственности. Край будет решать его судьбу», – пояснил в разговоре с «Милосердием.ru» глава Тимашевского района Андрей Палий.

Активисты приостановление победой не считают и ни в какие заявления без письменного их подтверждения не верят. Они уверены, что можно будет говорить о решении проблемы только тогда, когда указ о строительстве полигона будет отменен. Сейчас они планируют подавать в Краснодарский краевой суд на районную администрацию и уже там добиваться отмены строительства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?