«Мой друг лежал вместе с ней в палате. Из четверых пациентов выжил один он. У нее осталось двое детей. Ей было страшно, она нуждалась в духовной поддержке. Если бы у меня был хоть один СИЗ, я бы пришел к ней, я бы причастил», – говорит настоятель храма во имя святого Архистратига Михаила в городе Серов (Свердловская область) отец Алексий Батаев.
Но даже врачам местной больницы не хватает средств индивидуальной защиты. В Серовской епархии – около 80 приходов. И в каждом из них есть заболевшие.
«Для умирающего человека причастие – великое утешение. Очень страшно уходить без покаяния. Я бы пришел к этим людям и сказал им, что Христос их любит, и я их люблю», – делится отец Алексий.
Когда попал в больницу один из священников, он спускал веревку из окна своей палаты, и, высунувшись наружу, поднимал Святые Дары.
«Это была крайняя мера. У нас Северный Урал, холодно. А у него пневмония, поражение легких. Когда священник заболевает, он ничем не отличается от обычного пациента, так же плохо себя чувствует, с трудом может пройти несколько шагов, нуждается в духовной поддержке. Сам себя он может причастить, но Дары нельзя передавать через посторонних», – объясняет отец Алексий.
«Прийти к больному без средств индивидуальной защиты – значит подвергнуть риску остальных прихожан. А ведь у нас много бабушек, мы не можем ими рисковать», – говорит клирик храма Святой Троицы города Азов (Ростовская область) отец Николай Юрченко.
В Ростовской епархии осталось очень мало СИЗов. Каждому священнику выдается по 1 комплекту.
«Мы – скорая духовная помощь и должны прийти, когда в нас нуждаются. Иногда нам звонят ночью и просят покрестить, соборовать, причастить. Поэтому всегда должен быть в запасе хотя бы один костюм СИЗ. Защитные костюмы стоят дорого и у нас в городе не продаются. Но мне удалось купить один комплект через интернет-магазин, чтобы в случае необходимости я мог попасть к больному», – добавляет отец Николай.
70-летняя медсестра из города Азов до последнего работала в ковидном госпитале, пока сама не заболела.
«Она понимала весь риск, но все равно шла на работу, это был ее выбор. Болела она тяжело. Как-то позвонила мне и попросила прийти и причастить. Я собирался утром к ней приехать. И вдруг с утра она звонит и говорит, что уже не надо, ей стало легче. Сказала, что не хочет подвергать меня опасности, – рассказывает отец Николай. – И действительно она поправилась. После выписки из больницы пошла в храм и отстояла всю службу, исповедовалась и причастилась».
В комплект средств индивидуальной защиты входит специальная пипетка, с помощью которой можно причащать людей, которые находятся в критическом состоянии и уже не могут глотать.
«Если человек верующий и его родственники дают согласие, мы можем причастить человека даже в бессознательном состоянии в реанимации», – говорит отец Николай.
Также в комплект входит маленькое Евангелие, которое можно оставить в палате на тумбочке.
«Может кто-то из больных впервые в жизни решит его прочитать. Когда человек оказывается на грани жизни и смерти, он нуждается в Боге», – добавляет отец Николай.
«Во многих регионах сейчас тяжелая ситуация – пик заболеваемости. Ежедневно к нам поступает около 2-3 новых запросов от епархий с просьбой выслать СИЗы. За время пандемии мы раздали уже более 700 комплектов, обеспечили 36 епархий. Завтра мы высылаем последние СИЗы и больше у нас их нет», – говорит помощник председателя по взаимодействию с епархиями Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов.
В месяц одной епархии нужно минимум 10 полных комплектов СИЗ для священников (комбинезон, маска-респиратор, две пары перчаток, очки, бахилы, шапочка, мешок для утилизации). Также нужно: 1000 масок и 1000 пар перчаток, 5-10 литров дезинфицирующих средств. Ежемесячно на это уходит от 50 до 100 000 рублей. Чтобы помочь 10 епархиям, нужно более 500 000 рублей в месяц. Сумма огромная!
Главное фото: Протоиерей Иоанн Кудрявцев одевает средства защиты перед посещением верующих зараженных коронавирусом. Фото: Илья Питалев/РИА Новости