Одним из важных моментов в адаптации детей-сирот является привязанность и доверие. Даже с учетом минусов государственной системы воспитания, дети-сироты могут интегрироваться в общественную среду. Это надо грамотно использовать, потому что переучивать их уже поздно, а вот интегрировать необходимо. Привязанность у сирот совершенно иная, нежели у родительских детей. Ребенок-сирота каждый раз пытается найти ответы на решение тех или иных проблем не сам, а через партнера, которым для него был воспитатель. И оказавшись в свободном плавании, он часто так и не учится эти решения принимать, потому что для этого необходимо иметь опыт и постоянную тренировку. С этим у него большие трудности. И довольно часто выпускники детдомов вынуждено отправляются снова в детский дом, чтобы получить ценный совет или просто побыть в ситуации безответственного проживания. И часто уже никогда не возвращаются на территорию, где необходимо жить собственной головой. Априори детский дом самое лучшее место для жизни сироты. Есть и доверие, и привязанность, уверенность в том, что все будет хорошо, что довольно часто транслирует сама система.
В стране до сих пор нет системы сопровождения детей-сирот выпускников детдомов. Ответственность ложится на всех участников процесса соприкосновения с выпускником детдома. Они не только стараются соблюсти его права, но и активируют ребенка, опять же, зная его и психологические и другие особенности. Причем некоторые специалисты извне могли бы по долгу службы чаще контактировать с детьми, пока еще те находятся в сиротских учреждениях, тем самым создавая необходимые привязанность и доверие. Часто сирот обвиняют в том, что они не идут на контакт, но у них уже сформированы и привязанности и опыт общения с теми, кто был рядом с ними годами. Часто эту функцию пытаются реализовать добровольцы, но учитывая, что адаптация сирот происходит довольно длительное время, от десяти до двадцати лет, понятно, что эту нагрузку может нести только специалист государственной системы, которого, к сожалению, как раз и нет. Значит необходимо, чтобы он появился и имел обязанность иногда бывать на территории сироты, тем самым создавая новые долгосрочные привязанности. Потом ребенок не будет воспринимать такого специалиста как разового спонсора, что довольно часто происходит в общении детей-сирот и добровольцев.
Таким специалистом может быть и подготовленный сотрудник НКО (желательно с социальным образованием), но алгоритм работы должен быть тем же: длительный контакт, создание прочной связи, умелая координационная поддержка после того, как ребенок покинет детский дом. Много ли таких НКО – долгожителей? Посему было бы хорошо реализовывать поддержку выпускников детдомов через муниципальный грантовый заказ. Когда заказчиком услуг поддержки сирот мог бы стать муниципалитет, готовый наделить НКО не только ресурсами, но и поддержкой, чтобы НКО имела возможность взаимодействовать с другими субъектами социального поля.
Александр ГЕЗАЛОВ