«Я хочу быть сварщиком. Или автомехаником.» «А я – поваром-кондитером»… Такая простая-незамысловатая по сегодняшним меркам мечта для 17-летнего подростка-сироты. Ни тебе особых амбиций. Ни завышенных требований к жизни. Что характерно для современных выпускников наших школ. Вот если бы хотел быть юристом, программистом, врачом – другое дело. Нужно переживать. За результат ЕГЭ. За высокий конкурс в желанный ВУЗ. За проходной балл. Нужно бегать по приемным комиссиям разных университетов и институтов. С родителями для страховки. Нанимать репетиторов. Искать знакомых… А тут – сварщик, повар. Это даже не мечта. А так… Проще простого. Идешь в ПТУ. Сдаешь документы. И тебя с радостью примут. Потому что юристами и программистами многие хотят, а сварщиками – единицы. А они сейчас нужны. И высокопоставленные правительственные дяди так говорят. Нужны, мол, рабочие. А не юристы-экономисты. Так чего же проще. Хочешь быть сварщиком – вперед.
Так-то оно так. Но не для всех. Не для выпускников детских домов. Для них права выбора не существует. Совсем. Кем им быть и где учиться решают педагоги детских домов. Техникумы и ВУЗы для них не выбирают. Только ПТУ. Скажите, так сварщик и повар – это как раз туда. Не угадали. Эти специальности для детей из семьи. Не для детдомовских. Почему? В этом и попытались разобраться общественники. Представители трех новосибирских общественных организаций. Новосибирской областной организации Союза журналистов России, ГОО Центр семейного образования и воспитания «Семья и дети», Благотворительного фонда Памяти Володи Женова.
Идея была проста. Прийти к выпускникам детских домов и спросить: кем они хотят стать. И какую профессию им выбрали. Больших планов не строили. Решили охватить детские дома Ленинского района города. Их там три. За месяц до того в городе с помпой прошла конференция выпускников детских домов. Где важные дяди и тети обсуждали этот вопрос. Кивали головами. Говорили – решим. Учитесь там, где хотите. Потом – круглый стол в Ленинском районе. Опять говорили. Желания детей учли. Провели опрос. Из 146 выпускников города 120 хотят в ПТУ, 2 – в колледжи. Куда 20 детей потерялось? Это – друга тема.
Воодушевленные общественники решили проверить. Убедиться, что нет проблемы с реализацией права ребенка на выбор профессии в городе. Пошли в учреждения с детьми говорить. Из 4-х детских домов на анкетирование и встречу согласился один. Что показательно. Тот, что согласился – особенный. Коррекционный. Социальный педагог – человек неравнодушный. Деятельный. Сама анкету размножила. Детей опросила. Шесть ребят согласны с тем, что им предложили. Мальчики, в основном. Сварщиками их устраивает. Так и написали. А вот семь девочек не хотят быть штукатурами-малярами. Хотят в кондитеры. Почти 50% довольны. Не то, что заявлялось. Но тоже не плохо.
Зовем детей. Выясняется, что парни мечтают об автоделе. Автомеханиками бы им. И спрос на профессию есть. И калымить можно. Да и вообще, машины – это круто. Вопрос соцпедагоу: почему нельзя? На механика? ПТУ не готовят. А в колледж? Образование коррекционной школы. Вариант не пройдет. Придется в сварщики, говорим. Неплохо, соглашаются парни. Ерзают. Им наша встреча пустой тратой времени кажется. Уходят. Облегченно вздыхаем. Сварщик, так сварщик. Главное, чтобы их выбор. Мнется соцпедагог. Не берет их ПТУ на сварщиков. Почему? Мест мало. Этим детям положена господдержка. Она квотирована. По специальностям. Мальчишек берут монтажниками. В том же ПУ. Не сварщиками. Они об этом еще не знают. Потому жизнью, на первый взгляд, довольны. Но к мысли, что желание не реализуется, их готовят. Говорят, что для сварщика нужно учиться хорошо. Поведение иметь хорошее. А у вас? Не блещите. Могут и не взять… То есть сами виноваты. Не государство. Что не позаботилось. Не ПТУ, что не подсуетилось. Не общество, что равнодушно к беззащитным. Это с мальчишками что-то не так. Не с нами.
А что девчонки? Им бы в повара податься. Эта профессия отчим домом «пахнет». Что же не так с этой специальностью? А тут все плохо. И мест для выпускников детских домов всего 10 на весь район. У них же особые места. Это мы уже выяснили. У детдомовцев вообще все особое. Параллельный мир. За забором. Вот и места в училищах – особые. И поступление с обучением денег стоит. Каких денег, недоумеваем? В общепит нужно особую медкомиссию пройти. Медицинскую книжку получить. Это платно. Порядка 1000 рублей на нос нужно. Плюс на каждый год обучения спецодежда требуется. Цена «поварского колпака» – рублей 500- 600. На три года – еще порядка 2000. Государство этих денег не предусмотрело для девчонок. На мастерки и комбинезон предусмотрело. На «колпак» – нет. Топайте в штукатуры. На обозначенной выше конференции выпускников детских домов девчата тоже говорили про поварскую профессию. У них мечты-то у всех похожи. Незапредельные. Никто не слышит. Ничего не меняется. Трудно финансирование со штукатуров перебросить на поваров? Или в голову не пришло? Или заняться не кому? Загадка.
Что еще мешает получить профессию «под себя»? Жилье. Вернее, его отсутствие. Учиться можно только там, где общагу дают. Нет у ПТУ общежития – нет и этого ПТУ. Не для тебя. Не для детдомовца. Мимо тебе. Мимо. Вот и реализуй свое конституционное право на выбор профессии. Среди монтажников и штукатуров. Не будет тебе колледжа культуры. Даже если ты талант редкий. Не будет тебе педучилища. Даже если в тебе потенциал Макаренко и Амоношвили. И медицины. Да много чего не будет. Даже 11-летки в школе не будет. В большинстве случаев. В детских домах срок пребывания детей ограничен. Где до 18 могут держать. Но, ой, как редко держат. А где вообще до 16-ти. Не родительский это дом – детский. А социальных гостиниц нет. Общежития для выпускников тоже нет. И службы поддержки и сопровождения нет. Да и особого желания что-то менять, похоже, тоже нет. Иначе как объяснить, что в ведомстве образования, к которому относятся детские дома, не могут решить образовательную проблему их воспитанников?
Итог нашей встречи неутешителен. При всех стараниях соцпедагога на сегодняшний день ни один выпускник не получит «своей» профессии. Ни один. Ни повар. Ни сварщик. Ни – предел мечтаний – автомеханик. Дети смирились. С тем, что от них в их жизни ничего не зависит. Даже выбор профессии. Что толку попусту болтать с приехавшими к ним взрослыми. Цель нашего визита им не понятна. Они знают истину. Не изменится НИЧЕГО. Они права голоса лишены. Системой. Свое волеизъявление они выражают другим способом. Многие из них эти постылые училища бросают. Слоняются. По трущобам. По тюрьмам. И гибнут. 90% – цена потерь. Отвергнутые семьей, обществом, государством. На всегда?
Светлана ДРОЗДОВА,
Новосибирск