Москвич Леонид Алексеевич Колесников (1893-1968 гг.), выпускник кадетского корпуса и Коммерческого института, после революции работал шофёром, а сирень разводил в собственном саду. Его отец ещё в конце 19 века купил небольшой участок земли в тогдашнем Подмосковье в селе Всехсвятское на берегу речки Ходынки (с 1917 года село вошло в состав Москвы, сейчас это район Сокола). Именно здесь Колесниковым были выведены самые знаменитые сорта сирени.
Слава о саде в Большом Песчаном переулке неслась по всему Советскому Союзу и за границей. Когда цвела сирень, каждую субботу и воскресенье в сад приходило более тысячи человек. Это были влюбленные в сирень из различных уголков страны и гости из-за рубежа. В московской студии научно-популярных фильмов в 1952 году даже был снят фильм «Дом сирени».
Долгие годы разведение сирени составляло просто хобби Колесникова: «Вначале я занимался коллекционированием, выписывал из разных мест страны и высаживал в своем саду различные сорта и виды сирени. Уже в 1923 году я насчитывал более 100 сортов» Но потом Леонид Алексеевич решил заняться выведением новых, отечественных сортов сирени: «Мои первые сеянцы зацвели в 1923 году… Мною овладело непреодолимое желание стать селекционером-оригинатором. С тех пор этой увлекательной работе я стал отдавать все свободное время» (из речи при вручении Сталинской премии).
Дом и сад Л.А.Колесникова просуществовал до 1960-х годов. Сейчас на его месте расположен сквер на пересечении улицы Сальвадора Альенде и Песчаного переулка.
Новостройки Москвы теснили посадки, и в 1954 году растения, по специальному указанию Моссовета, перевозятся из сада на Соколе в Измайлово, где в районе Щёлковского шоссе создаётся Опытно-показательный селекционный питомник «Калошино», а Леонид Алексеевич с этого времени становится его техническим заведующим.
Место оказалось не слишком удачным для посадок – его сплошь покрывали рытвины и ухабы, но уже немолодой и не очень здоровый, прошедший Первую мировую и Великую Отечественную войны, Колесников, с энтузиазмом взялся за разбивку сада на новой территории.
Почти все средства, полученные при вручении в 1952 году Сталинской премии за достижения в области селекции сирени, Леонид Алексеевич направил на реконструкцию своего детища. Сначала в саду разместились 32 куста сирени разных сортов. Из-за неумелой транспортировки и посадки кусты приживались плохо. Но, как только растения начали адаптироваться на новом месте, началась застройка уже и этого района. Строительная техника безжалостно давила саженцы. Неохраняемая и заброшенная территория привлекала нечистых на руку людей.
Собранная с таким трудом коллекция была разграблена, единственная в своем роде желтая сирень утеряна навсегда. Несмотря на ходатайства руководителя, городское строительство продолжалось, Колесникова проводили на заслуженный отдых, а питомник объединили с Первомайским совхозом декоративных культур, где насаждения оказались никому не нужными. Позже оставшаяся часть стала территорией озеленения общего пользования. И только в 1975 году питомник получил статус парка. Так появился Сиреневый сад в его нынешнем виде.
А в 1973 году Международное общество сирени присудило Л.А.Колесникову, посмертно, «Золотую ветку сирени» за заслуги в селекции и разведении этого прекрасного растения.
Что удалось сохранить из выведенных Колесниковым трёхсот сортов и элитных сеянцев, точно сказать трудно. Многие из сортов, названия и фотографии которых встречались в старых публикациях, исчезли навсегда – это «Василиса Прекрасная», «Ветка мира» (одна из лучших в его саду по воспоминаниям очевидцев), «Белый лебедь», «Новопесчаная», «Новинка». Их немало. Но прекрасны и те, что сохранились — «Мечта» и «Надежда», знаменитая «Красавица Москвы», «Память о Кирове», «Советская Арктика», «Олимпиада Колесникова» и другие. Около шестидесяти сортов можно разыскать в частных коллекциях, ботанических садах России и бывших советских республик.
Долгое время парку не уделялось достаточного внимания, теперь же здесь приведена в порядок сеть дорожек и тропок, ограждения, восстановлены газоны и цветники, отремонтирован поливочный водопровод, посажены молодые кустарники. Также в саду появилась система навигации и декоративная подсветка, а на установленных информационных стендах можно прочитать интересные факты об истории парка и видах сирени в нём, среди которых есть уникальные: «Небо Москвы», «Гортензия», «Маршал Жуков» и многие другие.
Кроме Сиреневого сада, сорта выдающегося селекционера растут во внутреннем Тайницком саду Кремля, в Ботаническом саду МГУ на Воробьёвых горах, у лондонского Букингемского дворца – официальной резиденции английских монархов, в сквере рядом со зданием Конгресса США, в питомниках – сирингариях многих ботанических садов мира. Но часть сортов потеряна в России и сохранились только за рубежом.
«Небо Москвы» – сорт – хамелеон с оригинальной окраской. Его крупные симметричные махровые цветки в полуроспуске – густо-сиреневые с пурпурным оттенком, распустившиеся – голубовато-лиловые, отцветающие – белесовато- голубые. Поэтому в международном реестре этот сорт относят сразу к трем цветовым группам.
Знаменитый российский фольклорист, этнограф, профессор Московского университета и признанный знаток московских древностей Иван Михайлович Снегирёв, первым обратившийся к изучению темы истории русских садов, в книге «Взгляд на историческое древнее садоводство в Москве до Петра Первого» (1853 г.) выдвинул интересную версию происхождения древнерусского слова и понятия «вертоград», то есть сад в современном руссом языке, от имени Вертумна, древнеиталийского бога перемен, времён года и их различных даров, часто изображаемого в виде садовника с садовым ножом и плодами, в сферу влияния которого попадали и деревья, как плодовые, так и декоративные. Версия, с точки зрения исторической лингвистики, конечно, малосостоятельная, но в мифопоэтическом плане чрезвычайно привлекательная.
А в поэме Иосифа Бродского «Вертумн» есть такие строки: «У каждого за спиной – безупречная перспектива, не исключая детей. Что касается стариков, у них она как бы скручивалась — как раковина у улитки. Действительно, прошлого всюду было гораздо больше, чем настоящего».
Этот старый сад – а мы можем назвать его старым, учитывая перевоз маточных деревьев с первоначального места произрастания на Соколе, а также биологический срок жизни сирени – с перекрученными и узловатыми стволами и ветвями, похожими на руки стариков, о которых как человеческий, так и Божественный закон обязывает заботиться.
Нуждается в защите и сохранении, уважительном и щадящем отношении и сад, ставший живым памятником замечательному человеку, Леониду Алексеевичу Колесникову, и его даром людям.
Использованы материалы сайтов: abbsound.livejournal.com; wikipedia.org; floribunda.ru; floksin.ru; bourdova.ru; greeninfo.ru; domsireni.ru; flower.onego.ru; vsehsvyatskoye.livejournal.com; nec.m-necropol.ru; um.mos.ru