Эльвире Кладовиковой 34 года. У нее отдельная квартира в ближнем Подмосковье и работа в Школе управления «Сколково». Два летних месяца 2022 года четверо подопечных благотворительного фонда «Синдром любви» ездили в «Сколково» на стажировку. Выбрали Элю как самую успешную из стажеров.
Сегодня с Эли в «Сколково» спрашивают как с обычного сотрудника, платят – тоже.
Самостоятельная девочка
«Мне завтра в 7 утра вставать, на работу», – сразу предупреждает Эльвира корреспондента.
«На работу» – это важное событие, к которому Эля готовится со всей тщательностью, ее ярко-рыжие волосы уложены, и она только что сняла с лица косметическую маску.
«На работе я сканирую документы, дыроколю, разбираю бумаги по номерам, – рассказывает Эля. – Мне важно приезжать к 10 утра, я опаздываю, только если опаздывает автобус.
Раньше я работала до двух, а теперь работаю до трех, потому что работы много».
На том, чтобы младшая дочка росла максимально самостоятельной, всю жизнь настаивала мама Эли. Несмотря на диагноз, девочка ходила в обычный детский сад, потом училась в коррекционной школе. «Секрет, наверное, в том, что мои родители в Вологде познакомились с удивительной мамой девочки Жени с синдромом Дауна, – рассказывает старшая сестра Эли, Ольга. – Сейчас Женя – художница, получает второе образование педагога начальных классов. Видимо, от ее мамы мои родители усвоили мысль, что Эля должна стать самостоятельной. Помню, сестра сама гуляла во дворе с подругой; мама следила за ней только в окно».
После школы Эля училась в колледже на швею. На свою первую работу она устроилась еще в Вологде – год была помощником секретаря в юридической фирме, в ее трудовой книжке записано красивое слово «архивариус». Там Эля научилась управляться со сканером. Поэтому когда благотворительный фонд «Синдром любви» предложил ей стажировку в Школе управления «Сколково», они с сестрой восприняли это вполне реалистично.
Впрочем, о детстве Эли старшая Ольга помнит не все – между сестрами 11 лет разницы. Ольга давно перебралась в Москву, а Эльвира оставалась в Вологде до 2015 года, когда умерла мама. После этого Ольга забрала младшую к себе – папа стал опасаться, что дочь попадет в какую-нибудь «не ту» компанию, а «в столице хороших возможностей больше».
Читает, пишет, готовит и наряжается
Эля умеет читать, писать, считать, готовить. Этому ее научила мама. Она сама ходит за покупками, пользуется телефоном и планшетом и, в отличие от многих людей с ее особенностями, сама передвигается по Москве – ездит на многочисленные занятия, на работу или просто погулять со своим молодым человеком Антоном. В метро ориентируется уже лучше старшей сестры. У Антона тоже синдром Дауна, с Эльвирой они познакомились в инклюзивном театре «ВзаимоДействие», где Эля играет больше трех лет.
Разумеется, по каждому поводу Эля звонит сестре: вошла в маршрутку – звонок, пересела в метро – звонок, вышла вечером в магазин за продуктами – снова телефонная консультация. В магазинах Эльвира расплачивается собственной банковской картой, но Ольга видит все операции.
«Эля иногда может затрудниться с вопросом „вот такая цена на товар – это дорого или дешево«, – рассказывает Ольга. – А еще может заупрямиться и настаивать на том, чтобы что-то сделать по-своему». Но если Эля пытается настоять на своем, ей достаточно привести аргументы – например о том, что от салата, который простоял в холодильнике три дня, заболит живот.
Недавно сестры активно обсуждали проблему «один кусок торта на ночь – это вредно для фигуры или не очень». От покупки чипсов под предлогом того же вреда для фигуры Элю нередко удается отговорить. Гораздо сложнее отговорить от желания надеть джинсы и кофточку, купленные на весну, прямо сейчас – Эля очень любит наряжаться.
Рассортируй бумаги – спаси школу
В департаменте документационного обеспечения Школы управления «Сколково» Эля работает с декабря 2022 года. Дорога из Видного на работу занимает два часа в одну сторону.
«Школа у нас большая, – рассказывает Элина начальница Юлия Пушкина, директор по документационному обеспечению Школы управления «Сколково», – здесь больше 400 сотрудников».
В школе обучают предпринимателей, проводят занятия для школьников, в 2022 году запустили первый поток бакалавриата. Слушателей много, соответственно, документооборот значительный. И правила его ведения нужно четко соблюдать.
«Для нас важно, чтобы мы могли доверить новому сотруднику документы и были бы уверены в их сохранности. Также важны усидчивость и определенная скорость работы. Здесь, конечно, Эля была успешнее других, ведь у нее уже был опыт», – рассказала Элин директор.
Во время стажировки Юлия сама контролировала работу ребят как куратор. Сейчас Эльвиру курирует другая сотрудница – Мария. Команда сотрудников, в которой стажировались ребята, вникала в особенности каждого из них и училась общаться.
«Я мама двоих детей, – признается Юлия, – так что самым сложным для меня было перестать общаться с практикантами, как с детьми. Но через пару дней я приспособилась».
Работа и общение
Задачи Эли на работе – отсканировать документы, сохранить, переименовать файлы, а сами документы подшить в папки по виду, номеру и дате.
«Я могу проверить папки, которые собрала Эля, выборочно, – рассказывает Юлия Пушкина, – так же, как я принимала бы работу обычного сотрудника. Все остальное время она просто самостоятельно работает за своим столом. Стол у Эли на общем „корте« (офисное пространство для сотрудников школы), если что-то непонятно, она пишет своему куратору Марии; они списываются несколько раз в день».
Обедать Эля ходит в общую столовую. По словам Юлии, большинство сотрудников даже не догадываются, что у девушки особенности – со стороны они не очень заметны. Кроме того, всему коллективу школы особенную сотрудницу не представляли – только ее команде; это тоже обычный порядок.
На тренинге сотрудникам школы рассказывали, что все ребята с синдромом Дауна разные, некоторые не могут работать несколько часов подряд, кому-то раз в час нужно сделать перерыв и пройтись по коридору. В общении важно тщательно проговаривать всякие мелочи, которые обычному человеку кажутся само собой разумеющимися. Например, объяснить, что еда в столовой стоит денег, потому что сотрудник с особенностями может воспринять фразу «пойдем обедать» как приглашение на бесплатное угощение.
Еще всем ребятам с особенностями специально показали, как пройти от проходной до рабочего места в школе и от него в столовую. Поручений с другими маршрутами им не дают.
За свою работу Эля получает зарплату из расчета стоимости часа обычного делопроизводителя – за отработанное количество часов. Она работает в школе третий месяц, и Юлия присматривается: «Я пытаюсь понять, справится ли Эля самостоятельно с другими задачами помимо подготовки документов к хранению. Сейчас я вижу, что пока Эля работает не так быстро, как человек без особенностей. Но других сотрудников ей на помощь мы не привлекали».
Недавно в школе приняли решение – продлить рабочий день Эльвиры на пятый час.
Бывает, что ребятам с особенностями нужно делать перерывы или они не выдерживают долго заниматься одним и тем же, но Эля справляется. В будущем Юлия планирует доверить девушке заполнять электронные карточки документов в системе электронного документооборота.
Если вдруг сотрудник захочет пообниматься?
«Работа – это хорошо, – рассуждает Эля. – Теперь я зарабатываю, а не сижу у сестры на шее». Ольга в ответ на это смеется. Все расходы сестры она по-прежнему очень внимательно контролирует. Помимо зарплаты у Эли есть пенсия, да и сестра продолжает покупать ей вещи. Но даже по тому, как Эля говорит: «Я работаю!» – чувствуется, насколько для нее это важно.
Юлия Лентьева, руководитель направления по сопровождению школьников и молодых людей с синдромом Дауна фонда «Даунсайд Ап» (фонд является учредителем и партнером фонда «Синдром любви»), отмечает, что родители подопечных фонда часто не верят, что их ребенок удержится на работе. «Они думают: „Ну, там в нем быстро разочаруются, и через несколько дней или месяцев работа закончится«. Так и спрашивают: „Это надолго?«
Но чтобы этого не случилось, вся семья должна быть готова к тому, что их жизнь изменится: когда человек с синдромом Дауна устраивается на работу, взять и уехать на дачу или реабилитацию, когда захочется, уже не получится, нужно соблюдать рабочий график. И если семья не готова выполнять новые правила, то и о работе не может быть речи».
С другой стороны, перед появлением в коллективе особых сотрудников фонд проводит инструктаж для их будущих коллег.
«Мне кажется, очень важно заранее ответить на все вопросы, которые могут возникнуть. Это гарантия того, что эти вопросы не зададут самому человеку с особенностями или же что все неудобные ситуации с ним быстро разрешатся», – говорит сотрудница фонда. Правда, каких-то особых вопросов, которые задавали на инструктаже в Школе управления «Сколково», она не помнит.
«Обычно у нас спрашивают, что делать, если человек раскричится. Мы успокаиваем – человека, который не умеет себя вести на людях, фонд направит в социальные мастерские», – говорит Юлия Лентьева.
Но если вдруг человек с синдромом Дауна захочет с вами пообниматься, надо просто грамотно его переключить – предложить ему другой способ поздороваться, например за руку.
Юлия Лентьева каждые две недели звонит в Школу управления «Сколково» и интересуется, как там ее подопечная, нет ли проблем. В школе, в свою очередь, хотят проанализировать опыт Эли и задумываются о найме еще одного сотрудника с особенностями.
А Эля на свою первую московскую зарплату сводила сестру в кафе.