Православный портал о благотворительности

Сильнодействующие лекарства: ввозить все-таки разрешили

Проще или труднее будет привезти из-за границы сильнодействующее лекарство после принятия Госдумой нового закона? Если есть рецепт на русском, то никаких сложностей не должно быть

Фото с сайта guiadafarmacia.com.br

Госдума в пятницу приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект о правилах ввоза в страну сильнодействующих и ядовитых лекарственных препаратов. Некоторые СМИ по этому поводу написали, что депутаты «запретили» ввоз таких веществ в страну, другие, наоборот, сочли принятый документ «разрешением». Что произошло на самом деле?

О каких лекарствах идет лечь

Существуют утвержденные правительством списки сильнодействующих и ядовитых веществ. В него входят такие препараты, как анаболики, барбитураты, клофелин, трамадол, хлорэтил, змеиный яд, метиловый спирт и др.

Сильнодействующие лекарства используются для лечения некоторых серьезных заболеваний. Например, бензобарбитал применяют в составе противосудорожных препаратов, цефедрин – при лечении депрессивных состояний. Некоторые вещества из списка входят в состав обезболивающих лекарств, некоторые необходимы при орфанных заболеваниях.

Не нужно путать эти препараты с наркотическими и психотропными, для которых существуют свои списки и таможенные правила. Для ввоза в страну лекарств, содержащих эти последние вещества, физические лица и ранее должны были предъявить рецепт или справку от врача, а также выписку из истории болезни. Причем ввозить их разрешается в ограниченном количестве и только для личного применения.

При этом ограничения не распространяются на препараты, зарегистрированные и отпускаемые без рецепта в России. Например, безрецептурные мази, гели и кремы, содержащие пчелиный или змеиный яд, можно ввозить без всяких документов.

Кого это касается

Люди привозят лекарства из-за границы по разным причинам. Во-первых, пациенты зарубежных клиник, возвращаясь на родину, как правило, должны в течение какого-то времени продолжать назначенное им лечение. Во-вторых, иностранные граждане, приезжающие в Россию, могут нуждаться в таких лекарствах и иметь их в своих личных аптечках. В-третьих, высокая стоимость некоторых препаратов в России заставляет людей покупать их за рубежом. В-четвертых, из-за прихотей рынка необходимое человеку лекарство может неожиданно исчезнуть с прилавков российских аптек.

Как их провозили до сих пор

Фото с сайта rigma.info

До принятия законопроекта ввоз любых лекарств, в состав которых входят сильнодействующие вещества, приравнивался к контрабанде по статье 226.1 УК РФ. Человека, задержанного на границе с таким лекарством, теоретически могли посадить в тюрьму сроком до 7 лет или оштрафовать на сумму до 1 миллиона рублей.

Законодательство регулировало ввоз в страну препаратов, содержащих наркотические и психотропные вещества. Но в том, что касается сильнодействующих и ядовитых, был пробел. И поскольку их ввоз никак не регламентировался, это трактовалось как запрет.

Как ввозить сильнодействующий или ядовитый препарат теперь

Для ввоза в страну такого лекарства человек должен предъявить документ, подтверждающий, что оно ему действительно назначено. Это может быть рецепт, выписка из истории болезни, справка от врача. Причем это не обязательно должен быть оригинал. Заверенная копия или заверенная выписка из документа тоже подойдут.

В случае, если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, к ним необходимо приложить нотариально заверенный перевод.

Если вы провозите в своем багаже сильнодействующие или ядовитые препараты, то проходить таможенный контроль придется не по «зеленому», а по «красному» коридору. Кроме того, вы должны будете заполнить таможенную декларацию и сообщить в ней об этом лекарстве.

Фото с сайта airport-technology.com

Какое количество препарата можно провезти через границу

В назначении врача, которое вы будете предъявлять на границе, должно быть указано необходимое вам количество препарата.

Вопросы

С одной стороны, сильнодействующие препараты во всем мире в любом случае продают только по рецепту. С другой стороны, в зарубежной аптеке вовсе необязательно согласятся продавать лекарство по российскому рецепту, а иностранную врачебную рекомендацию придется переводить на русский язык и заверять у нотариуса – уже для таможенников.

Некоторые врачи указывают, что выписывать рецепты на лекарства, отсутствующие в российских аптеках, не принято… «Как врач должен выписывать больному препарат, формально отсутствующий в нашей стране? Допустим, викодин (обезболивающее средство), известный нам по сериалу «Доктор Хаус». Я хочу порекомендовать его пациенту, зная, что он ему поможет и что он есть за рубежом. Как это сделать? Раз препарат не разрешен в России, я не могу выдать рецепт», – приводит «Новая газета» слова нейрохирурга, кандидата медицинских наук Алексея Кащеева.

Замедлится проход таможенного контроля. Таможеннику придется любое лекарство, вызвавшее его подозрение, пробивать по базе сильнодействующих веществ.

Обычно рецепты пишут на латинском языке. Нужно ли будет и латынь переводить на русский? По мнению директора по развитию аналитического агентства RNC Pharma Николая Беспалова, в этом случае услугами переводчиков пользоваться не придется.

Если лекарство нужно не вам

Новый законопроект регламентирует ввоз лекарств физическими лицами для личного использования. В нем ничего не говорится о том, можно ли провозить лекарства не для себя, а для другого пациента. Но некоторые выводы можно сделать самостоятельно. Согласно документу, к лекарству должен прилагаться рецепт. Не видя пациента, врач, естественно, такой рецепт не выпишет. Значит, если пациент находится в России, вы не сможете выписать для него рецепт в другой стране.

В то же время, президент межрегиональной благотворительной общественной организации «Хантер-синдром» Снежана Митина не предвидит особых трудностей.

На случай, если лекарство необходимо для ребенка или тяжелобольного пациента, и его нужно привезти из-за границы, «в Минздраве существует порядок, согласно которому в течение пяти дней после подачи документов оформляется разрешение на ввоз препаратов», напомнила она.

Фото с сайта gabanaturalsupplement.wordpress.com

Мнения «за»

По словам депутата Госдумы Дмитрия Гудкова (признан в РФ иноагентом), Госдума однозначно «разрешила» ввоз таких лекарств. «До недавнего времени ввоз любых лекарств, в которые входят сильнодействующие вещества, приравнивался к контрабанде по статье 226.1 УК РФ. Это вышло из-за непродуманных изменений в законодательстве, которые спешно вносились для функционирования Таможенного союза», – написал он на своей в соцсетях.

Раньше людей, которые ввозили такие лекарства, могли «совершенно официально посадить до 7 лет», подчеркнул Гудков. Однако, если разрешить ввоз таких лекарств вообще без документов, то этой лазейкой воспользуются наркоторговцы, отметил он.

«Пациенты никак не пострадают от этого закона, – заявил «Коммерсанту» глава думского комитета по охране здоровья Сергей Фургал. – Если вы купили такие лекарства, то у вас в любом случае есть разрешение. А если разрешения нет, то вы их добыли нелегальным способом, провезли контрабандой, а это уголовно наказуемое деяние».

«Никто никогда не будет предъявлять вам претензии, если вы решите привезти в Россию чемодан зарубежного аспирина. Другой вопрос – сильнодействующие препараты, от которых зависит жизнь человека. Если здоровый человек примет такое лекарство, это может сильно навредить его здоровью и даже привести к летальному исходу», – сказал «Газете.ру» Давид Мелик-Гусейнов. «Жизнь простых россиян эта мера не осложнит, – уверен он. – Масштабно эти поправки не скажутся на отсутствии тех или иных лекарств и сложности их ввоза».

Мнения «против»

Фото с сайта beobachter.ch

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов резко раскритиковал законопроект на своей странице в Facebook: «Лекарства – это не пармезан, не предметы роскоши, даже не тот случай, когда ввоз можно ограничивать, чтобы поднять внутреннее производство. <…> Тысячи детей не могут существовать без импортных лекарств, которые часто нужны очень срочно. Ограничения на обязательный рецепт и нотариально заверенный перевод – лишний удар по кошельку граждан в кризис. Людей, которые борются за свою жизнь, жизни своих близких, своих детей, обрекают на лишние бюрократические процедуры».

Принятие данного закона ограничивает российских граждан в правах, считает главный врач клиники «Профессиональная медицина» Эркен Иманбаев. «Препараты ввозятся для личного потребления. <…> к сожалению, не все препараты производятся в нашей стране. В последнее время очень много ограничений. Я, конечно, за нашу промышленность, за наше производство, но производство любого препарата – это долгий, дорогостоящий процесс. И что, наши больные из-за этого должны умирать, пока наша промышленность развернется и начнет производить препараты, в которых мы нуждаемся?» – сказал Иманбаев в эфире «Коммерсантъ FM».

«Нужно четко понимать, что людей, нуждающихся в сильнодействующих лекарствах, которые перемещаются через границу, не так много. Поэтому непонятно, кому помешал ввоз в Россию таких препаратов для собственного употребления», – сказал «Новым известиям» Александр Саверский. Поскольку такие препараты всегда продаются по рецепту, «требование российского законодательства – избыточная норма, дублирующая необходимость предъявления рецепта при получении лекарства».

Справка
Принятый Госдумой законопроект вносит изменения в статью 50 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», который определяет порядок ввоза в Россию физическими лицами лекарств для личного использования.
Разработка законопроекта началась после решения Конституционного суда, летом 2015 года признавшего не соответствующим Конституции статью 226.1 Уголовного кодекса РФ, где устанавливается уголовная ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ.
Суд указал тогда на необходимость определения порядка перемещения через границу сильнодействующих и ядовитых средств, входящих в состав лекарств.
Поводом для пересмотра правил стала жалоба двух спортсменов из Казахстана, осенью 2013 года прибывших в Россию для участия в соревнованиях. Они были обвинены в контрабанде анаболических стероидов, несмотря на то, что препараты были легально приобретены по рецепту.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version