Шуберт без фрака

— Мне больше всего понравилось – говорит мальчик — как дирижер останавливал музыкантов и делал им замечания.
— А ты обратил внимание, — подхватывает воспитательница, — как музыканты его слушались?
— А мне — сказала девочка — больше всего понравился дирижер. Он как будто передавал музыку руками и будто по воздуху играл

Суббота, 17 мая, 10 утра. В Большом зале Московской консерватории около семисот слушателей. Почти все они – дети от трех до пятнадцати лет. На сцене около восьмидесяти музыкантов. Они не во фраках, а в обычных свитерах и джинсах.




С детьми в зале было немало взрослых – воспитателей, учителей и т.п.


У Большого симфонического оркестра им.Чайковского генеральная репетиция перед вечерним концертом. У детей – первая в жизни возможность на ней побывать. Потому что раньше в нашей стране такого никогда не случалось – полный зал слушателей на репетиции симфонического оркестра.
Идея такой необычной репетиции вынашивалась уже несколько лет художественным руководителем и главным дирижером оркестра Владимиром Федосеевым.

«Здравствуйте, друзья!» — приветствует он детей перед началом. «Мы очень рады, что вы пришли сегодня к нам. И я очень надеюсь, что вы станете друзьями музыки, великой музыки, которая существует вечно».
БСО – оркестр, скромно говоря, незаурядный, достаточно сказать, что он признан лучшим оркестром России и одним из лучших оркестров мира.
Дети же, приглашенные на его репетицию, очень разные. Кто-то учится в музыкальной школе, серьезно занимается музыкой и собирается посвятить ей дальнейшую жизнь. Кто-то первый раз в жизни не только в консерватории, но и вообще на концерте. Есть дети из обычных средних школ, есть – из мытищинского интерната или Свято-софийского детского дома. Очень разные дети.


Оркестр репетировал Восьмую «Неоконченную» симфонию Шуберта, композитора-романтика, жившего в начале 19 века и умершего в 31 года от тифа, но за свою небольшую жизнь написавшего девять симфоний и более тысячи фортепианных и оркестровых сочинений. Часть его произведений безвозвратно утеряна. Композитор, произведения которого сейчас играют лучшие оркестры мира, жил в бедности, бывало, голодал и не имел собственного дома – ютился у друзей. Ни одна из его симфоний не была исполнена при его жизни и современникам он был известен только как автор песен, которые писал на стихи разных поэтов.
Для чего приглашать детей на репетицию? «К музыке надо привыкать» — говорит Владимир Федосеев.

Почему одним кажется, что классическая музыка скучная, а для других она наполнена важным содержанием? Может быть, вопрос в том, чтобы суметь это содержание почувствовать? Наверное, это зависит от того, как музыку исполняет оркестр, но еще и от того, как ее улавливает зритель. Посидеть в первых рядах, рядом с восьмидесятью звучащими в руках музыкантов одного из лучших оркестров мира инструментами – возможность удивительная. Не даром же звук называют «живым».
Мы привыкли видеть музыкантов в вечерних платьях и фраках. В этой одежде, извлекающие из инструментов божественные звуки, они представляются людьми из другого мира. И как-то не всегда понимаешь, что это ведь обычные люди, и в ком-то из них, встретя где-нибудь в магазине, не признаешь виртуозного скрипача или виолончелиста. Талант внешне может быть очень обыкновенным – это хорошо понимаешь, глядя, как совершенно обычные люди в свитерах и джинсах играют Шуберта.

Это репетиция, поэтому дирижер останавливает оркестр почти с первых тактов, делает короткие замечания: «таинственнее» или «играйте, как эхо», или «спокойнее, очень спокойно». Потом оркестр начинает играть снова – и те же ноты звучат по-другому.
«Свяжите соль с си бемоль… с ми… а на до бекар – вопрос» — говорит скрипачам дирижер. И, действительно, на последней ноте скрипки звучат вопросительно. Как это получается?..

Иногда он говорит что-то, понятное, наверное, только одним музыкантам за много лет совместной работы: «Эта музыка уже есть, она уже была до того, как вы ее начали играть. Вот так и играйте». Часть замечаний не слышна зрителям – и это очень жаль, потому что хочется проникнуть в тайну звучания оркестра. Ведь известный факт – у одного дирижера оркестр звучит так, а у другого тот же самый оркестр, то же самое произведение – совсем по-другому. А палочкой все машут вроде одинаково. Или нет?

Репетиция длилась около часа. Дети слушали по-разному. Кто-то очень внимательно, кто-то перешептывался, кто-то даже заснул. Но маэстро это не смутило: «Кто-то из вас не выспался, ребятки, и заснул — сказал он после репетиции – Это бывает, значит, человек расслабился, это хорошо». И только когда ближе к концу репетиции появился небольшой шум в зале, Владимир Иванович сказал в зал: «Тише, ребятки, тише. Ведь музыка рождается из тишины».




Автограф-сессия

— У вас все ребята приехали? — спрашиваю после репетиции воспитателя детского дома.
— Только те, кто хотел. И еще двое хотели, но их пришлось оставить, потому что они провинились накануне…
— Вам понравилось, только честно? — спрашиваю ребят.
— Честно, понравилось.
— А что больше всего?
— Мне больше всего понравилось – говорит мальчик — как дирижер останавливал музыкантов и делал им замечания.
— А ты обратил внимание, — подхватывает воспитательница, — как музыканты его слушались?
— А мне — сказала девочка — больше всего понравился дирижер. Он как будто передавал музыку руками и будто по воздуху играл.



После того, как дети ушли, репитиция продолжилась


Играет Олег Майзенберг (Австрия), профессор венского Университета музыки


Концертмейстер БСО Михаил Шестаков


Концертмейстер группы виолончелей Виктор Симон

Марина НЕФЕДОВА
Фото Ирины СЕЧИНОЙ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version