В офисе патронажной службы «Милосердие» всегда шумно от звонков с просьбами. Это центр распределения помощи больным.
координатор Наталья
На территории Первой Градской больницы, рядом с храмом Иконы Божией Матери Знамение, находится небольшой офис патронажной службы «Милосердие».
«Штаб-квартира патронажа», – шутят сестры. Их здесь немного, все остальные – на местах, то есть, у постели больных. А эти 4 человека принимают звонки о помощи, распределяют графики дежурств, организуют выезды на оценку постов и по перевозке больного, пересылают кровати и коляски с поста на пост, рассчитывают потребности в предметах ухода для больных и т.д. Каждый больной патронажной службы для них как член семьи, они знают не только о том, ходячий он или лежачий, но и о том, когда у него день Ангела, что ему можно кушать, заботятся ли он нем родные, какой подарок он ждет на Рождество, и как скоро в очередной раз подопечному нужно к врачу. У каждой сестры за плечами опыт ухода, помощи. Телефон не молчит, сестры с трудом отрываются от неотложных дел, чтобы поприветствовать меня и ответить на мои вопросы. Мои вопросы простые и сложные, мне интересно – все.
– Что это за карта с флажками, напоминающая места размаха боевых действий?
– Мы здесь отмечаем наши посты., – отвечает Ольга Лушанова, руководитель патронажной службы. Ей 27 лет, в течение четырех лет Ольга ухаживала за лежачими пациентами в больнице святителя Алексия. – Трудностей было много, но правильно подмечено, больше больной тебе дает, чем ты ему, – вспоминает Оля.
– В чем для тебя эти трудности состояли?
– В первых днях знакомства с новыми больными. Многие из них настрадались не только из-за болезни.
– А с чего у тебя все начиналось? С ранней юности хотела стать сестрой милосердия?
– Нет, заканчивала институт, далекий от медицины, все ждала первых дней работы в офисе строительной организации. Была обычным энтузиастом-волонтером, навещала бабушек в доме престарелых. А в те годы они жили в жутких условиях. Мои бабушки были все лежачие, к ним никто не подходил. Одна просила: «Оленька, поверни меня», а я не знала даже с какой стороны подойти к ней, чтобы перевернуть. Я не знала ничего, то есть, кроме общения – пользы от меня было никакой.
В итоге я пошла на курсы патронажных сестер при храме св. Царевича Димитрия, практику в больнице совмещала с работой по специальности, ради которой закончила институт. Но там, в отделении, поняла, что уход за больными – это мое. Эти патронажные курсы полностью переменили меня, после их окончания я решила поступать в училище сестер милосердия.
– Любой человек, которому очень плохо, за которым некому ухаживать, если позвонит сюда – получит поддержку?
– Сестер у нас не хватает. Новых подопечных мы ставим на очередь.
рабочее место Натальи
У нас нет размеренного течения: вот, поступила просьба, мы послали сестру на оценку, обсудили, приняли решение, открыли пост. Да за самый начальный период рассмотрения одной просьбы к нам поступит минимум еще 20. Нужно думать, кому быстрее помочь. Если мы не справляемся –обращаемся в коммерческие службы, проверяем и обучаем их помощников по уходу за больными. Любую работу, конечно, оплачивать нужно. Иногда приходится духовнику нашей службы, епископу Орехово-Зуевскому Пантелеимону задавать такие вопросы: «Владыка, нам открывать новый пост? У нас есть на это материальные возможности?». Владыка отвечает: «Если вы считаете, что этому больному нужна помощь, тогда деньги, наверное, найдутся». И мы открываем пост с полным упованием на помощь Господа.
Так и живем, придет сестра – мы возьмем ее на работу, поймём, что кроме нас никто не может помочь больному – поможем. А найдутся ли деньги? Наверное, найдутся. Самое главное, уходя с работы ответить себе на вопрос: «Все ли сделал, что мог?».
– Что заставляет выбрать именно это направление?
– Уход за больными – дело сложное. Можно найти и более легкую, и более оплачиваемую работу. Но не более интересную и радостную. На самом деле наша работа – вовсе не работа, а служение, и наша зарплата – милостыня от добрых людей.
На карте Москвы и Подмосковья в кабинете патронажной службы около 40 флажков, не считая помощи в больницах, интернатах, многодетных семьях. Это места ухода на дому, где живут люди, которым с Божьей помощью, удаётся помогать.