Бессонница, злость и … эйфория
Татьяна Богданова, психолог, кризисный консультант службы «Ясное утро».
– В последние дни многие знакомые жалуются на одно и то же странное состояние – бессонница, внезапные слезы, неадекватная реакция на внешние обращения, раздражение по пустякам, ссоры с родными и знакомыми. Что это?
– Все это – симптомы тревоги и острого стресса.
Люди всегда плохо переносят ситуацию, которую не могут контролировать. Состояние неопределенности вызывает множество разных симптомов: от простого волнения до обострения хронических заболеваний, различных психосоматических проявлений – приступов удушья, болевого синдрома; может дойти даже до сердечного приступа.
При этом важно: реакция на стресс у всех людей проявляется по-разному, независимо от силы раздражителя. Кто-то может потревожиться и заняться своими делами, другого человека стресс буквально парализует. Важно попытаться оценить свою реакцию по шкале от одного до десяти (1 – совершенно безмятежное состояние, 10 – совершенно неуправляемое). Если ваше состояние выше, чем 5–6, – обязательно обращайтесь за помощью к психологам.
В нашем менталитете есть такое: если человек обратился за помощью, если начал пить препараты, значит, он «не справляется». На самом деле это как раз говорит об адекватности человека, о способности трезво оценить ситуацию и вовремя себе помочь.
Тест на определение уровня стресса (по В. Ю. Щербатых)
Марина Рис, директор благотворительного фонда «Просто люди», основатель проекта «Psyпросвет».
– Одним из вариантов реакции на стресс может быть эйфория. Такой человек в нынешних обстоятельствах начинает рисовать, что-то писать, вообще испытывает творческий подъем, но слегка преувеличенный. Многие люди с опытом психозов в ситуации массового стресса даже выздоравливают.
Реакция агрессии, злости в состоянии стресса вполне объяснимы. Любая неадекватная реакция на неадекватные обстоятельства – адекватна, это нормально, так реагирует наша психика.
В группе риска находятся как раз люди, которые произошедшее игнорируют. Если человек не проявляет эмоций, если он словно бы заморожен – в его психике спряталась «мина замедленного действия», которая, с большой вероятностью, сильно рванет позже.
Мы можем повлиять на свое состояние, но нужна самодисциплина
Татьяна Богданова:
– Как можно успокоить, поддержать себя, своих близких, ведь жизнь в стрессе истощает все ресурсы организма?
– Самая главная задача – вернуть себе контроль над тем, что мы контролировать можем, – свое тело, свои мысли, свои рабочие и семейные дела. В ситуации острого стресса не нужно строить долгосрочных планов и затевать большие проекты, нужно освоить искусство маленьких шагов.
Проведите дома уборку, приготовьте обед, может быть, испеките что-то по рецепту. Созерцание конкретного результата своей работы очень помогает вернуть ощущение контроля своей жизни. Очень хорошо работают дыхательные практики, например дыхание на счет: вдох на четыре счета, задержка дыхания на четыре счета, выдох на шесть счетов и снова задержка на четыре счета. Дышать при этом нужно животом, контролировать дыхание, положив руку на живот.
Марина Рис:
– Понятно, что все следят за развитием событий, читают не только новости, но и комментарии к ним, вовлекаются в дискуссии. Как не перегрузиться, не перегореть, как дозировать тяжелую информацию?
– Надо четко понимать: люди сливают в соцсети свое напряжение. Большинство это делает неосознанно, кто-то – сознательно. Вы хотите быть использованным как слив чужих эмоций?
Замыкаться и уходить в информационную и эмоциональную изоляцию также не выход: переживать в изоляции стресс и экзистенциальные страхи сложнее.
Необходимо соблюдать дисциплину: перед тем, как читать новости и соцсети, выберите время, например, полчаса, которые вы потратите на чтение и комментарии. Этого вполне достаточно, чтобы выяснить картину событий на настоящий момент. После этого закрывайте компьютер и займитесь любой физической активностью, сходите в магазин, погуляйте, подышите свежим воздухом. Любой способ самопомощи, который вы для себя интуитивно нашли, – это нормально.
Обычно острая реакция на стресс спадает через 3–5 дней. И если прожить ее правильно, отдаленных последствий она не оставляет.
Самые частые жалобы сегодня
Татьяна Богданова:
«Я поругался с родными»
– Ссоры чаще происходят в тех семьях, где есть привычка решать все вопросы через споры и конфликты. Сейчас основная проблема этих людей – неумение справиться с гневом, который выплескивается и ранит других.
Сбросить, ослабить гнев можно переключением внимания на тело: выпить холодного или горячего, умыться, открыть форточку и вдохнуть свежий воздух, вдохнуть любимый запах, съесть что-то вкусное. Приятные или необычные ощущения помогают успокоиться.
Гнев можно «выпустить» через физическую активность: приседания, отжимания, тренажеры, прыжки, бег по лестнице. Гнев можно «усмирить»: если вы стояли – сядьте, если сидели на стуле – ложитесь на диван. Расслабьте кисти рук, помашите ими в воздухе.
Расслабьте нижнюю челюсть, чтобы она отвисла. Злость отступит.
Гнев можно «погасить» сложной задачей. Попробуйте считать в обратном направлении, начиная с года своего рождения. Или перемножать в уме двузначные числа. Или попробуйте ругаться на иностранном языке, который едва знаете. Невозможно одновременно злиться и думать – гнев угаснет.
«Я переживаю за родных или знакомых, которые находятся в опасности»
Если при этом сам звонящий находится в безопасности, я предлагаю ему несколько приемов, помогающих снять тревогу, о которых мы говорили выше.
Дальше я пытаюсь поговорить о том, что человек может реально сделать для своих близких вместо того, чтобы просто тревожиться. Можно регулярно звонить тем, кто находится на связи, убедиться, что они узнали дорогу в убежище, собрали документы и вещи, чтобы в случае опасности бежать туда быстро.
Рекомендую спросить у родственников, чем вы можете быть полезны, находясь от них на расстоянии, – может быть, собрать какую-то информацию.
«Я не знаю, как мне жить дальше»
Такими словами могут обозначаться два разных состояния – шок и экзистенциальный кризис.
В первом случае у человека будут очень сильные телесные проявления – человек бегает, кричит, ему больно, либо, наоборот, находится в ступоре. В этом случае человеку необходима помощь.
Шок, как правило, длится недолго. И здесь важно, чтобы рядом был кто-то следящий, чтобы человек в шоковом состоянии не навредил себе.
Иногда достаточно обнять, положить руку на плечо, побыть рядом. И все возможные способы справиться с острой реакцией – выпить воды мелкими глотками, глубоко подышать, покричать, поплакать. Слезы – лучший способ снять напряжение.
При экзистенциальном кризисе может возникнуть какая-то мысль, о которой человек не может перестать думать. Есть такая техника самопомощи:
1. Сформулировать и записать мысль, от которой не получается отвлечься.
2. Проследить зону наибольшего дискомфорта, которая возникает в теле при этой мысли; как правило, это зона груди.
3. После того как вы переключились на тело, можно вернуться к мысли. Запишите ее на новой странице, но при этом поставьте в начале фразу: «Мне пришла в голову мысль».
Так происходит осознание, что эта мысль – лишь одна из многих в голове, мысли приходят и уходят. Образуется некая дистанция между человеком и поразившей его мыслью, появляется ощущение: «Это всего лишь моя мысль, и я ею управляю».
4. Подумать о своих ценностях. Когда от некой поразившей мысли человек переходит к тому, что реально важно, – здоровье и жизнь близких, его здоровье – горизонт расширяется, и одна какая-то мысль теряет свою энергию и масштаб.
«Мне стыдно перед коллегами, родственниками
Чувства вины и стыда говорят о невозможности контролировать ситуацию, невозможности выразить свои мысли и чувства по поводу ситуации. С такими жалобами обращаются очень часто.
Как правило, как только мы помогаем человеку успокоиться с помощью приемов, перечисленных выше, удается потушить избыток эмоций и переключить человека на рассуждение.
Мы начинаем размышлять, что конкретного можно сделать в отношении конкретных людей – можно поговорить, можно помочь чем-то. Иногда людям кажется, что они не могут сделать ничего, но, если начать обсуждать ситуацию, выясняется, что они могут сделать вполне реальные вещи.