О готовящемся поэтапном реформировании до 2020 года системы оказания скорой медицинской помощи сообщила в начале марта глава Министерства здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова. По ее словам, основная идея реформирования состоит в том, что в составе многопрофильных стационаров с функцией больниц скорой медицинской помощи будут организованы подразделения, где медицинская помощь будет оказываться врачами скорой медицинской помощи. «Должна быть организована преемственность – отделения продолжают работу бригады», – пояснила она.
Модернизация системы также предполагает расширение полномочий фельдшерского персонала и обучение санитаров-водителей и фельдшеров-водителей. «Мы начали разрабатывать принципы кадровой политики в системе скорой помощи и систему мероприятий, способствующих повышению эффективности и качества деятельности скорой, а также оптимизации затрат на ее содержание», – отметила Голикова.
То есть предполагается, что фельдшер скорой помощи будет одновременно и водителем. Это практикуется во многих странах, но там в бригадах скорой помощи нет и врачей, они (бригады) не оказывают помощь на догоспитальном этапе. Врач Михаил Кирцер, работавший на скорой до 1998 года считает, что это правильно. «Во всем мире врач выезжает из больницы на место аварии или трагедии, когда много пострадавших, и нет возможности всех быстро доставить в больницу. А так на скорой работают фельдшеры, парамедики. У нас же скорая занимается не своим делом, оказывает помощь вместо участковых врачей. Например, у человека давление или несварение, и он, вместо того, чтобы пойти в поликлинику или вызвать оттуда врача на дом, набирает 03, врач, приехавший по вызову, начинает лечить пациента с нуля, поскольку не знает историю его болезни. При следующем приступе все повторяется – по вызову приезжает другой врач и опять лечит с нуля. А когда скорая занимается чужим делом, велика вероятность, что она не успеет вовремя туда, где ее помощь необходима. Например, на место аварии», – сказал он сайту «Милосердие.ru».
По мнению Кирцера, соединение скорой помощи с приемными отделениями больниц позволит врачам наблюдать пациентов, которым они оказали помощь на догоспитальном этапе, видеть свои ошибки, учиться на них. Кроме того, Кирцер считает, что бригады скорой помощи необходимы при пожарных частях, чтобы врачи учились у пожарных действовать в экстремальных ситуациях, а пожарные у врачей – оказывать первую медицинскую помощь. Идея объединить функции фельдшера и шофера кажется Михаилу Кирцеру разумной, но для этого необходимы другие машины. На сегодняшних постоянно возникают мелкие неполадки, и шоферу приходится быть одновременно автослесарем. Если же службу скорой помощи обеспечить нормальными машинами, почему бы человеку не получать за сутки двойную зарплату? И логично, чтобы в машине скорой помощи находились только медики.
Без энтузиазма относится к этой идее главный врач Тверской станции скорой помощи Александр Аронов. «В состоянии ли водитель, только что объезжавший пробки с мигалкой-сиреной, оказать медицинскую помощь? Да еще зная, что ему сейчас снова садиться за руль». Идея же прикрепления скорой помощи к приемному отделению больницы, по мнению Аронова, уже сегодня вполне может начать осуществляться в Москве и Петербурге, где есть такие мощные институты, как НИИ скорой помощи им. Склифосовского и НИИ скорой помощи им. Джанелидзе.
В средних городах России, может быть, реально в течение нескольких лет создать приемные отделения, отвечающие требованиям больницы скорой медицинской помощи. Например, в самой Твери, в Ржеве и Вышнем Волочке. Но Аронов уверен, что приемные отделения больниц в большинстве городов и районов Тверской области не отвечают этим требованиям сегодня и не будут отвечать в 2020 году.
Невозможно перенести в российские условия мировой опыт, то есть сделать бригады скорой помощи фельдшерскими, отказаться от догоспитальной помощи. «В тех странах до ближайшей больницы не больше 10 километров, и в каждой из больниц есть приемные отделения, отвечающие требованиям стационара скорой помощи. А когда бригада уедет за 30 километров по бездорожью на уазике, что она доставит в больницу, если не окажет помощь на месте? Мешок с костями. Мы гордились тем, что созданы специализированные бригады, которые оказывают квалифицированную медицинскую помощь на догоспитальном этапе. Если перейти к фельдшерским бригадам, больные просто не будут доезжать до приемных отделений. И система подготовки фельдшеров оставляет желать лучшего. После училища они не готовы к работе на скорой. Лет 5-6 фельдшеру надо отработать, чтобы он мог принимать самостоятельное решение. В Твери нет дорог, где можно развить скорость хотя бы 60 километров в час. И наша «культура» вождения не предполагает реакции на звуковые и световые сигналы машин скорой помощи. Никто не уступает дорогу, по трамвайным путям приходится ехать.
Много проблем, и не только медицинских. Их сначала надо решать, а потом уже продумывать реформы. Иначе, боюсь, мы в результате реформы намного ухудшим показатели выздоровления и выживания пациентов скорой помощи», – сказал Аронов «Милосердию.ru». По его мнению, реформу скорой помощи надо начинать с отношения к ее работникам: достойно оплачивать их труд, сделать специализацию в медицинских вузах, в том числе и дать возможность студентам проходить практику на скорой. Хорошо, где есть возможность, прикрепить врачей скорой к приемным отделениям больниц, но и врачам приемных отделений полезно поработать на скорой. Александр Аронов убежден, что врачебные бригады скорой помощи – благо. Отказываться от них нелепо.
Леонид ВИНОГРАДОВ