Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Школьник, не завидуй чужому айфону!

Дети снова будут просить дорогие гаджеты, как у большинства одноклассников, завидовать их модной одежде и комплексовать из-за того, что не ездили летом отдыхать за границу. Как этого избежать?

Идея написать этот текст появилась после того, как одна моя знакомая на своей страничке в соцсети посетовала, что вот, мол, начнется сейчас учебный год, и ее дети снова будут просить дорогие гаджеты, как у большинства одноклассников, завидовать их модной одежде и комплексовать из-за того, что не ездили летом отдыхать за границу.

Когда-то, перейдя в 8 классе из православной школы в государственную гимназию, мой ребенок тоже столкнулся с неизвестной ему до той поры стороной жизни – с тем, что есть люди богатые, а есть не очень. И мне пришлось найти ответы на вопросы, которые мне задавались. Не претендуя на «единственно правильную» точку зрения, готова поделиться своими наблюдениями на этот счет.

Деньги – это не главное

Как ни банально это звучит, но разговор о том, что деньги не делают человека счастливым – очень важен для ребенка. Впервые в 8 классе моя дочь столкнулась с тем, что в школу можно ходить не в форме, а в обычной одежде; до этого она носила одну и ту же юбку и жакет 5 дней в неделю, еще была юбка для храма, нарядная одежда для праздников и одни джинсы.

Оказалось, что такого количества одежды катастрофически мало, если не носить школьную форму. Недели через полторы после начала учебного года ребенок пришел домой в слезах: «Одна девочка подошла ко мне сегодня и спросила, почему я все время хожу в одних джинсах, неужели у меня других нет?»


http://www.nebolei.ru/

Я стала расспрашивать дочь об этой девочке, оказалось, что она очень модно одевается. «Наверное у нее очень обеспеченные родители», – сказала я. «Да, мама, – ответила дочь. – И так странно, они развелись, но оба делят свою дочку – каждый из них старается купить ей все самое модное и дорогое, они просто заваливают ее подарками, они как будто соревнуются между собой!» «Бедная девочка! – воскликнула я. – Как же ей тяжело!»

Вот так и оказалось, что разговор об одежде перешел случайно к важной беседе о том, что материальное изобилие не делает человека счастливым, та девочка страдала от взаимоотношений своих родителей. И когда мы разобрали с нашим ребенком эту ситуацию, оказалось, что девочке можно посочувствовать, ее нужно пожалеть и полюбить, но никак не завидовать. А вещи в небольшом, но достаточном количестве мы в скором времени купили – благо наступило время осенних распродаж. Но мы договорились, что одежда не будет меняться ежедневно.

Искусство, путешествия, образование и благотворительность

Когда наша дочь стала старше, у нее появилась близкая подруга, о которой можно только мечтать – преданная, надежная, терпимая, любящая. Девочки очень подружились, дочь была приглашена в гости. Впервые она увидела вещи, которые могут позволить себе далеко не все: не компьютеры или телефоны, не телевизоры с экраном на полстены, а подлинные картины старинных мастеров.

Когда она пришла домой из гостей, у нас состоялся еще один важный разговор. Надо сказать, что подруга моей дочери ходила с самым обычным телефоном, всегда была просто одета – джинсы, толстовка, кроссовки, непромокаемая куртка. Никаких брендовых сумок, навороченных аксессуаров и прочих вещей, которыми увлекаются некоторые обеспеченные девушки.

«Видишь, – сказала я, – деньги совершенно не обязательно тратить на тряпки!» И мы стали говорить о том, что есть вещи гораздо более важные, чем модная одежда и украшения – искусство, образование, путешествия и, в конце концов, благотворительность. За годы учебы в гимназии, где действительно было довольно много детей из очень обеспеченных семей, наш ребенок увидел, как много хорошего для других можно сделать, имея деньги.

Заработай сам

Через какое-то время в гимназии училась не только наша старшая дочь, но еще и два сына. Дети спокойно относились к тому, что их телефоны далеко не самые «крутые», вынимать из кармана Nokia за 699 рублей было особым шиком. Кстати, как ни странно, именно этот телефон «не глючил», не разряжался, и ребенок с ним всегда был на связи.

Мы сказали детям, что можем купить им телефоны подороже, но тогда придется отказаться от путешествий, потому что позволить себе все – невозможно. Совместно мы решили, что поездки все-таки интереснее, чем модный гаджет, который, не успеешь оглянуться, устареет. Таким образом, мы не просто запретили или не купили что-то, а мы дали детям право выбора. Думаю, это было правильно.

Тем не менее, чем старше становились дети, тем, разумеется, больше росли их потребности. И со временем у нас сложилась традиция, что часть летних каникул дети-старшеклассники посвящают работе. Все заработанные деньги они оставляют себе – они могут купить себе то, что считают нужным. И старшая дочь, и сын начинали, таким образом, подрабатывать после 10 класса, она выполняла секретарскую работу, он работал в школьной строительной бригаде – убирал помещения после ремонта, собирал и таскал шкафы и т.д.


150solradym.edusite.ru

И вот, что интересно, заработав свои первые деньги, они не стали тратить их на гаджеты или наимоднейшие одежды. Все деньги, которые дочь зарабатывает (она студентка, но немного подрабатывает в сфере благотворительности), она тратит на путешествия. Иногда мы ей что-то добавляем, иногда к этому подключаются бабушки, но основные деньги, которые тратятся на поездку, ее.

Это сложилось именно так еще со времен учебы в школе. Когда после каникул начинаются интересные рассказы о том, кто куда ездил, очень хочется побывать везде. «Это вполне реально, – сказали мы ребенку. – Надо заработать денег и найти экономичный вариант путешествия – перелет с пересадкой, остановка в недорогом хостеле».

Так она и летела – во Францию через Хельсинки, а в Ирландию через Стамбул. Не обошлось и без помощи друзей – ее приглашали в гости и предлагали бесплатно пожить или составить компанию в автомобильной поездке.

Конечно, для многих детей финансовое неравенство, с которым приходится сталкиваться в школе, это испытание. И надо обязательно помочь ребенку пройти его без потерь. Надо как можно больше общаться с ребенком и говорить с ним на эти темы, направляя его в нужное русло, помогая обходить подводные камни и водовороты, не изолировать его от жизни, не стать ее жертвой, но найти систему координат и ценностей на всю жизнь.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?