Православный портал о благотворительности

Школьная благотворительность: 90% информирование, 10% сбор денег

Школы поддерживают акцию «Дети вместо цветов», проводят ярмарки в пользу сирот. Но часть родителей и учителей жалуются на обязаловку. Может ли школьная благотворительность быть системной?

Фото с сайта stdimitry.ru

Важно желание взрослых

Священник Александр Лаврухин, директор школы «Димитриевская» считает, что сами по себе дети не могут организовать благотворительное мероприятие: «Очень важно желание взрослых – неважно, родителей или учителей – заинтересованных взрослых, которые сами хотят заниматься этим неформально».

Действительно, успешные акции, которые проходили в школах, всегда предлагаются взрослыми. В московской школе №67 (до недавнего времени она называлась Гимназия 1567) происходит много событий, связанных с помощью ближним – дети старших классов опекают своих ровесников из провинциального детского дома, и грузовик, груженый подарками, необходимыми бытовыми вещами, одеждой, спортивным инвентарем каждый год в декабре отправляется в Мезень. Туда едут учителя, завуч, иногда директор. Каждый из учащихся школы знает об акции, ей уже очень много лет, о ней рассказывают и родителям на родительских собраниях. Желающих принять в ней участие – обычно очень много.

В «Димитриевской» школе большая часть учеников поздравляет больных – на Рождество и Пасху. Эта традиция возникла с самого начала, тем более, школа расположена на территории 1 градской больницы, и все, кто здесь учится, кто ходит в храм царевича Димитрия, органично воспринимают поздравление больных с праздниками как дело само собой разумеющееся. Поздравление больных возглавляет директор школы, с ним идет другие священники храма, взрослые, дети делятся на группы и идут в разные отделения. Их сопровождают сестры милосердия, которые работают в больнице, родители. Праздник становится особенно радостным в тот момент, когда ты смог поделиться своим настроением, временем, улыбкой с тем, кому сейчас плохо.

К благотворительности нельзя принуждать

Ирина Старова-Кислина, менеджер по коммуникациям БФ «Семьи СМА». Фото: facebook.com

Ирина Старова-Кислина, менеджер по коммуникациям БФ «Семьи СМА», мама двух детей, говорит о том, что призывая учителей или родителей участвовать в благотворительных акциях, ни в коем случае нельзя манипулировать: «Нельзя говорить людям, что они жадные или эмоционально тупые, если не хотят спасать деточек или зверушек!» Совершенно недопустимо ставить родителей перед фактом: родительский комитет принял, мол, решение цветов учительнице не дарить, все жертвуют в фонд. Жизненно важна добровольность!

Но рассказывать о благотворительности детям и родителям надо, уверена Ирина: «Люди считают, что 100 рублей жертвовать – стыдно. Считают, что фонды обманывают. Много чего считают, к сожалению. И вот тут при правильном подходе акция на 1 сентября могла бы быть очень крутой. Просто как возможность рассказать родителям и детям о тех, кто рядом. Рассказать, но не навязывать».

Важно: школьная благотворительность не должна стать рутиной. Ни для детей, ни для родителей, ни для учителей. Это должен быть праздник, желание поделиться радостью, возможность сделать подарок другому человеку.

Не только про деньги

Благотворительности в школе нельзя сводить к деньгосборам. Есть прекрасные примеры того, как можно приучить детей к помощи нуждающимся, не тратя при этом практически ни копейки.

Писать одиноким брошенным старикам письма, поздравлять их с праздниками может любой. Дети, даже самые маленькие, в состоянии нарисовать им рисунки, написать несколько слов о себе. Такие письма – очень простая и действенная возможность позаботиться об одиноком человеке. Если есть желание, то пожилым людям можно отправить посылку с конфетами. Такая форма благотворительности тоже есть в школах.

Ребенку понятнее всего адресная помощь

Елена Цеплик. Фото: facebook.com

Президент благотворительного фонда «Найди семью» Елена Цеплик считает, что «идея помощи обычно лучше всего доносится до детей и их родителей (а мы понимаем, что родители учеников обязательно включены в школьную благотворительность) через помощь конкретную, адресную, когда нужно «здесь и сейчас» оплатить больному ребенку лекарства, или старому человеку – сиделку, или малообеспеченной семье – одежду и обувь.

На конкретном рассказе ребенку гораздо проще понять, что помощь нужна и почему она нужна. Поэтому самый простой и «лобовой» способ сделать школьную благотворительность системной – заниматься благотворительностью регулярно, постепенно переходя от адресных сборов к рассказам о том, почему у этой конкретной семьи возникла проблема и почему проще (а часто и дешевле) делать так, чтобы проблема решалась сразу для целого «класса» семей».

Отец Александр Лаврухин также считает, что та помощь, в которой участвуют дети, должна быть адресована не абстрактным нуждающимся, а конкретным людям. Задача взрослых – об этих людях рассказать – о конкретном ребенке, его заболевании, способах лечения. Ежегодная рождественская ярмарка Димитриевской школе очень популярна. За несколько дней до ее начала стенд с рассказом о больном ребенке, его фотографиями информирует всех пришедших в школу о том, в пользу кого будет проводится ярмарка. История о помощи другому становится очень понятной и близкой.

Благотворительность не по расписанию

Священник Александр Лаврухин, директор школы «Димитриевская». Фото: Ксения Калинина

По мнению экспертов и родителей, благотворительность не должна быть привязана к определенным датам – как не могут быть привязаны добрые дела к определенному дню, празднику, акции.

«Задача, которую следует ставить перед собой, когда ты воспитываешь ребенка, формирование активной гражданской христианской позиции», – считает отец Александр. – «Чтобы она сформировалась, надо объяснить детям реальность помощи. Если ты видишь человека в беде – помоги. Ведь когда нас много, можно многое сделать. Не так сложно добиться сочувствия, но часто боязливое сочувствие ничем не заканчивается, потому что человек боится сделать первый шаг.

Для того, чтобы включиться в происшествие, требуется определенное внутреннее мужество, которого часто не имеют даже взрослые. Вот эту готовность сделать первый шаг, протянуть руку помощи мы и должны воспитывать в детях!»

Недавно один папа рассказал, что как-то летом ехал с сыном-подростком поздно вечером на дачу. На шоссе стоял человек и голосовал, они остановились и согласились его подвезти до ближайшего города. Оказалось, что человек потерял документы и деньги и собирался добираться из Подмосковья в Мурманск автостопом. Они могли довезти его километров 20, дальше им надо было сворачивать в свой поселок. Пока они ехали эти километры, пошел дождь, а человек все рассказывал о себе, и вдруг папа заметил, что от сына, сидящего на заднем сиденье, пришла смс: «Пусть он у нас переночует». Папа не смог противиться желанию сына помочь человеку, оказавшемуся в беде, и повез того к себе домой.

Именно так и надо воспитывать в детях отзывчивость на чужую беду. Но ярмарки по расписанию, если ими будут ограничиваться наши благотворительные проявления, этому не научат.

Школа и фонд

Фото с сайта m.moe-online.ru

Многие фонды готовы сотрудничать со школами, и далеко не все вспоминают о школьной благотворительности лишь накануне 1 сентября. Такое сотрудничество может быть очень плодотворным. Елена Цеплик подчеркивает, что «информирование – это инвестиция, которую школа вправе ожидать от благотворительного фонда. Учителя и администрация не могут и не должны детально вникать в проблематику фонда, их задача – создать условия, при которых фонд может рассказывать о системной помощи достаточно регулярно, чтобы донести до детей (и до родителей, и до учителей) достаточно сложные вещи.

Исходя из этого, я считаю самым правильным делать частыми и регулярными «уроки доброты», на которых как раз можно детям рассказывать про разные виды помощи, объясняя, как правильно и эффективно помогать. И именно на этих уроках создается база системной благотворительности, когда у детей формируется не только понимание, что помогать нужно, но и то, что помогать нужно правильно. При этом именно собирающие деньги мероприятия так часто, конечно же, проводить не надо – достаточно вполне двух раз в год.

Таким образом, думаю, что системная благотворительность в школе – это 90% времени на объяснения и 10% – на сбор денег».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version