Православный портал о благотворительности

Школа умерла: да здравствует школа!

Принуждение к учебе, армейская дисциплина, подавление личности. Нельзя сказать, что анскулеры абсолютно не правы. Но стоит ли бросать школу ради домашнего обучения?

Мангус Энгель, «Начальная школа» (1899 г.). Изображение с uchportfolio.ru

Что такое анскулинг?

– Постоянно принуждение к учебе отбивает желание учиться, и не только желание, но и самостоятельное умение – за тебя все решает учительница, она выбирает программу, она дает задачу, она, когда ты уже читал романы Жюля Верна в 5 лет, заставляет тебя читать во втором классе сказки Чуковского.

– Стремления ребенка к знаниям подменяется дисциплиной, естественная любознательность – гонкой за отметками.

– Школа унифицирует и сглаживает, от индивидуальности не остается ни следа.

– Те знания и умения, которые дает школа, стандартны. Школьная программа никогда не подстроится под конкретного ребенка, это ему придется подстраиваться под нее. Ни его способности, ни одаренность, ни даже гениальность не будут замечены и востребованы школой, здесь нужны стандартные дети, стандартно выполняющие стандартные задания.

– Ребенок не может выбрать тех, с кем ему общаться, и сколько. Он вынужден проводить время с теми, кто находится с ним в одном классе, вне зависимости от того, нравятся ему эти люди или нет.

– Школа занимает 5-10 часов в день, 5-6 дней в неделю, 10-11 лет, не считая дороги туда и обратно, не говоря уже о бездарных классных часах, совместных походах и поездках.

Примерно такие тезисы выдвигают те, кто называют себя анскулерами, или, говоря по-русски, противниками школы. И нельзя сказать, что они абсолютно не правы. Так или иначе, но почти все эти мысли когда-нибудь приходили в голову любому родителю, ребенок которого учится в школе.

Но большинство из нас, родителей, нашли в школьном образовании нечто такое, что заставило нас снова и снова переходить из класса в класс, сидеть на родительских собраниях и школьных спектаклях, выращивать луковицы в баночках на окне и учить морфологические разборы разных частей речи.

Альтернатива школьному – дистанционное, экстерном или домашнее

Те, кто не отвергают школьного образования в принципе, но не готовы водит ь ребенка в школу, могут выбрать разные формы обучения – домашнее, экстернат или дистанционное. Последнее удобно тем детям, которые живут вдали от школ, чьи родители находятся в длительных командировках, например, за границей и не могут водить ребенка в русскую школу.

Дистанционное образование – форма удобная для детей с особенностями развития. Это не просто самостоятельное изучение школьных дисциплин, но задания и разъяснения, которые дает преподаватель по интернету, и контроль качества за выполняемой работой со стороны учебного заведения.

Экстернат дает возможность ребенку изучать материал в ускоренном темпе и сдавать экзамены в зависимости от своего собственного графика. Например, ребенок – спортсмен и выступает на международных соревнованиях, или он – гениальный музыкант, или актер, снимающейся с утра до ночи в сериалах. Форма экстерната дает таким детям возможность учится в удобное время. О качестве умолчу. Те дети, которых знаю лично и которые получали образование экстерном, не производили на меня впечатления своей образованностью. Но если ребенок в раннем возрасте нашел себя в профессии, возможно, может не знать о существовании теории Дарвина или логарифмов.

Хоум-скулеры – другое дело. Тут родители хотят дать детям именно школьное образование, но в домашних условиях. «Нормальный родитель, а тем более два, закончившие хорошие институты, знают гораздо больше какой-нибудь учительницы начальных классов», – такое мнение в той или форме высказывает большинство участников форумов, где обсуждается домашнее образование.

Действительно, если папа – физик, мама – филолог, бабушка – доктор химических наук, а дедушка – профессор истории, что на этом фоне может дать ребенку простая школьная учительница?

Что может учитель

Галина Гужвина, преподаватель одного из ведущих университетов Франции, окончивший МГУ, а до этого сильнейшую московскую школу, пишет:

«Критически произвожу анализ оставшегося от школьной программы в собственной голове. И выясняю следующее. Закончила я СУНЦ МГУ, химический класс, на круглые, разумеется, пятерки, привозя призы с олимпиад. Так вот – после девятнадцати лет, проведенных без химии, я не помню из школьного курса ровным счетом ничего. Ну то есть от слова вообще. Идем дальше. Физика. Сдавала на пятом курсе мехмата, блестяще, на пять, помню, что понимала все и всем наслаждалась. Нынче из всей физики я честно помню и понимаю лишь математическую ее часть, уравнения матфизики, классическую и аналитическую механику, геометрию теории относительности. Все! Остальное – вылетело и выветрилось полностью. С ходу не вспомню даже, что измеряется, например, в фарадах, а фарады ведь есть в школьной программе. Иностранные языки я поддерживаю неплохо, согласна, но – большим усилием воли, читая книги в оригиналах, не то – уверена – тоже не помнила бы уже ровным счетом ничего. Поскольку никаких путешествий для поддержания языков, разумеется, недостаточно, равно как и так называемого «общения с носителями» раз в неделю. Историю с литературой тоже худо-бедно поддерживаю кое-каким чтением, но вот теории грамматики русского языка уже не помню в упор, хотя в свое время поступала на филфак и знала очень прилично. Так вот, я что, могу заменить ребенку целую школу?»

Думая о лучшем для своих детей образовании, я не раз посещала форумы хоум-скулеров. Громкие, но всегда общие слова, всегда одни и те же примеры, вроде: «Основатель Викилинкс не ходил в школу, а путешествовал все детство с бродячим театром по Австралии и стал знаменитым человеком», критика в адрес обычных школ и обычных родителей. Вот, собственно, и все.

Попытки найти статистику – вот тут у хоумскуоеров такие-то достижения по сравнению с обычными школьниками – не увенчались успехом. Да, часто можно встретить ссылки на американские исследования десятилетней давности, что при сдаче экзаменов хоумскулеры в среднем имели более высокие баллы, чем обычные ученики, но тут мне на вспоминается недавний разговор с учителем одной из лучших московских гимназий: «Как-то раз к нам поступили двое детей, которые до этого учились дома. Они хорошо сдали экзамены, и были приняты. Но в сентябре, когда начался учебный год, оказалось, что у них большие пробелы в базовом образовании, нет элементарных навыков, которые закладываются в начальной школе. У обоих детей были большие проблемы с общением, они чувствовали себя в школе некомфортно». Поэтому статистика по оценкам на экзаменах – все-таки не показательна для меня.

Да, возможно, обычная учительница не разглядит будущего великого ученого или писателя и поставит ему двойку за несделанное домашнее задание. Она может сделать замечание за болтовню и даже – хотя у нас это запрещено – выгнать из класса настоящий талант. Нечуткий директор может не выдать аттестат, недалекая комиссия не принять выпускной экзамен у гения, но за всю историю школьного образования подобных случаев было не так много.

В основном те, кто не приживались в школе и говорили потом о собственной неординарности в противовес обыкновенности большинства учеников, не стали ни Моцартами, ни Менделеевыми, ни Эйнштейнами. Наверное, им не повезло, наверное, родители должны были разглядеть внутренний конфликт ребенка и перевести его в другую школу – более подходящую именно ему.

Давайте будем честны – без школы, без системы ребенок не получит фундаментального образования, школа не просто учит «зубрить» – как пытаются показать ее противники, она учит и думать, и анализировать, и искать правильное решение. И этому важно учиться «в команде». Среди таких же, как ты, и в то же время – других. И никакие кружки и музыкалки не заменят школьного общения и навыков совместной деятельности.

Видеть родителей и всех родственников и знакомых в роли учителей – не самый лучший способ построения отношений. И главное, преподавая ребенку курс школьной программы по алгебре, родители хоумскулера противоречат сами себе – они хотели, чтобы их ребенок научился самостоятельности, а в итоге стали просто школьными учителями.

И последнее – можно сколько угодно ругать режим, ранние подъемы, форму и сидение за партой, но, не привыкнув к этому с детства, молодой человек или девушка, вряд ли смогут смириться с этим во взрослой жизни. Да, если они станут художниками, фотографами или писателями, им это может не понадобиться, но если они захотят не просто писать романы, а стать, например, журналистами в хорошем издании, смириться с дедлайнами и строгими редакторами будет крайне сложно.

Поэтому дома пусть будет дом, любящие родители и просто бабушки с пирогами, а школа – в школе.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version