Против чего выступают жители Архангельской области?
В Архангельской области на станции Шиес строится транспортно-разгрузочный узел. Поблизости от него планируется сооружение экотехнопарка – полигона для захоронения московского мусора. Работы начались еще в прошлом году с масштабной вырубки леса.
Местные жители узнали о происходящем случайно, никаких общественных обсуждений проекта пока не велось.
Хранение, утилизация или переработка отходов вблизи поселка Шиес противоречит природоохранному законодательству, поскольку эта территория находится в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (бассейн реки Вычегда). К такому выводу пришли эксперты Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Экологические активисты устраивают различные протестные акции, пытаясь помешать созданию полигона. 4 июня их изгнали со строительной площадки, девять человек были задержаны.
К 15 июня инвестор проекта ООО «Технопарк» завершит подготовку к строительству, после чего площадка будет временно законсервирована. Росприроднадзор изучит проект, начнется государственная экспертиза проектной документации. Инвестор обещает также провести общественное обсуждение планов по созданию экотехнопарка.
Священник о конфликте в Шиесе: ненависти, с Божией помощью, становится меньше
«Только после этого будет принято решение, будет там строиться полигон, или не будет», – подтвердил председатель совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов.
Ввод в эксплуатацию экотехнопарка намечен на февраль 2020 года.
Сколько мусора «производит» Москва, и что с ним обычно делают?
Среднестатистический москвич выбрасывает ежегодно около 350 кг мусора.
Каждый день из города вывозят 9,5 тысячи тонн твердых коммунальных отходов (ТКО).
За год в столице образуется около 5 млн тонн обычного мусора и порядка 2 млн тонн крупногабаритного (например, старая мебель).
Плюс к ТКО столица накапливает еще и промышленные отходы, около 6 млн тонн ежегодно.
Вместе с Подмосковьем Москва «производит» 20% всего российского мусора, сообщила Валерия Коростелева, организатор экологического движения «РазДельный Сбор».
Переработке подвергается лишь 7% ТКО (по данным на 2018 год) и около 59% промышленных отходов.
Полигонов в столице нет, поэтому весь мусор вывозится в другие регионы. В основном, в Подмосковье. Там захоранивают 10-11 млн тонн мусора в год, 60% этой массы – московские отходы.
В прошлом году подмосковные полигоны перестали справляться с такой нагрузкой. Свалки работали на грани возможностей, а местные жители требовали их закрытия.
Правительство Подмосковья обещает в ближайшее время создать комплексы по переработке отходов. Кроме того, к 2022 году в регионе должны построить четыре мусоросжигательных завода с мощностью переработки 700 тысяч тонн в год каждый.
В Шиес планируется вывозить ежегодно порядка 500 тысяч тонн отходов.
Какие именно отходы собираются везти в Архангельскую область?
Согласно информации, размещенной на сайте проекта экотехнопарка «Шиес», сначала мусор будет доставляться в экокластер на территории Люберецких очистных сооружений. Пока что этого объекта нет, под него только выделено место.
В экокластере мусор будут измельчать, потом сортировать, спрессовывать и упаковывать в брикеты. Этот процесс будет происходить в полностью закрытом помещении, предусмотрено использование различных технологий фильтрации воздуха.
Отходы будут покидать Люберецкие очистные сооружения уже герметично упакованными и погруженными в железнодорожные вагоны. В таком виде их будут доставлять в Архангельскую область и захоранивать на полигоне в экотехнопарке «Шиес». В дальнейшем территорию обещают рекультивировать: то есть вырастить лес на поверхности свалки.
В основе концепции – технология, представленная шведской компанией Flexus. Брикетированные отходы не будут контактировать с кислородом и водой и превратятся в «инертный материал». Однако подтвержденный срок годности пленки, в которую собираются упаковывать ТКО, – только 30 лет.
На место конфликта из-за свалки в Архангельской области направлены священники
Предполагается, что в будущем появятся технологии, которые позволят переработать вывезенные отходы, и Архангельская область окажется обладательницей ценного вторсырья.
«На самом деле это будет просто спрессованная и упакованная обычная помойка, – говорит Валерия Коростелева.
– Если нет раздельного сбора, то никакие новые технологии не помогут рассортировать и переработать грязный перемешанный мусор. Все вторсырье, которое там может быть, окажется испорченным. Переработать содержимое полигона не получится и в будущем».
Безопасно ли хранение отходов на полигоне?
Для того, чтобы защитить грунтовые воды от загрязнения, под полигоном в Шиесе планируется соорудить экран. Он будет состоять из песка, щебня и двух слоев геосинтетических материалов, обладающих гидроизоляционными свойствами.
«Если дно у полигона будет покрыто геотекстилем, это не сделает его безопасным, – считает Валерия Коростелева. – В Архангельской области много болот, это все осложняет. Здесь фильтрат с тела полигона будет просачиваться в грунтовые воды в большем количестве, чем, допустим, в Подмосковье.
Между тем любой полигон – это смесь неизвестных составляющих. В мусор попадает все, что угодно, в том числе опасные отходы».
А как в Швеции?
Как сторонники, так и противники проекта ссылаются на европейский опыт. Технология брикетирования отходов используется в Европе уже более 30 лет и широко распространена, утверждает сайт экотехнопарка «Шиес». В Швеции этот способ хранения ТКО начали применять в 1986 году.
Брикетированные отходы используются в Европе для вторичного производства пластика, полимеров, грунта и выработки топлива. По данным за 2016 год, 30% европейского мусора перерабатывается, а 25% продолжают поступать на полигоны.
«Действующие экотехнопарки имеются в непосредственной близости от таких городов, как Джерси-сити (США), Гетеборг и Лидчепинг (Швеция), Агд, Ним и Порто-Веккьо (Франция), Любляна (Словения), Тимишоара (Румыния), Цвайбрюккен (Германия)», – пишет «Лента.ру».
«Ни в Швеции, ни в Любляне на полигоны не везут смешанный мусор.
Туда везут безопасные сухие отходы на хранение до открытия новых технологий переработки», – подчеркнула Валерия Коростелева.
На шведские свалки попадает менее 1% всех бытовых отходов, пишет Colta.ru. Примерно половина сжигается на мусоросжигательных заводах для выработки тепла и электроэнергии, остальное перерабатывается. Население всячески поощряют сортировать мусор, а вокруг переработки вторсырья вырастает «целая экосистема бизнесов»: продажа свинца, полученного из аккумуляторов, изготовление из шин волокна для напольных покрытий и искусственных футбольных газонов, а лопаток для уборки за собаками – из старых газет.
Что хуже – полигон или мусоросжигательный завод?
«Мусоросжигание очень опасно с точки зрения выбросов, – говорит Валерия Коростелева. – Даже самые крутые европейские заводы выбрасывают в воздух опасные соединения, которые не улавливаются фильтрами, но зато вызывают у людей рак, заболевания дыхательных путей и нервной системы.
В Северной Европе существует проблема с загрязнением окружающей среды от мусоросжигательных заводов. Это подтверждают доклады, сделанные на уровне Еврокомиссии».
«Мусоросжигание стоит очень дорого, – продолжает она. – Завод окупается только через 25 лет, и все это время муниципалитеты обязаны поставлять ему неснижаемое количество мусора.
Получается ловушка: вы строите завод, а потом не можете создавать циклическую экономику, потому что должны поставлять ему мусор.
Между тем после сжигания все равно остается 30% отходов, которые еще более опасны, чем обычный смешанный мусор. Это токсичная зола и шлак».
К слову, Швеция ежегодно покупает для своих мусоросжигательных заводов 700 тысяч тонн отходов в других странах.
Как надо обращаться с отходами, по мнению экологов?
«На те деньги, которые собираются потратить на строительство полигона в Архангельской области, можно было бы организовать в Москве отличную систему раздельного сбора», – уверена Валерия Коростелева.
Что нужно делать? «Во-первых, поставить во дворах контейнеры для раздельного сбора мусора, – говорит она. – Во-вторых, организовать сбор опасных отходов в каждом районе Москвы, а не как сейчас, когда градусник можно сдать только в одном месте на весь город.
В-третьих, создать в каждом районе экоцентр, где принимали бы вещи, в том числе мебель, в нормальном состоянии, а также редкие отходы, то, что образуется не каждый день, например, шины, мусор после ремонта.
В-четвертых, информировать жителей, как всем этим пользоваться, и зачем это нужно.
В-пятых, ввести дифференцированный тариф для тех, у кого нет раздельного сбора, и для тех, у кого он есть. Жители и организации, которые уменьшают количество смешанного мусора и тем самым повышают качество вторсырья, могли бы платить меньше».
Нерационально тратить средства на перевозку мусора по железной дороге, нужно разбираться с ним на месте и получать доход от переработки, добавила организатор экологического движения «РазДельный Сбор».
Власти Москвы планируют внедрить систему раздельного сбора к 2022 году, сообщил руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский. «Каждый житель сможет разделить отходы дома и положить их в тот или иной контейнер», – добавил он.
Мусорная реформа
С начала 2019 года в России проходит так называемая мусорная реформа. Одним из ее результатов должно стать строительство 200 современных мусороперерабатывающих комплексов к 2024 году. Ежегодно должно вводиться в строй примерно по 40 из них.
Согласно национальному проекту «Экология», количество ТКО, отправляемых на переработку, должно возрасти с 7% (по данным на 2018 год) до 60% к 2024 году.