Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Щелкунчик» – сказка для богатых? Кто мог позволить себе театры под Новый год 100 или 200 лет назад

Каждый год в декабре в прессе возобновляются «скандалы, интриги, расследования», связанные с продажей билетов Большого театра. Туда и в серые будни попасть непросто, но купить билеты на премьеру или на «Щелкунчика» перед Новым годом – совершенно нереально. Во всяком случае, для обычного зрителя. А был ли доступен Большой раньше? Кто, как и за какие деньги мог позволить себе посещать лучшие театры страны?

«Щелкунчик», отчетно-выпускной спектакль Красноярского хореографического колледжа, в Государственном театре оперы и балета им. Дмитрия Хворостовского в Красноярске. Фото: Илья Наймушин/РИА Новости

В первые российские театры («позорища», как они тогда именовались) зрители, прямо скажем, не ломились. Во-первых, это было развлечение исключительно для царской семьи и приближенных. А во-вторых, театральное представление при Алексее Михайловиче или даже Петре Алексеевиче было удовольствием на любителя; любителей же семь-восемь, а то и десять часов смотреть, как пляшут и поют на непонятном языке худородные католики и лютеране, среди бояр было немного.

К концу XVIII века в стране было уже немало театров казенных и частных. Частные театры того времени явление сколь отрадное (как движение к культуре), столь же и постыдное – в большинстве своем они были крепостными. Держать собственную труппу из крестьян было престижно и прогрессивно, у одного только графа Шереметьева их было четыре – по труппе в каждом крупном имении.

Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей.
Сам погружен умом в зефирах и в амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!

Эти злые и горькие слова были вложены в уста своего героя Александром Грибоедовым.

Даже в начале XIX века, при просвещенном Александре I, императорские театры пополняли свои труппы, скупая «зефиров и амуров» у поиздержавшихся бар.

Что показывали в те годы в российских театрах? Переводы иностранных пьес, вольные переводы иностранных пьес, переложения иностранных пьес, подражания иностранным пьесам. Французский сюжет пытались привить на русский подвой, но в результате по сцене ходили персонажи с невозможными именами, действие происходило в никогда не бывшее время и в нигде не бывшем месте, и в целом все было бесконечно далеко от интересов русского зрителя. Тем не менее в театр ходили: там музыка, там свет, там забавно говорят и ходят, и самое главное – там публика, нужные и важные люди.

Ложи блещут

Зрительный зал Большого театра в Москве (1856). На переднем плане Императорская ложа. Художник – Михай Зичи

Театр в XIX веке был не только развлечением, но и важной частью жизни человека из общества, почти что обязанностью. Туда ходили не только посмотреть постановку, но и пообщаться с людьми своего круга, узнать сплетни и новости, продемонстрировать собственную состоятельность. 

Зрительный зал был расчерчен и разделен соответственно Табели о рангах. На первых рядах в партере – высшие государственные чиновники, включая министров и послов, дальше в глубину зала – офицеры и просто состоятельные граждане. Долгое время партер был отделен от более дальних рядов кресел барьером, так что публика из разных социальных слоев не смешивалась.

В первой половине XIX века в партере, к слову, сидели только мужчины, дамы появлялись лишь в ложах и только в сопровождении мужчин или старших родственниц. В ложи вели отдельные входы, так что зрители могли в любое время войти или выйти, не привлекая лишнего внимания. Перед входом в ложу из общего коридора могла быть еще аванложа, где можно было накрыть стол с закусками и прохладительными напитками, где могла дожидаться прислуга. А к императорской ложе в Александринке была пристроена целая миниатюрная квартирка из нескольких комнат с отдельной уборной. В ложах шла своя жизнь: в их уютном полумраке злословили, строили куры, заключали сделки, пари и тайные союзы, влюблялись и расставались навеки.

В 1860-х годах на фоне общего смягчения нравов при Александре II театральный этикет стал проще. В партере стали появляться дамы, а в глубине зала – те, для кого раньше входа сюда не было: мелкие торговцы, низшие чиновники, студенты, женщины-эмансипэ без сопровождающих. Для такой публики существовала галерка.

Галерка, она же раёк – верхние ярусы галереи, опоясывающей зрительный зал с трех сторон. Чем выше ярус, тем проще публика. Там было тесно и душно от поднимавшегося кверху жара свечей и дыхания, лиц актеров было почти не разглядеть с высоты. Как правило, на галереи вел отдельный вход, чтобы беднота не путалась под ногами у чистой публики. Зато билет в раёк стоил порой в сто раз дешевле, чем в первых рядах партера!

Сколько стоили театральные билеты?

Слева – цены на билеты в Большом театре, конец XIX – начало XX века. Справа – афиша 1836 года первого спектакля «Ревизор» в Большом театре. Фото из Музея Большого театра / РИА Новости

Во второй половине 1750-х за посещение представления Русского театра Федора Волкова (еще даже не имевшего собственного здания, спектакли шли в доме Головкина на Васильевском острове, где позже была построена Академия художеств) брали два рубля в нижнем ярусе и рубль в верхнем. Деньги по тем временам большие (пуд зернистой икры!), но и зрители в те годы еще сплошь родовитые и состоятельные.

С расширением сословного состава публики изменилась и структура цен.

В петербургском Малом театре на Фонтанке (ныне – БДТ им. Товстоногова) при ремонте нашли билеты посетителей райка рубежа XIX–XX веков. На билетах цены: в средней галерее (по центру зала) – 55 копеек, в боковой – всего пять. Кроме того, платным был гардероб – для посетителей галереи в пределах двух-пяти копеек. К слову, на каждом билете типографским образом указано: «Место для марки», – конечно, не почтовой, а вроде нынешней акцизной – она свидетельствовала об отчислениях с каждого билета в казну. И что интересно, на найденных билетах марок не было.

В те же годы билеты в Мариинский театр стоили от 22 копеек до почти 19 рублей за балетный спектакль, от 27 копеек до 24 рублей за оперный. В Большом театре Москвы можно было побывать на утреннике за 30 копеек, на вечернем спектакле в ложе бенуара, где самый удачный обзор, за 25 рублей по обыкновенной цене и за 31,50 по «возвышенной». Но легко ли было купить эти билеты?

Якупчики и «жужжалки»

Сцена из балета Петра Чайковского «Спящая красавица» в постановке Большого театра, 1899 год. Фотохроника РИА Новости
Сцена из балета Петра Чайковского «Спящая красавица» в постановке Большого театра, 1899 год. Фотохроника РИА Новости

К концу XIX века спрос на театр вырос невероятно. И покупка билетов стала очень непростым делом. Легко было только завсегдатаям со связями, богатым и знатным горожанам – они приобретали сразу годовой абонемент в ложу, могли появляться там на любом интересующем спектакле с семьей и друзьями. Но стоило это очень дорого.

Рядовому зрителю, желающему провести пару вечеров в месяц в компании с Мельпоменой, Талией или Терпсихорой, приходилось нелегко. В лучшие театры страны – Большой в Москве, Мариинский и Александринский в Петербурге – очередь в кассу занимали с ночи. К утру промерзшая и обозленная толпа готова была брать кассы штурмом, так что полицейским приходилось ночевать в театре, чтобы отражать утренний натиск любителей прекрасного.

Правда, большинство стояльцев составляли, как правило, люди, известные под названием «жужжалок» – низшее звено пищевой цепочки театральных перекупщиков. Дело «жужжалок» – выстоять очередь, купить билеты, сколько дозволяется в одни руки, сдать их барышнику, а вечером вновь тереться у театра – «жужжать», предлагая лишний билетик.

Большую часть билетов барышники реализовывали по знакомым – именно так места в зале доставались многим любителям театра. Барышники составляли хорошо выстроенную и управляемую систему, во главе которой стоял самый крупный, самый опытный, самый цепкий и ловкий барышник. В Москве это было клинский мещанин по фамилии Якупчик, отчего и всех московских барышников стали именовать якупчиками, в Петербурге – тверской крестьянин Николай Корольков, по его имени называли барышников питерских. Барышники зарабатывали в месяц сотни, Якупчик и Корольков – тысячи. «Жужжалкам» доставались жалкие копейки.

Власти неоднократно пытались бороться с перекупщиками билетов. В Петербурге придумали продавать билеты по билетикам, которые выдавали через полицию. Народ назвал систему «лотереей» и поначалу поддержал, но скоро заговорили, что барышники подкупили и полицию тоже, и бо́льшая часть билетиков на билеты уходит в руки перекупщиков. «Лотерею» отменяли и вводили снова, барышников вылавливали и нещадно штрафовали, в Москве с помощью сыскной полиции удалось переловить добрую половину спекулянтов, но изменить ситуацию так и не получилось.

После революции

Заключительное заседание II-го Конгресса Коминтерна в зале Большого театра. 7 августа 1920 года. Из фондов Музея Революции в Москве. Фотохроника РИА Новости
Заключительное заседание II Конгресса Коминтерна в зале Большого театра. 7 августа 1920 года. Из фондов Музея Революции в Москве. Фотохроника РИА Новости

Ситуация изменилась после революции 1917 года. Кто-то из участников процесса (по обе стороны от рампы) покинул Россию, кому-то зрелищ вполне хватало в жизни. На первое место вышли другие ценности. Так что, в театры ходили, но бешеных денег платить было уже некому.

В мае 1918 года в театре Корша в Москве билет на 15 ряд партера стоил 6 рублей – одна сотая часть от зарплаты среднестатистического служащего. В Ярославле осенью того же года можно было посмотреть спектакль за два рубля с последнего ряда партера или за 20 с первого. В 1920 году билеты стоили уже 70–80 рублей, при этом фунт хлеба – 275 рублей. Пища духовная оказалась дешевле телесной.

Помимо этого, по требованию властей, огромное количество билетов театрам приходилось раздавать даром красноармейцам и профсоюзам, устраивать и вовсе бесплатные показы. Бархатные кресла партера впервые попирались тощими фигурами в латаных штанах, в залах стоял густой дух трудового пота, махорки и перегара.    

Билетной мафии здесь нечего было делать. Тем не менее театральные залы наполнялись. Даже в блокадном Ленинграде все так же шли спектакли, и в Мариинке все так же распродавались все места.

В 1940–1950 годах цена билетов в партере Мариинского – 28 рублей, в ложе – 17–19 рублей, а в 1960-х – «всего» два девяносто. В реальности, цена скорее выросла, чем снизилась: два девяносто после деноминации 1960–1961 годов – это 29 «старыми». Цены держались примерно на том же уровне и в 1970-х, и в 1980-х, и еще перед распадом СССР можно было насладиться балетом в первом ряду прославленного театра всего за четыре пятьдесят. Теоретически.

Театральная мафия возрождается

Сцена из спектакля «Гамлет» в постановке Театра на Таганке. Владимир Высоцкий в роли Гамлета (справа), Александр Пороховщиков в роли Клавдия (слева), 29.11.1971
Сцена из спектакля «Гамлет» в постановке Театра на Таганке. Владимир Высоцкий в роли Гамлета (справа), Александр Пороховщиков в роли Клавдия (слева), 29.11.1971.Фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости

В реальности с приходом оттепели 1960-х в стране резко активизировалась духовная жизнь во всех ее проявлениях, и публика вновь повалила в театры. И вновь оказалось, что просто так купить билеты можно далеко не везде. Часто они распространялись централизованно. Например, львиная доля билетов в Большой распределялась через «Интурист», они просто не появлялись в обычной продаже. И вокруг нового советского театра сформировалась новая советская мафия.

Чтобы попасть в Большой, БДТ, Театр на Таганке или в «Современник» на особо популярную постановку, как, например, «Гамлет» с Владимиром Высоцким, за билеты переплачивали порой в двадцать раз. Театральные билеты в обществе тотального дефицита становились валютой: ими расплачивались с нужными людьми, благодарили, давали взятки. В роли «жужжалок» у театральных касс выступали теперь студенты, а барышники назывались барыгами.  

Спекуляцией билетами занимались не только темные личности, но и руководство театров и даже члены творческих коллективов. С одной стороны, часть билетов продавалась без учета, и битком набитый зал по документам проходил как полупустой. С другой стороны, существовала традиция организации нелегальных концертов и творческих вечеров по всей стране, наглядно показанная в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Считалось, что выступление организуется с бесплатным входом для работников какого-то предприятия, в реальности половина билетов продавалась спекулянтам и через них с наценкой шла в руки сторонних зрителей.

Можно ли сделать театр доступным для всех

Выступление артистов Василеостровского театра на народном гулянии 1895 год
Выступление артистов Василеостровского театра на народном гулянии, 1895 год

Неужели театр действительно не может стать по-настоящему доступным для всех? Ведь он давно уже перестал быть только развлечением для пресыщенной публики, это мощная воспитательная и образовательная сила, способная сделать человека чище, выше, прекраснее. Почему бы не сделать театр почти или совсем бесплатным, не предоставить возможность каждому припасть, так сказать, к живительному источнику искусства?

Еще в 1895 году в стране образовалось Общество попечительства о народной трезвости, главной задачей которого было оторвать народ от другого живительного источника. Пьянство – хроническое, тяжелое, с самыми страшными и безобразными последствиями – приобрело к этому времени неслыханный раньше масштаб.

Общество решилось противопоставить пьянству осмысленный и интересный досуг – образование, чтение. И театр. При Николае II на государственные ассигнования и пожертвования в разных городах страны стали открываться народные дома – что-то вроде клубов или домов культуры, предлагающие целевой аудитории – рабочим, студентам, мелким служащим и торговцам – культурное времяпровождение за минимальные деньги или вовсе даром.

Самый большой и прекрасный Народный дом открылся в Петербурге на Кронверкском проспекте. Изначально в нем был создан театральный зал на полторы тысячи человек, позже пристроили Оперный зал – просторное и в высшей степени современное сооружение, спроектированное по последнему слову дизайна и архитектуры, оснащенное по последнему слову техники. Он вмещал уже три тысячи человек. И если билеты даже в партер и ложи отличались крайне демократичными ценами (за 50 копеек можно было посмотреть спектакль с довольно приличного места), то на самый верхний ярус пускали вовсе бесплатно!

О зале перед открытием много писали, и особо подчеркивалась его пожаробезопасность, которую обеспечивали технические новинки в сфере пожаротушения и эвакуации – множество пожарных рукавов, одновременное открывание всех дверей и пр. Но, как «совершенно непотопляемый» «Титаник» утонул в первом же рейсе, так в том же 1912 году «несгораемый» зал сгорел на второй день после открытия. Системы пожаротушения не сработали.

Зал, видимо, все же был восстановлен, и работу в Народном доме продолжили целых три труппы – драматическая, оперная и балетная. На сцене Оперного зала до самой революции выступал Федор Шаляпин. В этот театр можно было купить билеты незадолго до представления – как на места, так и стоячие.

Чуть менее блистательным, но тоже успешным проектом был Народный театр на Васильевском острове, созданный силами питерских заводчиков и фабрикантов. Получилось не сразу – театр закрылся, продержавшись всего сезон, но вскоре был найден другой организатор, и с 1889 года театр работал, неизменно собирая полный зал.

А если совсем бесплатно

Артисты театра рабочей молодежи во время выступления с инсценировкой «Сплетнефон» на площади одного из городов. 1930-1932 гг. СССР, точное место съемки не установлено. Фото: Николай Кубеев/Фотохроника ТАСС
Артисты театра рабочей молодежи во время выступления с инсценировкой «Сплетнефон» на площади одного из городов. 1930–1932 гг. СССР, точное место съемки не установлено. Фото: Николай Кубеев/Фотохроника ТАСС

В раннем СССР попытались пойти еще дальше и создать театры, в котором не только зритель не платил бы за вход, но и актеры работали бы за «спасибо». В массы была запущена идея, что, отработав смену у станка, практически всякий вечером может перевоплотиться в актера и достойно отыграть на сцене. Так появились ТРАМы – театры рабочей молодежи, состоявшие исключительно из любителей.

Участвовать в таких проектах было очень весело – юноши и девушки творчески реализовывались и попутно влюблялись. А вот создать таким образом по-настоящему качественное зрелище внезапно оказалось непросто. Вдруг выяснилось, что для этого нужны настоящие авторы, режиссеры, артисты, нужна профессиональная подготовка.

Одним из немногих ТРАМов, достойно переживших переход из любительской лиги в профессиональную, оказался московский. Там быстро закончили эксперимент с самодеятельностью и пригласили специалистов: в театре работал Михаил Булгаков, музыку писал Исаак Дунаевский, с актерами занималась дочь Мейерхольда Ирина Хольд и т.д. Со временем театр стал одним из лучших в стране – сегодня мы знаем его под именем Ленком.

А что же «Щелкунчик»

Артисты Ольга Гришенкова в роли Мари и Евгений Зыбин в роли Щелкунчика-принца в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича на Большой сцене НОВАТа, Новосибирск
Артисты Ольга Гришенкова в роли Мари и Евгений Зыбин в роли Щелкунчика-принца в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича на Большой сцене НОВАТа, Новосибирск. Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Надо полагать, на премьеру балета «Щелкунчик» в 1892 году в Мариинском театре билетов тоже было не достать, за них бились в ночных очередях и переплачивали барышникам. Но премьера петербуржцев скорее разочаровала, как ранее разочаровало «Лебединое озеро». Писали, что балет поставлен слишком роскошно, за гранью хорошего вкуса, что он детский и взрослому зрителю не интересен, что постановка смертельно скучна. И все бы ладно: неуспех премьеры можно списать на огрехи первой постановки, мы с вами ее не видели и судить не можем. Но писали ведь – внимание! – что и музыка слишком слаба!

Понадобилось время, чтобы шедевр Чайковского оценили. Чтобы были созданы более совершенные его постановки, ставшие каноническими – Василия Вайнонена в Мариинке и Юрия Григоровича в Большом. В целом же, балет живет на главных российских сценах уже больше 130 лет и окончательно утвердился в роли главного предрождественского и предновогоднего спектакля. Поход на «Щелкунчика» стал еще одной зимней традицией.

Просто вычеркните из нее борьбу за билеты в самый-самый главный театр на самую-самую историческую сцену. Оставьте это тем, для кого дорогая ложа в престижном театре остается свидетельством собственного преуспеяния. Громкие имена и раскрученный бренд не гарантируют хорошего спектакля, как их отсутствие не является залогом неудачной постановки.

«Щелкунчика» перед Новым годом дают, кажется, все балетные труппы страны – от детских и любительских до профессиональных. На «неглавные» постановки даже в Москве до сих пор можно попасть за 600–800 рублей. Сходите сами, покажите эту прекрасную сказку своим детям. Тем, кто любит театр, а не «себя в театре», он все еще доступен.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?