Мы уже неоднократно писали о программе «12 шагов», однако на сайт продолжают поступать недоуменные вопросы. В частности, наших читателей смущает, что формулировка «Бог, как я Его понимаю» слишком неопределенна. «Одни понимают под Богом Иисуса Христа, другие Кришну, третьи Аллаха и т.д. В итоге совместная молитва в конце занятий имеет откровенно экуменический характер», — пишет один из них. Другой считает, что разумная критика этой программы воспринимается членами АА-сообщества в штыки, «словно они (члены АА-сообщества) уверовали не в Бога, а в саму программу». Третьего беспокоит, что группа анонимных алкоголиков (АА)– это на всю жизнь. А у кого-то «закрытость» групп АА ассоциируется с сектой. Разрешить все эти недоумения мы попросили руководителя программ психологической и социальной реабилитации Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, руководитель подкомиссии по проблемам алкоголизма и наркомании по Москве, насельника Данилова монастыря иеромонаха ИОНУ (Займовского) :
— Как-то раз наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексей спросил у одного человека, который не пьет какое-то время, но пережил уже две белые горячки, ходит ли тот в группу анонимных алкоголиков?. Тот ответил, что нет, что он выздоравливает в Церкви. На что отец наместник заметил, что в Церкви не выздоравливают от алкоголизма, в Церковь приходят ко Христу. А выздоравливают от алкоголизма на группах анонимных алкоголиков. «Ходи туда, если ты не хочешь сорваться и умереть. Третья белая горячка может стать последней». Мне очень жаль, что в православной среде к программе «12 шагов» по прежнему относятся с предубеждением. В то время как надо работать над ее развитием, приходится доказывать ее полезность и эффективность. Программу «12 шагов» и в России, и за рубежом я изучаю уже более семи лет. С учетом мнения врачей могу еще раз заявить — она не имеет никакого отношения к секте. Она существует в России около 20 лет и более 70 лет во всем мире, она спасла жизнь миллионам людей. Вполне вероятно, что поначалу кого-то настораживают некоторые американские традиции, когда для совместной молитвы люди берутся за руки или формулировка: «Мы приняли решение передать нашу волю и нашу жизнь под защиту Бога, как мы его понимаем». Но в каждом сообществе есть свои изъяны и свои особености. Уже приходилось говорить и еще раз повторю: размытое понятие Бога было введено, когда в группы АА стали приходит неверующие люди. Тем более, что первые переводы программы на русский язык были не совсем точны.
Более точный перевод этой фразы таков: «…под защиту Бога, насколько каждый Его понимает». По поводу этой формулировки высказался даже и Святейший Патриарх, заметив, что она не должна нас смущать. И в своем послании к московской пастве 18 мая, в день празднования иконы «Неупиваемая Чаша» Святейший еще раз подтвердил, что приветствует создание групп самопомощи на приходах и в монастырях Москвы, и благословляет продолжать это доброе начинание. А архиепископ Истринский, викарий Московской епархии Арсений на открытом собрании Анонимный Алкоголиков, которое проходило собрании в доме наместника Данилова монастыря, состоявшемся 24 июля этого года и посвященном созданию новой группы «Надежда», выразил сожаление, что наше священство недостаточно активно в помощи наркозависимым и алкоголикам. Между тем католические священники в России ведут себя иначе. В двух московских костелах есть группы АА. И сами анонимные алкоголики говорили мне, что никаких проблем в предоставлении помещений с католическими священниками у них не было. В итоге часть людей из этих групп стала прихожанами костелов.
— Но все-таки, что вы думаете о нечеткости формулировок?
— Представьте себе, человек с расквашенными алкоголем или наркотиками мозгами и жизнью, придет в такую группу и ее члены будут говорить ему о Боге. А сами станут сплетничать друг о друге, скупиться на общую кружку (неизбежные расходы на чай и т.д.), не будут отдавать себя работе в группе, не будут служить ей (решать организационные вопросы), он скажет — я не хочу такого Христа! Почему вы все время прикрываетесь Христом? Но если он увидит, что члены группы действительно ведут себя как христиане, что их слова о Боге подтверждаются их жизнью, то новые члены АА почувствуют, что их никто не обманывает и постепенно, без всякого давления со стороны новых друзей придут к пониманию, что Высшая сила и есть Христос. Нужно понять душу алкоголика, понять — этот человек тяжело больной. Его сразу «грузить» богословием опасно и небезвредно.
Нужно подождать, когда его душа начнет оживать, преодолевая свой духовный кризис. В Содружестве АА, как зеркале, выявляется духовный потенциал каждого человека.
И такие факты, когда выздоравливая, люди приходят в Церковь и становятся ее чадами, происходят на моих глазах.
Программа «12 шагов» тем и хороша, что универсальна. В ней нет ничего, что отвращает от Бога. Наоборот, если человек не принял Бога, не участвует в жизни Церкви, то его выздоровление весьма сомнительно .
И хватит разговоров, давайте работать Я призываю священников, и самих членов сообщества православных людей к большей активности. Для занятий групп нужны помещения. Связаться с сообществом можно по телефону справочной анонимных алкоголиков, 185-40-00.
Теперь о так называемой «закрытости». Вы поймите, что не все алкоголики готовы делиться своими проблемами с неизвестными им людьми, которым вдруг заблагорассудилось прийти на занятие данной группы. Например, у меня есть друг, священник. И он болен алкоголизмом. Вряд ли ему захочется, чтобы на собрание пришел корреспондент «Милосердия.ru» или какой-нибудь его знакомый оказался в курсе его трагической проблемы. Закрытость необходима как средство самозащиты, а не самоизоляции.
Но, тем не менее, у каждой группы есть день, когда проходит открытое собрание, на которое может прийти любой человек (обычно раз в месяц). Есть группы, где все собрания открытые. Например, группа «Тиль» при Новоспасском монастыре или «Новый Свет».
— Действительно ли критика работы группы встречается ее членами в штыки?
— Мне известен такой факт. В сообществе АА есть так называемая «интергруппа», которая так же состоит из выздоравливающих алкоголиков и которая взяла на себя общую координацию всего АА-сообщества Москвы. Так вот, ее координаторы отказывались включать те группы, где читается молитва «Отче наш», в общий список АА-групп, т.к. они якобы нарушают традиции. Похоже, в своем желании встать во главе сообщества, они забыли, что каждая группа сама решает, яляется ли она частью содружества АА или нет и какую молитву следует читать на собрании. И теперь сообщество приняло решение создать ещё одну интергруппу ,которая будет выполнять свои прямые обязанности, а не вносить смуту в итак слабое содружество.
В большинстве же случаев все целиком взято у американцев вместе с их традициями. Например, люди держатся за руки или, как хоккеисты, обнимают друг друга за плечи при чтении молитвы, хлопают в ладоши, подбадривая и приветствуя выступающего. Все это американцы придумали для себя, им это понятно и естественно для них. Но пока нет никаких разумных предложений, как сделать программу полностью совместимой с нашим менталитетом.
Я лично считаю, что у нас могут быть разные группы с разными традициями. Для примера, в Нью-Йорке существует 1400 групп АА, они работают в разное время. Есть такие группы, где занятия проходят утром, до работы, есть дневные. Я знаю, что в Америке некоторое группы собираются в кинозале, и те, кто хочет выступить, выходят по очереди на сцену.
В Англии есть группы, собирающиеся даже в кафе (ланчевые группы). Люди приходят на занятия прямо с бутербродами и стаканом кофе.
Группа на всю жизнь?
— Как вы относитесь к тому, когда наркозависимые говорят, что группы АА на всю жизнь?
— На вышеупомянутом собрании группы «Надежда» владыка Арсений спросил (когда на собрании люди представлялись – я Маша алкоголичка, я Иван Иванович алкоголик), зачем же так себя называть? И один из участников ответил, что у него было два года трезвости, и он счел, что теперь уже не алкоголик, что он выздоровел. А значит опять может выпить, и как другие люди. В итоге он вновь оказался в наркоологической больнице. Если человек называется себя алкоголиком, это не значит, что он плохой. У нас предвзятое отношение к самой проблеме алкоголизма. Алкоголизм — это хроническое прогрессирующее заболевание. И на сегодня его нельзя иполностью злечить, но можно приостановить, также как диабет, как рак. И сообщество АА помогает в ее лечении как ничто другое .
— Нам известно, что в некоторых группах молитва в конце занятия может быть как стакан чая, как элемент ритуала.. Главное же для ее участников — пообщаться на заявленную тему…
— Группы АА, как и другие общественные структуры, отражают духовность нашего российского общества, его срез. И ее члены порой производят впечатление поверхностных, бездуховных и безбожных людей, которые приходят лишь «потусоваться». В итоге совместная конструктивная работа по оздоровлению заменятся болтовнёй. Вот почему так важна инициатива Церкви в организации таких групп.
Я бы выделил три проблемы групп АА: первое – это недостаточная активность самих членов сообщества в стремлении выздоравливать, подмена этого процесса приятным препровождением времени. Второе — это нежелание самих членов группы брать на себя организаторские обязанности (в каждой должны быть председатель-координатор, секретарь, казначей, ответственный за чай). В частности, в группе «Преображение» при Даниловом монастыре, около пяти лет уже нет координатора группы, есть только секретарь.
И третье — нежелание государственных структур, имеющих свободные помещения, сотрудничать с сообществом АА.
Православные группы АА
— Есть ли в Москве группы, куда может прийти человек, которому уже не надо объяснять, что спасает его Христос?
— Есть. Это группа «Рехавит» (в ветхозаветной истории Рехавиты не пили вина (Иер. 35)), ее организовали православные выздоравливающие алкоголики. Но там не насилуется религиозная свобода человека и подразумевается, что туда может прийти человек не церковный, не верующий или человек другой религии. Я был на ее открытых собраниях и скажу, что там явственно ощущается духовная атмосфера. Если бы там не было Бога, не было бы света в глазах ее участников, не было бы выздоровления. И не было бы того, что люди остаются трезвыми, обретают веру и приходят в Церковь. В эту группу приходит большое (до 50 человек) количество людей. Там созданы настолько замечательные, комфортные, как сейчас говорят, условия. Это выражается в том, кто и как проводит собрания… Очень важен такой момент — вовремя ли подают чай, хватает ли места для всех? Вовремя ли начинается собрание, вовремя ли заканчивается? Уровень высказываний (люди говорят о Боге, о выздоровлении, о программе) говорит о том, что здесь действительно хотят выздоравливать, а не только избавляются от своего «негатива», накипи на душе (когда нет никакого движения вперед, а есть сплошное пережевывание своих проблем).
Есть группы, которые не являются православно-ориентированными, но туда приходят многие православные христиане. Это группа «Благовест» в Сергиевом Посаде, группа АА при храме св. Космы и Дамиана в Шубине, группа для родственников алкозависимых «Лествица» в храме Малое Вознесение (подробнее см. здесь). Есть группы, где вместо молитвы о душевном покое в конце занятий все читают молитву «Отче наш» (группа «Новый свет»).
Пользуясь случаем, хотел бы проинформировать посетителей сайта, что в ноябре Центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре планирует провести ряд мероприятий, приуроченные к празднованию иконы Христа Спасителя «Лоза истинная» (эта икона создана выздоравливающими от различных зависимостей для страждущих от алкоголизма, наркомании, игромании и др. различный зависимостей, а также их страдающего окружения и тех, кто трудится на ниве помощи этим несчастным). К ним относятся крестные ходы, молебны перед иконами «Лоза Истинная» и «Неупиваемая Чаша», беседы с прихожанами, проповеди, лекции и беседы в СМИ, лекции и беседы в светских образовательных школах. На эти мероприятия мы планируем привлечь представителей властных структур и бизнеса.
Понимаете, очень не хочется, чтобы слова Святейшего Патриарха о том, что если Русская Православная Церковь не будет сотрудничать с анонимными алкоголиками и анонимными наркоманами, то ими займутся секты, оказались пророческими.
Беседовал Алексей РЕУТСКИЙ
Напоминаем читателям, что в молодежном центре при Даниловом монастыре (в двухэтажном здании напротив Данилова монастыря) в рамках работы центра «Метанойя» по субботам в 14-00 проходят занятия с наркозависимыми. Нуждающиеся с любыми проблемами зависимости могут позвонить по телефону 8-926-210-17-98 (среда, четверг, пятница, с 19 до 22) и записаться на прием.