Мы не раз писали о детском доме для детей-инвалидов в Южном Бутово. Сегодня мы продолжим рассказ о самом тяжелом отделении, где находятся лежачие детишки, которых реабилитируют сестры милосердия. Cестры приходят ежедневно по 2-3 человека и находятся здесь с 9 до 20 часов. Одна из сестер помогает выполнять врачебные назначения – закапывает капли в нос, дает лекарства, промывает глазки. Остальные занимаются собственно реабилитацией. Мы рассказывали о том, что сестры взяли на себя одну палату – 12 детей, двоих из них через некоторое время перевели в другое отделение, так как детишки научились самостоятельно кушать и ходить, и сейчас сестры взяли на себя еще одну палату – еще 12 человек.
Расскажем о нескольких новых детишках. Во-первых, Кирилл – ему 8 лет, его перевели в эту лежачую палату как бесперспективного, то есть сначала взяли на 2 этаж – там детишки двигаются, ходят самостоятельно на горшок, кушают, т.е. сами себя обслуживают – а потом перевели сюда на первый этаж – не может он держать ложку, ходить. Сестры начали с ним заниматься. У Кирилла что-то с вестибулярным аппаратом. Он хотел ходить, но не мог – берут его с двух сторон за две руки, он пытает делать шаг и валится вперед – не может держать равновесия, а двигаться при этом хочет – потому видимо и взяли его сначала на второй этаж – желание ребенка очень важно. И вот Кирюша – довольно сильный и крепкий – хочет ползать. Выпускает его санитарка из манежа на пол и должна за ним постоянно следить, а то он подползет, перевернет что-нибудь на себя же. Сестры занимались с ним ежедневно – заказали ему специальные ходунки, и вот в этих ходунках, он вдруг почувствовал, что значит держать равновесие. Совсем недавно Кирюша сделал несколько шагов сам, без помощи сестер – он шатался и качался из стороны в сторону, но шагал. И как это часто бывает, начинает ребенок ходить, и с едой прогресс виден – до недавнего времени мальчик ел только протертую пищу, а недавно стали давать ему обыкновенную. Но такие детишки бывают сильно подвержены переменам погоды и в тяжелые дни (например, когда магнитные бури) они совсем забывают о том, чего уже, казалось бы, достигли. И сейчас у Кирюши наступил такой тяжелый период. Несколько дней назад он кричал, бился головкой о стену, может быть у него что-то болело… Врач выписал ему лекарство, Кирюше стало полегче, он успокоился.
Детки в этом отделении не разговаривают, но все понимают. Катеньке 6 лет, она откликается, как и почти все детишки, на свое имя, говоришь ей что-то, фиксирует взгляд. Выпустили ее из манежа, она поползла и села на пол. «Катенька, зачем ты села на пол, садись на стул», – говорит сестра. Катюша послушно пересаживается. Катенька очень послушная. У нее – органическое поражение мозга, это значит, что она должна была бы вести по этому диагнозу почти растительное существование, но это совсем не так. Катя понимает абсолютно все. «Вон Аня шарики разбросала, собери, пожалуйста, Катюша!» – просит сестра. Катюша собирает с видимым удовольствием. Катенька поступила в отделение совсем слабенькой, сидела только и всего боялась – и массажа, и зарядки. Но постепенно привыкла. Научилась держать ложку, ползать. Сейчас ходит в ходунках, катается на специальном велосипеде. «Могла бы и сама пойти, – говорит сестра, – да боится». «А как вы понимаете, что она боится?» – спрашиваю. «А она когда боится, начинает попискивать» – отвечает сестра. Но за руку Катюша все же ходит.
Насте 7 лет. Надо сказать, что выглядят детишки гораздо младше своего возраста. Настюша на первый взгляд не больше 4-х. Она поначалу тоже боялась и зарядки, и плавания. Плакала. Но в воде начала чувствовать равновесие, ей это очень понравилось. Сейчас сестры активно занимаются с ней на большом резиновом мяче, его она не боится. А вот чего Настенька боится ужасно, так это надевать резиновую шапочку перед купаньем. Благодаря усилиям сестер и этим занятиям девочка стала ползать не по-пластунски – как раньше, а на коленках. Сестры говорят, что это очень большой прогресс. Девушки надеются, что и ходить у Насти получится – просто надо заказать специальную обувь, так как у девочки ножки разной длины.
С 7-летней Ирочкой тяжело. Она – дауненок. Все что Ирочки дают есть, она выплевывает. На ее кормление уходит очень много времени, в нее впихивают ложку еды потом ждут 2-3 минуты, потом снова дают еду. Ира в отличие от многих других детей не проявляет желания общаться, она вся в себе. Стоять на ногах она может, а вот ходить ей трудно. Ножки вывернуты в голеностопном суставе, и она стоит только на внутренней стороне стопы. Здесь также будут подбирать специальную ортопедическую обувь. Ирочке также может помочь массаж стоп и физиотерапия.
У другой Ирочки ДЦП, но несмотря на поражение ног, ей очень хочется двигаться, но отпустить ее ползать одну на ручках нельзя, за Ирой надо все время следить. Можно посадить ее в сухой бассейн с шариками, это на какое-то время занимает ее, потом она опять требует, чтобы с ней подвигались. Одна из сестер сажает Ирочку на качели. Девочке нравиться. Сестры и санитарки не могут, к сожалению, быть с Ирочкой постоянно – как бы пригодилась тут помощь добровольцев!
Никите в апреле исполнится 14 лет, а вот выглядит он лет на 5-6. Он стоит почти на щиколотках – так сильно у него выгнуты ножки. Когда ему только купили специальные ботинки, он умудрялся и в ботинках выгибать ноги, сейчас к ним привык. Но ходит он плоховато. «Никита – лентяй», – говорят сестры. Ему больше нравится сидеть или лежать.
Тане – 6. Она, с одной стороны, сама по себе, а с другой, ужасно активная – ходит, вылезает из манежа, залезает на детский столик. Танюша очень любит музыку. Сестры включают детям классику, народные и детские песни. Танечка качается в такт под музыку, а потом вдруг раз – и встает на голову – ей почему-то очень нравится стоять на голове. Танечка ела всегда из бутылки, вообще в еде она очень капризна – ей больше нравится пить. Потом поняла, что из кружки тоже пьют. Сейчас любое пюре стараются дать ей из кружки, ложку она почти не признает.
Как же нужны этим малышам внимание, забота. Есть детишки, которые находятся в детском доме 5 дней, – на выходные их забирают родители. Так бывает, когда мама, например, одна, у нее есть еще дети и она вынуждена работать, а с таким ребеночком какая может быть работа! И вот эти детишки, часто лежачие, очень ждут своих мамочек. Сестры вспоминают девочку Сашеньку – она совсем лежачая была. И вот как-то в детском доме был карантин, маме не разрешили забрать девочку. Как же Сашенька плакала, когда поняла, что мама не придет за ней. К ней подошла тогда сестра и сказала: «Что ж, ты, Сашенька, плачешь… у тебя же есть мама, а ведь к другим деткам мамы вообще не приходят. Потерпи немножко…» и удивительно, что Сашенька поняла слова сестры, она перестала плакать.
Недавно Сашенька умерла.
Дети, о которых мы рассказывали вам сегодня, могут двигаться и видеть мир вокруг себя. А ведь есть детишки в этом отделении, которые с рождения лежат – их только переворачивают со спинки на животик и обратно. Как было бы здорово вывезти этих малышей хоть иногда на улицу – особенно сейчас, когда становится тепло. К сожалению, у сестер на это совершенно нет времени. Нужно выходить с каждым на 15-20 минут, вывозить детишек надо по одному, при этом много времени уходит на то, чтобы одеть и раздеть малышей.
В бутовском ДДИ ждут добровольцев. Если вы можете помогать детишкам, звоните по телефону 107-70-01
Полностью прослушать или скачать передачу можно отсюда (формат mp3, вес 4,6Мб)
Cестра Н.