Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. Представьте, что произойдет, когда одно или все ваши чувства станут крайне интенсивными или вообще пропадут – обычно такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции. Именно это происходит со многими людьми в спектре аутизма.
Существуют несколько определений аутизма, но они редко описывают, что чувствует человек с аутизмом. Мы узнаем об этом только из личных рассказов самих людей, которые способны на самовыражение и описание своего уникального и зачастую очень болезненного сенсорного мира. Повседневные функции, которые большинство людей воспринимают как должное, для людей с аутизмом могут быть негативным и расстраивающим их опытом. Поведение, характерное для человека с аутизмом, очень часто является непосредственной реакцией на его сенсорный опыт. Если посмотреть с этой точки зрения, то становится совершенно понятно, почему они создают ритуалы или развивают самостимулирующее поведение, такое как вращение на одном месте, стучание или тряска руками – оно позволяет им почувствовать, что они контролируют ситуацию и обрести безопасность в своем уникальном мире.
«Когда у меня сенсорная перегрузка, то я просто отключаюсь; начинается то, что называют фрагментацией… это очень странно, все равно, что пытаться смотреть 40 каналов по телевизору одновременно».
Сенсорная интеграция
Айрес (1979, в Smith Myles et al, 2000) определяет сенсорную интеграцию как «организацию ощущений для дальнейшего использования». Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.
Центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю сенсорную информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма и помогает организовать, приоритизировать и понять эту информацию. Основываясь на этом, она также способна на ответную реакцию: это могут быть мысли, чувства, моторный ответ (поведение) или комбинация всего вышеперечисленного. Во всем нашем организме присутствуют рецепторы, которые реагируют на сенсорные стимулы. Наши руки и стопы содержат больше всего таких рецепторов. В большинстве случаев переработка сенсорной информации происходит автоматически.
Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: гипер (высокая) и гипо (низкая) чувствительность. Тем не менее, важно помнить, что отличия/проблемы некоторых людей могут включать гиперчувствительность и гипочувствительность одновременно.
Баланс (вестибулярная система)
Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:
Гипо
– потребность раскачиваться, качаться, вращаться
Гипер
– проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте
– проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения
– укачивание в машине
– проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле
Ощущение собственного тела (проприоцептивная система)
Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:
Гипо
– чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям/плохо понимает концепцию личного телесного пространства
– проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий
– часто сталкивается с другими людьми.
Гипер
– проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков)
– двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то
Запах (обонятельная система)
Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:
Гипо
– некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь
– некоторые люди могут лизать вещи
Гипер
– повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи
– проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом
– неприязнь к людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.
«Запахи собак, кошек, дезодорантов и лосьонов после бритья так сильны для меня, что я совершенно не могу их выносить, духи сводят меня с ума», – Gillingham, G. (1995). p. 60
Зрение (зрительная система)
Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:
Гипо
– могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов
– некоторые могут концентрироваться на периферическом зрении, потому что зрение в центре кажется размытым; другие говорят, что предметы в центре зрения выглядят преувеличенными, а предметы на периферии – размытыми
– проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть
Гипер
– случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет «скачут» вокруг
– фрагментация зрительных образов вследствие слишком большого количества источников
– фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом
«… она была миссис Марек с лицом, на котором плясал безумный свет, превращая ее скорее в мультяшного персонажа, чем в человеческое существо. Добро пожаловать в город мультиков… Я приглашаю вас в камеру пыток, которую я называю своей кухней, познакомьтесь с моей женой – мультфильмом 3D», – Gillingham, G. (1995). p. 51
Слух (слуховая система)
Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:
Гипо
– только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит
– человек не распознает определенные звуки
– наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами
Гипер
– громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные
– неспособность «отключаться» от окружающего шума – трудности с концентрацией
– у некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии
Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.
«Вы слышите шум в своей голове? Он колотит и верещит. Как будто поезд едет прямо в ваши уши», – Powell, J. (1995, по Gillingham, G. 1995) p. 41
Прикосновение (тактильная система)
Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).
Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:
Гипо
– сильно сжимает других людей
– очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру/боль
– практикует самоповреждения (членовредительство)
– получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи
Гипер
– прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми
– не любит надевать что-либо на руки или стопы
– проблемы с расчесыванием и мытьем головы
– предпочитает строго определенные виды одежды или ткани
«Каждый раз, когда ко мне прикасаются, мне больно; кажется, что все мое тело охватывает огонь», – Gillingham, G. (1995). p. 3
Вкус (вкусовая система)
С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:
Гипо
– любит очень острую еду
– ест буквально все – землю, траву, ткань.
Гипер
– некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые
– определенная структура еды вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое
Дополнительные сенсорные трудности
Синестезия
Это редкое состояние, не связанное с аутизмом, однако некоторые люди аутичного спектра сообщают о подобном опыте. Синестезия означает, что происходит путаница между различными сенсорными каналами информации. Сенсорный опыт из одной системы обрабатывается другой системой. Например, человек слышит звук (слуховая система), но в результате видит цвет (зрительная система).
Возможные стратегии
Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды.
Ниже представлены идеи и стратегии, которые, как можно надеяться, помогут создать более комфортную окружающую среду для человека аутичного спектра, чтобы избежать сенсорных перегрузок.
Общие пункты, о которых необходимо помнить:
Анализируйте ситуацию
Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.
Проявляйте творческий подход
Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и/или стратегии.
Готовьтесь заранее
Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми люди могут столкнуться, например, о громких людных местах.
Сенсорная интеграционная терапия
Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой. Делакато (1974), который первым разработал концепцию сенсорной интеграционной терапии, сфокусировал терапию на пяти ключевых сенсорных системах – зрительной, вкусовой, обонятельной, слуховой и тактильной. Сегодня психотерапевты, занимающиеся вопросами труда продолжают работать в этих областях, но они также учитывают вестибулярную и проприоцептивную систему во время создания и планирования режима занятий для конкретного человека.
Идеи для вестибулярной системы
Гипо
– поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки
Гипер
– разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии или поощрения
Идеи для проприоцептивной системы
Гипо
– размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще
– обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу
– прививайте правило «вытянутой руки» для других людей
Гипер
– любой вид рукоделия
– макраме
Идеи для обонятельной системы
Гипо
– применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
Гипер
– использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей
Идеи для зрительной системы
Гипо
– увеличивайте применение визуальной стимуляции
Гипер
– избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
– солнцезащитные очки
– создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
– используйте непроницаемые шторы
Идеи для слуховой системы
Тренинг по слуховой интеграции
В начале 1980-х годов доктор Гай Берард разработал аппарат, который тестирует и тренирует слуховую систему. Согласно этому подходу поведение является следствием проблем со слуховой системой. Представляя и меняя различные звуки аппарат может использовать слуховые фильтры и увеличивать громкость, не вызывая дискомфорта. Цель состоит в том, чтобы натренировать слуховую систему и сбалансировать ее. Исследования этого подхода крайне ограничены.
Музыкальная терапия
Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.
Гипер
– закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
– готовьте человека к тому, что придется посетить шумное или людное место
– беруши
– аудиоплеер
– создание огороженного рабочего места
Гипо
– сопровождайте вербальную информацию визуальными подсказками
Идеи для тактильной системы
Гипо
– тяжелые одеяла
– спальные мешки
Гипер
– всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
– помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
– постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
– учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)
…
Примеры проблем
Проблема – возможная сенсорная причина – идеи
– Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.
– Жует все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).
– Отказывается носить определенную одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.
– Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.
– Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.
Перевод sadcrixivan