«Главное даже не календарь, а повод собраться вместе»
– Лет десять, если не больше, я делаю для семьи праздничный рождественский адвент-календарь. Как это выглядит технически: это холст, прикрепленный к стене, на котором мы однажды нарисовали елку. и каждый год я в Икее покупаю специальные бумажные пакетики с цифрами и в эти пакетики кладу распечатанные задания на каждый вечер поста, а еще небольшие угощения, простые конфетки.
Все эти пакетики вешаются в три ряда на елку, и по вечерам после ужина дети снимают по одному и находят там для себя что-то интересное.
Что там может быть? Есть тексты: евангельские отрывки о Рождестве, отрывки из художественных произведений, а еще разные веселые задания.
На Пасху я тоже делаю календарь, но там другая тональность, воспоминание крестных страданий не располагает к тому, чтобы веселиться. Поэтому ожидание Пасхи и Рождества – это два разных ожидания.
Я сама очень люблю Рождество. Люблю зиму, елки, снег, какое-то волшебство кругом, город украшен гирляндами, все какое-то необыкновенное. Рождественский пост не такой строгий, как Великий.
Рождественский пост – радостный, ведь все ждут Рождества Сына Божьего. Дни этого поста так располагают к тому, чтобы вместе собираться и радоваться.
«Мороженые свиньи замечательно подходят к нашей теме»
– Если вы делаете календарь уже десять лет, как удается придумывать что-то новое? Где вы находите столько интересных текстов, как их выбираете?
– А каждый раз новое и не надо, я многое беру из старых «изданий», что-то дети забывают, а что-то, наоборот, очень любят и ждут, и ждут к возвращения к полюбившимся историям.
Но прежде всего это нескучно мне. Я все это очень люблю. И тексты выбираю те, которые мне самой интересны.
Я не люблю слезливые сказки, в которых бедный ребенок замерзает, что-то у него отваливается, мама умирает, а в конце прилетают ангелы и всех исцеляют.
Но мы традиционно читаем отрывок из книжки «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» Анне-Катрине Вестли, а потом вместе выясняем, кто же такой Ниссе.
Это могут быть и евангельские тексты о Рождестве и событиях вокруг него, с приглашением детей задуматься над ними, мы ведь часто читаем и не задумываемся. Могут быть отрывки из пророчеств Ветхого Завета с объяснения, кто такие пророки. Много стихов, от Фета до Бродского (Бродский и Пастернак повторяются из года в год). Мемуарная литература, например, в 2020 году мы читали воспоминания Цветаевой. И обязательно включаю отрывки из «Лета Господня» Шмелева…
– Про мороженых свиней? Но это же все такое бытописательство, не имеющее отношения к самому событию Рождества… И не устают дети каждый год его слушать? И вообще классические тексты, они не скучны для современных детей?
– Мороженые свиньи замечательно подходят к теме! В середине поста все это очень любят слушать, дети валяются от смеха. Да и один раз в год прочитать кусочек Шмелева – вовсе не значит хорошо его знать, а тем более скучать. И потом, хорошая литература – это ж не наказание какое, можно потрудиться и послушать. Те же воспоминания Анастасии Цветаевой, например.
Когда я выложила фото в фейсбуке, где папа их читает, а дети слушают, было несколько комментариев в таком плане: что-то не видно радости на лицах. Но мы читали серьезный текст, очень образный, рассчитанный на то, чтобы у слушателя буквально возникала картинка прочтенного, свои ответные образы.
Например, как Анастасия Цветаева описывает рождественскую елку: «Не заменимая ничем – елка! В снегом – почти ярче солнца – освещенной зале, сбежав вниз по крутой лестнице, мимо янтарных щелок прикрытых гудящих печей, – мы кружились, повторяя вдруг просверкавшее слово. Как хрустело оно затаенным сиянием разноцветных своих «р», «ж», «д», своим «тв» ветвей.
Елка пахла и мандарином, и воском горячим, и давно потухшей, навек, дедушкиной сигарой; и звучала его – никогда уже не раздастся! – звонком в парадную дверь, и маминой полькой, желто-красными кубиками прыгавшей из-под маминых рук на квадраты паркета, уносившейся с нами по анфиладе комнат».
Нетривиальный текст, поэтому и лица слушателей были внимательные. А есть и веселые тексты, вот под Новый год будем читать Зощенко, «Елку» и «Калоши и мороженое».
– Подросткам не хочется отделиться, не участвовать?
– Вчера самый старший сын, ему пятнадцать с половиной лет, когда мы собрались делать задания из календаря, ушел гулять с собакой. Я подумала, ну и ладно, у нас сегодня для маленьких задание, мы будем елку рисовать на большом листе, зачем ему это. Но когда он пришел, увидел, что все рисуют елки, а ему было предложено посмотреть за маленькой, чтобы она не мешала, он взялся за краски. И стал гвоздем программы, все веселились, глядя, как он весь измазался.
Если это правда делается весело, не занудно, то всем интересно. Я сама люблю рисовать, это способ снятия напряжения, я порисую и мне хорошо.
Да и потом, они же совершенно разные, подростки. Сеня у нас старший, Марку тоже 15, а дальше пошла каша из возрастов, от 13 до 7 лет, по развитию они очень близки. И младший, которому шесть с половиной, очень развит, читает целыми днями.
Конечно, для всех возрастов важно, как это подать. Говорить педагогическим голосом: приготовьте краски, сейчас мы все будем рисовать, – точно не надо.
Кстати, чтобы было веселее, те же краски или наборы творчества, которые нужны на сегодняшний вечер, дети находят то под подушкой, то … в холодильнике.
А где и что искать, они читают в календаре.
Были времена, когда мы очень уставали, часто сил не хватало на чтения и задания, дети просто съедали по конфетке. Но на следующий раз можно было двойное задание сделать. Главное, не нужно никого напрягать, это должно быть осмысленно и в радость.
В нашем календаре, например, серьезные тексты и задания чередуются с веселыми и простыми. И никто не знает, что именно будет сегодня, это всегда загадка, что подогревает интерес.
«Нельзя искать мораль в сказке про Емелю»
– А сами-то вы не устаете от ежегодного продумывания праздника для всех?
– В прошлом году мне было очень плохо, я ждала ребенка, когда я в таком состоянии, то мне часто плохо. И не успела к 28 ноября ничего сделать и решила: ну что такое, в конце концов, что я, как заводной мишка, все делаю-делаю-делаю, можно и отдохнуть. И хотя у меня были какие-то заготовки, я решила, что хватит, можно обойтись и без календаря.
И 28-ого ноября утром дети встали перед стеной, на которой обычно висит календарь, и спросили: «А где?!»
Негодовали все – от мала до велика. Я поняла, что надо срочно доделывать мои заготовки и объявила: к вечеру все будет. В этом году мыслей «все отменить» уже не возникало.
На самом деле, главный смысл календаря – повод собраться всей семьей вместе. И не хочется ни себя, ни других этого лишать. Вот у нас есть календарь, вечером после ужина мы его открываем. Маленькие так ждут этот момент!
И это то прекрасное время, когда все могут поговорить вместе о чем-то важном, порисовать, полепить, ведь в обычное время это практически невозможно: восемь детей, все разные, у всех разные интересы. А какие-то образовательные и духовно-просветительские задачи – это не главное.
Кстати, мне очень помогли рождественские дневники издательства «Никея». Я совсем недавно их для себя открыла. Это такие дневники подготовки к празднику, они есть есть для взрослых, а есть для подростков. У троих наших детей есть свои дневники, они их ведут, что-то записывают.
Я купила и себе, и мне очень нравится. По дневнику, за пост прочитывается Откровение Иоанна Богослова с комментариями архимандрита Ианнуария (Ивлиева), есть евангельские чтения, какие-то истории, молитвы. Дневник помогает читать Святое Писание не от случая к случаю, а стабильно каждый вечер. А еще на каждый день в дневнике есть интересная строчка «Слава Богу за…». Утешительно бывает вспомнить, за что можно поблагодарить Бога в этот день.
– Задания календаря, которые вы придумываете для детей, связаны только с темой Рождества?
– Необязательно, фантазию тут я не ограничиваю. Есть рождественские задания. Например, мы украшаем елку в своем дворе. Пишем поздравления в дом престарелых, берем для этого адреса в фонде «Старость в радость». Делаем открытки крестным, бабушкам и дедушкам.
Скоро у нас будет игра «Секретный ангел». Каждый будет в тайне дарить другому члену семьи маленькие подарки.
А есть просто веселые задания. Недавно у нас происходили археологические раскопки, мы искали древних животных – такие специальные наборчики сейчас продаются. Скоро будем делать модель вулкана. Сочиняем веселые истории. Делаем общий коллаж из наших семейных фотографий.
– Какие вопросы задают дети о Рождестве?
– Вот я вообще не помню, чтобы они что-то спрашивали о Рождестве. Пасха вызывает больше вопросов. А тут им все понятно: Христос родился, мы Его славим, для нас, христиан, этот день важен, потому что Господь пришел на землю.
Мы читаем тексты из Евангелия и пророков, потом папа говорит с детьми о прочитанном. Дети вообще все воспринимают по-другому. На то они и дети, у них восприятие жизни не такое, как у взрослых, – более простое. Понимаете, нельзя искать мораль в сказке про Емелю, например. Если искать там мораль, то Емеля окажется обманщиком, лукавым путем заполучившим себе царскую дочку и полцарства.
Но об этом уже во взрослом возрасте можно призадуматься. А в детстве это просто волшебная сказка, веселая и чудесная. Дети не копаются в деталях, не ищут смыслов. Для них Рождество – праздник ожидания радости и самой радости, подарков, сюрпризов, маленьких чудес.
– А Новый год вы празднуете? Дед Мороз к вашим детям приходит?
– У нас есть два варианта празднования Нового года. Первый – мы идем на ночную литургию и встречаем Новый год в храме. Папа, старшие дети и я, когда могу.
Второй вариант – навещаем моего дедушку, детям он прадедушка, для него этот праздник очень значим, ему 89 лет.
Едем к дедушке в гости, стол постный, я кладу всем маленькие подарки под елку. Прекрасный повод собраться, еще раз поблагодарить Бога, за то, что еще один год прожит.
Дети пишут письма Деду Морозу в первый день календаря, 28 ноября, – это одно из заданий. Ну и Дед Мороз работает, как может. Письма кладут в морозилку. В этом году он не забрал их в первый день, потому что ему не оставили чашку молока. А на следующую ночь выпил молоко и забрал письма.
Все младшие дети, даже десятилетняя дочка, бегали смотреть, унесли ли письма. Они верят, что должно же дойти что-нибудь до Деда Мороза из то, что они там написали. Мне кажется, что вполне можно делать такие волшебные вещи.
– Как же вы потом объясняете подросшим детям, что Деда Мороза нет? Если так подкреплять веру в чудо, то они, наверное, потом жестоко разочаровываются?
– А мы и не говорим, что Деда Мороза нет. Старшие вырастают и сами понимают, что нет, какие-то вещи можно не проговаривать, мне кажется. Да, Деда Мороза как аниматора, который приходит в дом и дарит подарки, нет, такой образ мы не подкрепляем. Но если ребенок верит в чудо, зачем его разочаровывать.
«Мы спрашиваем детей – кто как сможет попоститься?»
– Есть ли у детей ограничения во время поста? Как удается их придерживаться?
– Перед любым постом мы собираемся и спрашиваем, кто что может на себя взять, как поститься. Никаких тяжелых ограничений у нас нет. Мяса все не едим, а дальше те дети, которые могут сами себя ограничивать, сами решают, как и в чем, это на их совести.
А тем, кто пока сам себя ограничивать не может, мы не создаем искусственные сложности. Если мы пока боремся с тем, чтобы без спросу не брать все подряд, то о посте пока и речи нет.
В компьютерные игры дети играют только по выходным, но в пост мы их совсем отменили. Они много учатся, гуляют, мы же в деревне живем. Компьютеры обычно заняты, играть некогда.
– А со смартфона не играют?
– Смартфоны есть в свободном доступе только у двух детей, которые уже осмысленно подходят ко всему. Но и их надо контролировать, вечером они сдают телефоны; сопротивляются, но сдают. Еще у одного ребенка есть смартфон, но на нем стоит жесткая контролирующая программа, потому что он пока совершенно лишен самоконтроля.
А у других детей смартфонов нет. Это строгая позиция, как бы они ни кричали, что у знакомого мальчика есть десятый айфон, но каждый раз мы с папой объясняем, что нет, смартфон тебе не нужен.
– Вы как-то специально готовитесь с детьми к рождественской службе? Рождественский канон не разбираете?
– Мы объясняем с начала поста про катавасию «Христос рождается…». На всенощной дети ее слушают. Специально канон мы не изучаем, те, кто постарше, алтарничают, прислуживают в храме, и могут спокойно его послушать. Это нелегкий для понимания текст, с маленькими детьми его читать бесполезно.
Подготовка у нас, в основном, бытовая, проходит она в радостной суете: украшаем дом, ставим елку, печем… На лестнице появляются шишки, гномики. Вешаем рождественские занавески.
Елка у нас каждый год живая, даже две ставим, поменьше у меня в комнате, мне очень нравится запах, и в большой. Все в приподнятом настроении. Часть семьи идет на ночную службу. Мы уезжаем из дома – подарков под елкой еще нет, а когда возвращаемся со службы – подарки уже лежат.
У меня есть одна маленькая традиция – я не зажигаю елку до Рождества. Елка стоит украшенная несколько дней, но гирлянда не горит. Она зажжется в Рождество.