«Милосердие.ру» начинает публикацию глав из книги руководителя автобуса «Милосердие» диакона Олега ВЫШИНСКОГО «Духовные, психологические и практические особенности помощи бездомным», которая выходит из печати этой зимой.
В серии «Азбука милосердия» уже выходила книга о помощи бездомным: в методическом пособии И. Кускова даны рекомендации по организации бесплатных обедов, пунктов сбора и раздачи одежды, медицинской и юридической помощи и т.п. Но что делать, если нет возможности открыть какой-либо проект, требующий серьезных вложений? Особенно актуален этот вопрос для священников: ведь бездомные все равно придут в храм и будут просить о помощи.
Проблемы этих людей слишком запутаны и многочисленны, чтобы можно было их сразу распутать. Серьезно разобраться в сложившейся ситуации у большинства священников времени не хватает (ведь в ответ он услышит стандартную «сказку про белого бычка», раздражающую своей топорностью, но абсолютно не подлежащую верификации). У многих священников и сотрудников храма имеется еще и некоторый негативный опыт общения с бездомными. Поэтому бездомного в храмах часто ожидает вполне стандартная реакция, которая варьируется в разных приходах. Привожу несколько самых распространенных вариантов, среди которых нет ни одного выдуманного – все взяты из реальной жизни.
Иди отсюда! Ходят тут! (Обычно – когда бездомному удается пройти не дальше сторожа или свечницы.)
Ответ может быть и менее грубым, но его суть (жесткий отказ от внимания и помощи) от этого не меняется. Между тем, Святейший Патриарх Кирилл надеется на прямо противоположное отношение своей паствы к бездомным. Вот отрывок из его обращения к бездомным на Пасху (2010 г.):
«Не многие из вас пока ходят в Церковь – может быть, потому, что думают, что Церковь только для людей благополучных и хорошо одетых? Это совсем не так! Господь Иисус Христос учит нас в Евангелии: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей или соседей богатых. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых… Так что, конечно, в православных храмах вас ждут и никто не обидит вас только за то, что вы не очень хорошо одеты и вам негде жить».
Такое обещание за нас дал наш Предстоятель. И мы, хотим этого или не очень, должны соответствовать. Но вот что хотелось бы отметить: конечно, недопустимо в Церкви «встречать по одежке» (Иак. 2, 1-9), однако это требование не относится к тем случаям, когда человек пришел нетрезвым или иным образом нарушает порядок в храме (например, попрошайничает в храме во время богослужения). Такого посетителя нужно остановить и попросить не мешать (если он мешает) или прийти в храм, когда протрезвеет (если он пьян).
Дается на руки от 10 до 50 рублей.
Как показывает практика, после выдачи денег одному подопечному, в ближайшее время подходят еще пять-шесть, пока сумма не составит стоимости нескольких бутылок «Виноградного дня» или чего-нибудь подобного.
Предлагается работа, (например, по уборке территории), после чего дают поесть, и, возможно, немного денег.
Эта практика сама по себе была бы хороша, но от нее в последнее время стали отказываться («При слове «работа» в глазах у еще совсем не старых парней (а их возраст не превышает сорока лет) возникает выражение вселенской тоски, и работу они делают так скверно, чтобы в следующий раз их уже об этом не просили»).
Иди в отдел по благотворительности, там помогут. Куда? До Курского, потом – прямо, а там – любой подскажет.
Кто из нас не испытывал тяжесть такого вида легкой атлетики, как «бег по инстанциям»? Любое мало-мальски серьезное событие жизни сопровождается столкновением с бюрократией, с необходимостью собирания множества справок, выписок, доверенностей и прочих документов. И в процессе этого сбора нам приходится преодолевать по городу значительные расстояния, искать адреса нужных учреждений, выяснять расписание их работы. Часто нужный нам чиновник принимает один раз в неделю, и сегодня мы уже опоздали, а через неделю – он заболел. Но мы живем в этом городе, ориентируемся в нем, у нас есть телефон, Интернет, необходимые справочники, деньги на дорогу. Есть терпение. Мы не голодны, не раздражены, хотя досадуем, что не все получается в нужные сроки.
Теперь поставим себя на место бездомного. Мы пришли за помощью. В одном месте нам отказали. Во втором дали покушать и немного денег (рублей двадцать, если повезет). В третьем сказали, что помочь нам могут в отделе по церковной благотворительности. Адрес сообщили приблизительно. В метро не пускают – денег нет и одежда не первой свежести. Ничего! Язык доведет до Киева, а волка – ноги кормят. К концу дня нашли, но сотрудники отдела уже ушли домой. Переночевав, незнамо где, приходим с утра: оказывается – не туда пришли. Надо на Курский вокзал, к Автобусу «Милосердие», там помогут. Пришли к Автобусу – опять опоздали! Необходимо пройти санобработку, а для «клиентов» Автобуса она – в час дня. Теперь – только завтра, а то и на следующей неделе (если сегодня, например, пятница, и уже два часа дня).
А на следующей неделе все повторяется с разностью в нюансах. И хоть бы глоток воды, а то так кушать хочется, что даже переночевать негде! И человек с организмом, ослабленным (не от хорошей жизни) алкоголем, никотином и т.п., теряет терпение и начинает выказывать недовольство, за что часто попадает в «черный список» благотворительных организаций. Почему? Да потому что каждый раз, когда мы даем очередной адрес, у него укрепляется убеждение, что мы его «посылаем», и он при этом не далек от правды.
Впрочем, бездомные не всегда столь безропотно идут, куда их «посылают», как я это описал. Те, кто почестнее – начинают плакать, что им не добраться, что на метро денег нет и вообще их туда не пустят (что правда). А многие говорят: «Мы там уже были, там не оказывают никакой помощи», «мы там были, там – одни жулики» или: «чтобы попасть туда, с нас требуют мзду». «Да я разговаривал с дьяконом Олегом, – утверждает мне в лицо человек (разумеется, не зная, что диакон Олег – это я), которого я вижу в первый раз, – никакого толка!». Есть люди, которые благодарят за информацию и идут. Но не туда.
– Здесь все-таки храм, сюда не за деньгами приходят. Вы можете помолиться.
Многие просители после этого разворачиваются и уходят, и лишь немногие соглашаются на молитву. Тогда просящему о помощи могут дать денег.
Этот «миссионерский» подход не учитывает возможностей «цыганского интернета», по которому вся информация очень быстро распространяется в бродяжьей среде. Вполне возможно, что этот вариант скоро будет «расшифрован» и храм наполнится «усердными молитвенниками», ожидающими вознаграждения за свое «правильное» отношение.
С просителем беседуют несколько членов общины и после этого сообщают свое мнение настоятелю. Если большинство за — помогаем, если против — не помогаем.
Если ради каждого просителя собирать такой «кворум», то на другие дела времени не останется.
Встречались мне варианты и более оригинальные, но столь же неэффективные:
Подопечного просят рассказать свою историю, и, не подвергая проверке ее достоверность, оценивают на предмет художественных достоинств: красиво рассказал – на тебе тысячу рублей; так себе – возьми свои пятьдесят!
Чем больше «гонорар» будет зависеть от выразительности рассказа, тем больше будет в рассказе полета фантазии. А реальная нужда, увы, редко бывает красноречива.
И это все?!
Нет, не все! Бездомным реально можно помочь.
План реальной помощи
Не имея никакой специальной квалификации, можно помочь бездомному:
• подлечиться;
• восстановить связи с родными и близкими;
• восстановить документы;
• найти временное жилье;
• трудоустроиться;
• и др.
Конечно, не все сразу. Зато уже есть человек, который может этим заняться на приходе: по благословению Святейшего Патриарха в храмах введены должности приходских социальных работников. И даже если расходы на социальную деятельность ограничатся размером зарплаты этого сотрудника, ему будет вполне по силам начать работу с обратившимся за помощью бездомным. Его главная задача в этом случае – грамотно провести первый контакт. Что это значит?
1. Исследование критической ситуации.
а) Опрос обратившегося.
• Подопечный должен понять, что вы никуда не спешите и готовы выслушать его правдивую, а не наспех выдуманную историю.
• Важно выяснить, насколько подопечный адекватен. Бывает, что не сразу удается выявить наличие признаков психического заболевания, когда именно оно лежит в основе критической ситуации.
б) Структурирование проблемы.
Пример неструктурированной проблемы: «Батюшка! Помоги хоть чем-нибудь! Болею, три дня не ел, документов нет, украли, ночевать негде, менты бьют, на работу нигде не берут, вши заели, помыться негде, обувь прохудилась…» и т.д.
Если ее структурировать, получится несколько проблем, исходя из которых можно выстраивать стратегию помощи:
• медицинские проблемы: «Болею, не ел три дня, менты бьют, вши заели». Другие проблемы, которые подопечный не озвучил, выявляются при осмотре медработником (значит, потребуется участие медиков);
• социальные проблемы: «Помыться негде, ночевать негде, на работу не берут, обувь прохудилась» (надо знать, где и кто эти проблемы решает);
• юридические проблемы: «Документов нет, украли, менты бьют, на работу не берут» (требуется участие юриста, надо искать такового);
• психологические проблемы: растерян, дезориентирован, или напротив, агрессивен, обидчив (возможно, потребуется психолог или психиатр – надо искать);
• духовные проблемы: упрям, недоверчив, ни во что не верит, отчаялся, склонен к суициду (требуется участие священника и психолога).
в) Определение очередности решения проблем.
Для того, чтобы определить приоритеты в решении проблем, нужно прежде всего оценить общее состояние бездомного. И если есть неотложные проблемы со здоровьем – они будут приоритетными.
Мы продолжим публикацию отрывков из книги о. Олега