Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Семь стандартных уловок, чтобы не заниматься бездомным: отказы и имитация помощи

“Милосердие.ру” начинает публикацию глав из книги руководителя автобуса “Милосердие” диакона Олега ВЫШИНСКОГО “Духовные, психологические и практические особенности помощи бездомным”, которая выходит из печати этой зимой.

«Милосердие.ру» начинает публикацию глав из книги руководителя автобуса «Милосердие» диакона Олега ВЫШИНСКОГО «Духовные, психологические и практические особенности помощи бездомным», которая выходит из печати этой зимой.

В серии «Азбука милосердия» уже выходила книга о помощи бездомным: в методическом пособии И. Кускова даны рекомендации по организации бесплатных обедов, пунктов сбора и раздачи одежды, медицинской и юридической помощи и т.п. Но что делать, если нет возможности открыть какой-либо проект, требующий серьезных вложений? Особенно актуален этот вопрос для священников: ведь бездомные все равно придут в храм и будут просить о помощи.

Проблемы этих людей слишком запутаны и многочисленны, чтобы можно было их сразу распутать. Серьезно разобраться в сложившейся ситуации у большинства священников времени не хватает (ведь в ответ он услышит стандартную «сказку про белого бычка», раздражающую своей топорностью, но абсолютно не подлежащую верификации). У многих священников и сотрудников храма имеется еще и некоторый негативный опыт общения с бездомными. Поэтому бездомного в храмах часто ожидает вполне стандартная реакция, которая варьируется в разных приходах. Привожу несколько самых распространенных вариантов, среди которых нет ни одного выдуманного – все взяты из реальной жизни.

Иди отсюда! Ходят тут! (Обычно – когда бездомному удается пройти не дальше сторожа или свечницы.)

Ответ может быть и менее грубым, но его суть (жесткий отказ от внимания и помощи) от этого не меняется. Между тем, Святейший Патриарх Кирилл надеется на прямо противоположное отношение своей паствы к бездомным. Вот отрывок из его обращения к бездомным на Пасху (2010 г.):

«Не многие из вас пока ходят в Церковь – может быть, потому, что думают, что Церковь только для людей благополучных и хорошо одетых? Это совсем не так! Господь Иисус Христос учит нас в Евангелии: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей или соседей богатых. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых… Так что, конечно, в православных храмах вас ждут и никто не обидит вас только за то, что вы не очень хорошо одеты и вам негде жить».

Такое обещание за нас дал наш Предстоятель. И мы, хотим этого или не очень, должны соответствовать. Но вот что хотелось бы отметить: конечно, недопустимо в Церкви «встречать по одежке» (Иак. 2, 1-9), однако это требование не относится к тем случаям, когда человек пришел нетрезвым или иным образом нарушает порядок в храме (например, попрошайничает в храме во время богослужения). Такого посетителя нужно остановить и попросить не мешать (если он мешает) или прийти в храм, когда протрезвеет (если он пьян).

Дается на руки от 10 до 50 рублей.

Как показывает практика, после выдачи денег одному подопечному, в ближайшее время подходят еще пять-шесть, пока сумма не составит стоимости нескольких бутылок «Виноградного дня» или чего-нибудь подобного.

Предлагается работа, (например, по уборке территории), после чего дают поесть, и, возможно, немного денег.

Эта практика сама по себе была бы хороша, но от нее в последнее время стали отказываться («При слове «работа» в глазах у еще совсем не старых парней (а их возраст не превышает сорока лет) возникает выражение вселенской тоски, и работу они делают так скверно, чтобы в следующий раз их уже об этом не просили»).

Иди в отдел по благотворительности, там помогут. Куда? До Курского, потом – прямо, а там – любой подскажет.

Кто из нас не испытывал тяжесть такого вида легкой атлетики, как «бег по инстанциям»? Любое мало-мальски серьезное событие жизни сопровождается столкновением с бюрократией, с необходимостью собирания множества справок, выписок, доверенностей и прочих документов. И в процессе этого сбора нам приходится преодолевать по городу значительные расстояния, искать адреса нужных учреждений, выяснять расписание их работы. Часто нужный нам чиновник принимает один раз в неделю, и сегодня мы уже опоздали, а через неделю – он заболел. Но мы живем в этом городе, ориентируемся в нем, у нас есть телефон, Интернет, необходимые справочники, деньги на дорогу. Есть терпение. Мы не голодны, не раздражены, хотя досадуем, что не все получается в нужные сроки.

Теперь поставим себя на место бездомного. Мы пришли за помощью. В одном месте нам отказали. Во втором дали покушать и немного денег (рублей двадцать, если повезет). В третьем сказали, что помочь нам могут в отделе по церковной благотворительности. Адрес сообщили приблизительно. В метро не пускают – денег нет и одежда не первой свежести. Ничего! Язык доведет до Киева, а волка – ноги кормят. К концу дня нашли, но сотрудники отдела уже ушли домой. Переночевав, незнамо где, приходим с утра: оказывается – не туда пришли. Надо на Курский вокзал, к Автобусу «Милосердие», там помогут. Пришли к Автобусу – опять опоздали! Необходимо пройти санобработку, а для «клиентов» Автобуса она – в час дня. Теперь – только завтра, а то и на следующей неделе (если сегодня, например, пятница, и уже два часа дня).

А на следующей неделе все повторяется с разностью в нюансах. И хоть бы глоток воды, а то так кушать хочется, что даже переночевать негде! И человек с организмом, ослабленным (не от хорошей жизни) алкоголем, никотином и т.п., теряет терпение и начинает выказывать недовольство, за что часто попадает в «черный список» благотворительных организаций. Почему? Да потому что каждый раз, когда мы даем очередной адрес, у него укрепляется убеждение, что мы его «посылаем», и он при этом не далек от правды.

Впрочем, бездомные не всегда столь безропотно идут, куда их «посылают», как я это описал. Те, кто почестнее – начинают плакать, что им не добраться, что на метро денег нет и вообще их туда не пустят (что правда). А многие говорят: «Мы там уже были, там не оказывают никакой помощи», «мы там были, там – одни жулики» или: «чтобы попасть туда, с нас требуют мзду». «Да я разговаривал с дьяконом Олегом, – утверждает мне в лицо человек (разумеется, не зная, что диакон Олег – это я), которого я вижу в первый раз, – никакого толка!». Есть люди, которые благодарят за информацию и идут. Но не туда.

– Здесь все-таки храм, сюда не за деньгами приходят. Вы можете помолиться.

Многие просители после этого разворачиваются и уходят, и лишь немногие соглашаются на молитву. Тогда просящему о помощи могут дать денег.

Этот «миссионерский» подход не учитывает возможностей «цыганского интернета», по которому вся информация очень быстро распространяется в бродяжьей среде. Вполне возможно, что этот вариант скоро будет «расшифрован» и храм наполнится «усердными молитвенниками», ожидающими вознаграждения за свое «правильное» отношение.

С просителем беседуют несколько членов общины и после этого сообщают свое мнение настоятелю. Если большинство за — помогаем, если против — не помогаем.

Если ради каждого просителя собирать такой «кворум», то на другие дела времени не останется.

Встречались мне варианты и более оригинальные, но столь же неэффективные:

Подопечного просят рассказать свою историю, и, не подвергая проверке ее достоверность, оценивают на предмет художественных достоинств: красиво рассказал – на тебе тысячу рублей; так себе – возьми свои пятьдесят!

Чем больше «гонорар» будет зависеть от выразительности рассказа, тем больше будет в рассказе полета фантазии. А реальная нужда, увы, редко бывает красноречива.

И это все?!
Нет, не все! Бездомным реально можно помочь.

План реальной помощи

Не имея никакой специальной квалификации, можно помочь бездомному:
• подлечиться;
• восстановить связи с родными и близкими;
• восстановить документы;
• найти временное жилье;
• трудоустроиться;
• и др.

Конечно, не все сразу. Зато уже есть человек, который может этим заняться на приходе: по благословению Святейшего Патриарха в храмах введены должности приходских социальных работников. И даже если расходы на социальную деятельность ограничатся размером зарплаты этого сотрудника, ему будет вполне по силам начать работу с обратившимся за помощью бездомным. Его главная задача в этом случае – грамотно провести первый контакт. Что это значит?

1. Исследование критической ситуации.

а) Опрос обратившегося.
• Подопечный должен понять, что вы никуда не спешите и готовы выслушать его правдивую, а не наспех выдуманную историю.
• Важно выяснить, насколько подопечный адекватен. Бывает, что не сразу удается выявить наличие признаков психического заболевания, когда именно оно лежит в основе критической ситуации.

б) Структурирование проблемы.
Пример неструктурированной проблемы: «Батюшка! Помоги хоть чем-нибудь! Болею, три дня не ел, документов нет, украли, ночевать негде, менты бьют, на работу нигде не берут, вши заели, помыться негде, обувь прохудилась…» и т.д.

Если ее структурировать, получится несколько проблем, исходя из которых можно выстраивать стратегию помощи:

• медицинские проблемы: «Болею, не ел три дня, менты бьют, вши заели». Другие проблемы, которые подопечный не озвучил, выявляются при осмотре медработником (значит, потребуется участие медиков);
• социальные проблемы: «Помыться негде, ночевать негде, на работу не берут, обувь прохудилась» (надо знать, где и кто эти проблемы решает);
• юридические проблемы: «Документов нет, украли, менты бьют, на работу не берут» (требуется участие юриста, надо искать такового);
• психологические проблемы: растерян, дезориентирован, или напротив, агрессивен, обидчив (возможно, потребуется психолог или психиатр – надо искать);
• духовные проблемы: упрям, недоверчив, ни во что не верит, отчаялся, склонен к суициду (требуется участие священника и психолога).

в) Определение очередности решения проблем.
Для того, чтобы определить приоритеты в решении проблем, нужно прежде всего оценить общее состояние бездомного. И если есть неотложные проблемы со здоровьем – они будут приоритетными.

Мы продолжим публикацию отрывков из книги о. Олега

Автобус (мобильная бригада) «Милосердие» является проектом Православной службы помощи «Милосердие». Поддержать его вы можете, став Другом милосердия.
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?