Портал «Милосердие.ru» продолжает публикацию видеозаписей по итогам работы Летней школы православной и социальной журналистики, которая проходила с 14 по 17 июля 2022 года в Переславле-Залесском.
Лекция редактора и корреспондента газеты «Коммерсантъ» Александра Черных посвящена сложной теме работы над репортажем. Журналист рассказывает о собственных приемах взаимодействия с героями, о том, как общаться с людьми и получать необходимую информацию, как замечать вокруг и удачно вписывать в текст детали, которые создают необходимое настроение. На примере собственных публикаций в газете «Коммерсантъ» Александр Черных объясняет, как можно сделать интересным репортаж с самых рядовых мероприятий (митинги, похороны и другие повторяющиеся события), соблюдать принцип объективности и двух сторон даже там, где достичь этого бывает сложно, рассказывает о своем опыте работы в горячих точках.
Для вашего удобства мы подготовили основные тезисы лекции в виде тайм-кода.
00:39 Репортаж – это очень авторский жанр, границы которого размыты. Это не наука, здесь все зависит от журналиста и его редактора. Здесь нет «правильно» и «неправильно». Правило одно: пишите правдиво.
02:11 Что такое репортаж? Можно уехать на несколько месяцев, а можно написать его за пару часов.
02.50 Репортаж не просто дает читателю информацию, а надевает на него очки виртуальной реальности.
04:00 Читатель видит глазами автора, поэтому от него так много зависит. Люди, которые находятся в одном и том же месте, выдают абсолютно разные репортажи.
04:23 Репортаж не просто дает информацию, а передает настроение. Пример журналиста Андрея Стенина, который вел репортаж с суда над битцевским маньяком, – описание дня, в течение которого оглашали имена жертв. Ничего существенного происходит, но впечатление создается.
06:22 Репортажи, которые не несут информацию, но передают настроение, как картины импрессионистов. Текст издания Baza о разговорах в электричках накануне 24 февраля 2022 года.
08:11 Репортаж – это пытка рассказать историю, небольшой рассказ. Он может быть без начала и без конца, а может быть завершенным. Нужно, чтобы в репортаже было что-то большее, чем просто цепь событий. Репортаж с митинга движения «Наши», на котором студент искал абазинский флаг и не мог найти. Этот образ создавал настроение. Так получается репортаж, а не отчет о мероприятии.
12:35 Я всегда говорю студентам и стажерам: смотрите по сторонам, попытайтесь увидеть что-то, что бы вас зацепило, и получился короткий рассказ.
12:54 Полезно ли ходить на «одинаковые скучные мероприятия»? Не все митинги стоят того, чтобы про них писать, но приходится, это работа.
13:38. Репортаж с похорон Иосифа Кобзона: как можно использовать в тексте траурные венки.
16:10 Репортаж с похорон Фазиля Искандера: как быть, если ничего не происходит и никто не пришел.
19:52 Когда остановиться и понять, что ты собрал фактуру и этого достаточно? «Я все время как будто ищу в голове какую-то финальную точку». Примеры из текстов про похороны Фазиля Искандера и из репортажа про войну в Карабахе. «В какой-то момент просто щелкает: ты набрал все, что есть».
25:05 Когда у репортера нет готового ответа, возможно, повисший в воздухе вопрос – это выход. Тогда читатель тоже задумается. Некоторые считают, что автор должен все максимально «разжевать», но не всем нравится, когда им манипулируют.
26:39 Репортаж из Мариуполя: сами герои репортажа объясняют, что происходило, но при этом в тексте нет «стандартных и понятных выводов». Не надо проговаривать свою точку зрения, пусть об этом говорят в тексте сами люди.
29:19 Как отличить смысловую деталь от ненужной? Что передает атмосферу, а что является в тексте лишним? Стоит ли передавать в репортаже свое субъективное впечатление, мысли и чувства? Это допустимо, когда это что-то добавляет в текст.
34:30 Как быть, если уходишь с мероприятия, а потом произошло что-то значимое? Как не упустить все?
37:30 Работа в горячей точке: стоит ли перед тем, как писать текст, проговорить свои впечатления с кем-то из близких или коллег? Когда есть время, такая рефлексия может быть полезной.
39:35 Самоцензура. Пример из репортажа о забастовке дальнобойщиков.
56:50 Репутация героев и их безопасность. Важно написать правду, но всегда нужно думать о последствиях для своих героев.
58:27 Что и когда стоит согласовывать с героями? В репортажах согласования требуются редко. Но если просят, нужно согласовать.
01:00:13 Неожиданный ракурс, попытка посмотреть на привычную историю немного иначе. Как найти новое в привычном? Пример о похоронах правозащитницы Людмилы Алексеевой.
01:03:45 Неожиданный ракурс в нескольких репортажах с акции у Соловецкого камня.
01:09:35 Да, мне повезло, и такие вещи надо стараться ловить! Пример с митингом на Манежной площади: как встретились блогер-инфлюэнсер и оппозиция. Когда делаешь репортаж, ты все время сканируешь реальность вокруг себя.
01:14:15 Почему стоило пойти на похороны рэпера Дэцла и что из этого вышло.
01:18:51 Как искать темы для репортажей и находить их в совершенно неожиданных местах. При чем тут ракета, торчащая из окна, и кошки в Карабахе?
01:24:13 В какой момент стоит сказать герою, что вы журналист? Это важно: не стоит представляться и общаться казенным языком, будьте проще и человечнее!
01:28:41 Умение видеть детали – это дар или его можно развить, оно появляется с опытом? Если ходить на 10 одинаковых митингов, самому захочется найти детали, которые будут отличать их друг от друга. Читайте коллег, которые пишут о тех же событиях, сравнивайте, анализируйте, перенимайте опыт.
01:31:10 Взаимодействие репортера и фотографа: каким может быть это сотрудничество?
01:42:19 Похороны Жириновского: как использовать ограничения для журналистов на благо текста.
01:44:15 Специализация журналистов по темам: полезно ли это?
01:48:53 Что редактор должен обговорить с журналистом перед тем, как отправить его на репортаж.
01:55:28 Допустимо ли в каких-то случаях отрицать, что ты журналист, чтобы попасть туда, куда не пускают?
01:58:49 Как писать репортажи в соавторстве.
02:06:54 У кого и чему может учиться журналист.
02:09:24 Объективность: как представить в тексте две стороны, и что делать в случаях, если вторая сторона конфликта недоступна. Примеры о митингах в Минске: как с помощью журналиста удалось связать сторонников и противников Лукашенко.
02:18:15 Не манкируйте официальными мероприятиями и государственными митингами. Пример со сторонниками и противниками реновации.
Ссылки на тексты, упомянутые в лекции:
Протестующие дальнобойщики https://www.kommersant.ru/doc/2868404
Похороны Фазиля Искандера https://www.kommersant.ru/doc/3053817
Репортаж с акции у Соловецкого камня https://www.kommersant.ru/doc/2843025
Репортаж про сторонников и противников реновации https://www.kommersant.ru/doc/3325230
Репортаж про борьбу со свалкой в Клину https://www.kommersant.ru/doc/3598137
Второй репортаж с акции у Соловецкого камня https://www.kommersant.ru/doc/4141938
Репортаж с похорон рэпера Дэцла https://www.kommersant.ru/doc/3875211
Митинг сторонников и противников Лукашенко в Минске https://www.kommersant.ru/doc/4460280
«Двусторониий» совместный репортаж с войны в Карабахе https://www.kommersant.ru/doc/4530046
История, как люди заботятся о кошках в воюющем городе https://www.kommersant.ru/doc/4537851
Разговоры с беженцами из Донецка накануне 24 февраля https://www.kommersant.ru/doc/5229355
Репортаж из Мариуполя https://www.kommersant.ru/doc/5316007
Митинг движения Наши https://www.kommersant.ru/doc/1357598
Похороны Людмилы Алексеевой https://www.kommersant.ru/doc/3827566
Ещё один репортаж с акции у Соловецкого камня https://www.kommersant.ru/doc/3785725
Репортаж с митинга, написанный пятью авторами https://www.kommersant.ru/doc/4661125
Похороны Жириновского https://www.kommersant.ru/doc/5303727