Медовое производство Cocco bello Гузель Санжаповой
Сумма сбора: 5 млн рублей
Гузель – один из самых известных авторов российского краудфандинга, технология позволяет ей рассказывать о проблемах жителей уральской деревни Малый Турыш и обеспечивать их рабочими местами. Девушка создала в деревне медовое производство Cocco bello и производит известный на всю страну крем-мёд. Свою первую кампанию Гузель запустила в 2013 году. «Когда я запускала первый проект, у меня не было сайта, только две страницы в соцсетях с очень маленьким количеством подписчиков. Кроме знакомых и их знакомых рассчитывать мне было особенно не на кого, но постепенно я поняла, что ничто так эффективно не находит путь к сердцам других людей, как твоё собственное лицо», – объясняет Гузель Санжапова.
Ее советы:
– запускайте небольшие (до 1000 рублей) рекламные кампании, чтобы пост увидели в первую очередь уже имеющиеся подписчики сообщества. Соцсети сегодня не так эффективно работают в продвижении крауд-проектов. Это связано с внедрением «умных лент».
– перенаправляйте аудиторию из офлайна на крауд-кампанию в интернете. Ноу-хау Санжаповой – покупка простейшего домена и редирект с него на страницу сбора. Свою текущую крауд-кампанию по строительству общественного центра в Малом Турыше Гузель заранее построила с учётом графика выступлений в разных регионах. На своих выступлениях Гузель в конце выводит на слайд ссылку «турыш.рф» и обещает первым спонсорам из числа зрителей памятный подарок от себя – фирменный мёд Cocco bello. Когда люди уже прочувствовали историю и воодушевились выступлением, они с радостью становятся спонсорами крауд-проекта. Так, на форуме «Бизнес со смыслом» такая игра с залом принесла в проект Гузель порядка 270 тыс рублей.
– Интересные лоты – способ вовлечь спонсоров в краудфандинговый проект. При этом такие лоты необязательно предполагают получение чего-то осязаемого благотворителем. Например, в проекте Гузель Санжаповой есть возможность купить мёд для подопечных фонда «Старость в радость», одиноких стариков. Так одна банка мёда и помогает в строительстве общественного центра в деревне, и служит вкусным и полезным подарком для жителей домов престарелых.
– Ещё вчера бабушки в моей деревне собирались доживать, а сегодня они работают и помогают тем, кто в этом нуждается. Мне было важно, чтобы слово «благотворительность» прозвучало в деревне, это очень меняет сознание, – комментирует Гузель.
Фонд помощи животным «Ника»
Сумма сбора: 15 млн рублей
Небольшой фонд из Зеленограда стал рекордсменом отечественного краудфандинга по сумме сбора: больше 15 миллионов рублей перечислили спонсоры четырёх кампаний фонда на строительство уникального многофункционального центра «Мокрый нос». Сотрудники разбили большую цель на этапы и запускали новый проект только после реализации предыдущего. Сбор на завершающий этап строительства нуждается в поддержке прямо сейчас, он стал самым масштабным проектом фонда.
– Благотворительные организации со всей страны завалили нашу электронную почту с просьбой открыть секрет, благодаря которому нам удалось завершить целых три больших проекта успешно. Все расстраиваются, когда узнают, что золотого секрета вовсе нет, – рассказывают Вера Митина и Виктория Краснова, учредитель и менеджер проектов фонда. – Проект – огромная ежедневная работа, очень важно донести до общественности в простой, но в тоже время яркой форме, что ваш проект уникальный, полезный, реально работающий, решающий определённую проблему.
Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!
Их советы:
– закладывайте на подготовку проекта к запуску на крауд-платформе около месяца. Этого времени хватит, чтобы составить грамотное описание проекта и продумать визуализацию. –
– минимум воды и максимум конкретики. Посетителю крауд-платформы некогда читать занудные и длинные тексты, ему важно сразу уловить суть проекта. Но короткие тексты исключительно о проблеме, без чёткого описания методики решения тоже вызывают у людей вопросы.
– пишите эмоциональные посты в соцсетях. Основной канал продвижения проектов фонда – социальные сети. Задолго до запуска своей первой кампании сотрудники фонда активно развивали сообщества «Ники». Фонд начался с небольшого волонтёрского проекта, и девушки искренне и ярко рассказывали о каждой поездке в заброшенные приюты. «Часто у коллег мы видим безэмоциональные посты. Неумение верно подать пользователю свою идею и является причиной нежелания участвовать в жизни сообщества», – отмечает Виктория Краснова. Нередко видела свои посты в группах других зоозащитных организаций. Коллеги, отказываясь верить в существование секрета успешного краудфандинга, пытались говорить с подписчиками на языке Виктории. Но в группе, где пользователю неинтересно, сработавший в другом сообществе пост окажется незаметным и неэффективным.
Петербургский фонд «Дорогою добра»
Сумма сбора: почти 2 млн рублей
Самый народный (то есть собравший больше всего участников) крауд-проект на Planeta.Ru был реализован петербургским фондом «Дорогою добра» благодаря участию блогеров – творческого объединения Rakamakafo. Эти блогеры стали очень известны на YouTube благодаря пранкам – розыгрышам и социальным экспериментам, основанным на реакциях людей.
Ноу-хау: в поддержку проекта участники творческого объединения записали социальный эксперимент, поднимающий проблематику социального сиротства, и разместили на своём канале с ссылкой на проект. Подписчики Rakamakafo -школьники и студенты, которых принято считать неплатёжеспособной аудиторией. Они действительно перечисляли в проект небольшие суммы – от 5 до 100 рублей. Но ребят было так много, что проекту удалось собрать почти 2 млн рублей. Кампания объединила 10 994 участника.
И снова звёзды
В качестве блогеров часто выступают известные попечители фондов – своими просьбами поучаствовать в крауд-проекте они приводят новую аудиторию. Важно, чтобы селебрити была близка тема проекта – тогда просьба получится более искренней и эффективной. Молчаливые репосты, как правило, не работают.
Многие звёзды соглашаются снять видеообращения в поддержку благотворительных проектов. КВНщики из команды «Уральские пельмени» поддержали роликом сбор екатеринбургского фонда «Живи, малыш» на приобретение социального такси.
Ребята так прониклись темой, что после съёмок и сами решили перевести на счёт проекта миллион рублей. Подобную активность сотрудники фонда вряд ли могли предположить на старте проекта, что ещё раз подчёркивает характерную черту краудфандинга – должно быть много вариантов продвижения проекта, и нельзя точно предсказать, какой из них «выстрелит».
Муравьи Созидания
Безвозмездные лоты, показывающие спонсору, на что конкретно идут его деньги, достаточно популярны в благотворительных проектах. Например, в кампании петербургского центра абилитации взрослым с аутизмом «Антон тут рядом», приуроченной ко дню рождения центра, большим спросом пользовались подарки не бэкерам, а самому центру – предметы обихода и расходные материалы.
А фонд «Созидание», собирающий на ростовую куклу символа организации – муравья, буквально «расчленил» своего будущего муравья, предложив приобретать его по частям. Кому-то глазки муравья, кому-то брюшко, а кому-то улыбку. Впрочем, без улыбки не ушёл ни один спонсор этой позитивной кампании. Краудфандинг – это во многом об эмоциях. Чем эмоциональнее ваш проект, тем больше шансов на его успех.
СМИ или блогеры?
Многие фонды часто тратят много сил, чтобы попасть с информацией о своём проекте в СМИ. Но это не всегда эффективный способ продвижения проекта.
– Рассылка пресс-релиза по СМИ часто оказывается разочарованием, вряд ли без прямых контактов и заинтересованности конкретных журналистов получится рассказать о своём проекте в новостных лентах разных изданий, – делится Виктория Краснова из фонда «Ника».
Но и размещение материала о сборе не всегда гарантирует рост счётчика проекта. Гузель Санжапова вспоминает, как о её первом проекте в 2013 году написал портал «Большой город», и читатели перечислили в кампанию больше 200 тыс. рублей. Публикации о новых проектах социальной предпринимательницы были менее эффективными с точки зрения фандрайзинга и работали в большей степени на узнаваемость её и бренда.
Это не значит, что работать со СМИ в ходе крауд-кампании не нужно. Краудфандинг, несмотря на свою проектную историю, можно в целом включать в план по развитию организации. Деньги – это далеко не единственный (а по мнению многих авторов, даже не главный) плюс народного финансирования. Одна из его функций – пиар. И в этом смысле запуск многих проектов может быть действительно интересным инфоповодом для ряда СМИ и блогеров.
Фонд Вера
На счету фонда «Вера» уже 74 крауд-проекта только на «Планете». При этом организация активно запускает кампании и на других площадках.
– Самые успешные примеры сотрудничества с крауд-платформами для нас – это, конечно, «Планета» и «Такие дела» фонда «Нужна помощь». При этом в случае «Таких дел» нам важны не только суммы сборов, но и то, как «Такие дела» продвигают эти проекты. Портал публикует истории наших подопечных, через которые помогает благотворителям понять смысл и значимость работы. Кроме того, с помощью профессиональных журналистских материалов «Такие дела» поддерживают нашу просветительскую работу. Это очень важно, так как до сих пор информированность общества о паллиативной помощи остается на очень низком уровне. Мы со своей стороны ежемесячно предоставляем нашим коллегам содержательный отчет – цифры, анонсы мероприятий, новости о героях проектов, фото, – подчёркивает Елизавета Кадетова, директор по развитию фонда помощи хосписам «Вера», обращая внимание на важность отчётов и в краудфандинге – как и в любом из инструментов фандрайзинга.
Сотрудники фонда рекомендуют относиться к сбору на краудфандинговой платформе как к сообществу единомышленников. Интерфейс платформы даёт возможность собирать вокруг проекта заинтересованных пользователей и взаимодействовать с ними в дальнейшем. В распоряжении автора проекта остаются мейлы всех жертвователей, а один раз в неделю участникам кампании можно отправить письмо из новостей проекта. Например, проинформировать о старте новой кампании. Сейчас проекты фонда на платформе объединяют 6148 подписчиков.
– Фонд «Вера» всегда с готовностью пробует новые форматы фандрайзинга. Так было и в 2012 году, когда представители «Планеты» пришли к Нюте Федермессер с предложением попробовать разместить сбор на этой площадке. Мы начинали с проектов адресной помощи или помощи учреждениям, каждый такой сбор длился месяц, потом мы запускали следующий. Постепенно мы пришли к возможности размещать на «Планете» системные проекты. Сейчас, например, собираем средства на работу Горячей линии помощи неизлечимо больным людям. Кроме того, так как мы были первым благотворительным фондом, начавшим сотрудничество с «Планетой», то помогли разработать документацию для работы платформы с НКО, – отмечает Елизавета Кадетова.
О старте небольших (до 100 тысяч рублей) проектов сотрудники фонда даже не всегда пишут в соцсетях. Рассылки по базе людей, поддержавших предыдущие кампании, нередко хватает, чтобы сдвинуть с нуля новый сбор. Специалисты фонда рекомендуют не игнорировать и функцию «код проекта – с ее помощью можно разместить баннер, ведущий на крауд-кампанию, на разных сайтах – своём и партнёрских.